Кому и зачем нужен закон о языках? Ну вот и всё. Будто и не было Евро, и стабильного спокойствия, и разговоров об имиджевых выигрышах и проведении чемпионата на европейском уровне, и ощущения цивилизованности и причастности к тем, у кого все нормально или хотя бы в рамках. Театр абсурда, разыгранный при принятии языкового закона в парламенте, а потом на акциях протеста перед Украинским домом, вернул всех с небес на землю. И даже наши привыкшие ко многому люди, у которых уже иммунитет к политической грязи, морщились от происходящего…

Итак, во вторник, 3 июля, Верховная Рада под председательством вице-спикера Адама Мартынюка приняла закон "Об основах государственной языковой политики", который закрепляет функционирование на территории Украины, причем во всех отраслях – от выдачи паспортов до работы органов власти, - почти 20 региональных языков, в том числе русского. Первая попытка рассмотрения в парламенте этой инициативы от Партии регионов, предпринятая еще в мае, закончилась дракой. Утром во вторник законопроекта в повестке дня не было, в итоге он там внезапно появился и был принят 248-ю голосами без обсуждения и рассмотрения замечаний профильного комитета буквально за две минуты. Конечно, депутатов в зале было ощутимо меньше.

Дальше началась вакханалия. Оппозиция заявила протест, который от обычных ее протестов отличался только тем, что несколько депутатов от НУНС объявили голодовку. Тем не менее, эта спонтанная акция возымела неожиданный эффект: фактически оппозиционеры своим митингом сорвали пресс-конференцию Януковича, которому, видимо, было некомильфо пробираться к трибуне с заднего хода Украинского дома, слышать при этом свист и видеть не привычные жизнеутверждающие плакаты, а обидные обзывалки. Апеллируя к нарушениям регламента при принятии закона, написали заявления об отставке вице-спикер Томенко и спикер Литвин (что было достаточно неожиданно, учитывая богатую политическую карьеру последнего, которая априори предполагает нешуточную моральную гибкость). Парламент заявления, правда, пока не удовлетворил, но шаг был сделан. К концу недели ситуация осталась подвешенной: закон принят, но до логического конца этот процесс не доведен, потому что документ не подписан ни спикером, ни президентом.

О самом языковом законе сказано уже очень много. К нему масса претензий. Дело в том, что этот документ - чисто идеологический: технически он не проработан совершенно. То есть если регионалы таки дожмут ситуацию и закон вступит в силу, как он будет выполняться - совершенно непонятно. Где взять деньги на гигантское увеличение документооборота и неминуемое расширение штатов (должны же в органах власти работать эти самые носители региональных языков хотя бы в качестве переводчиков), как соотнести административно-территориальное устройство страны с расселением меньшинств, насколько именно такой подход целесообразен – на эти вопросы никто не то что не дает ответов, их никто даже не задает, в том числе оппозиция, которая по идее должна бы. Никому нет особого дела до сути проблемы, а то, что преподносится всеми сторонами как "судьбоносное решение ", - просто очередная политическая манипуляция. Чтобы это доказать, достаточно разобраться, что, почему и как делали основные стороны этого конфликта.

Сторона первая – инициатор законопроекта, Партия регионов. Зачем ей этот закон? Возможная второстепенная версия – это такой реверанс в сторону "старшего брата", России. Мы вообще поглядываем в ее сторону с известным пиететом. Не так давно пытались, как россияне, прекратить переводить часы, теперь вот хотим переименовать милицию в полицию… Ну и язык заодно. Что там да как в деталях – никто разбираться не будет, но почтение засвидетельствовано. Но вряд ли это основное объяснение. Основное – принятием этого закона Партия регионов пытается мобилизовать свой электорат в преддверии парламентских выборов. Во-первых, не просто предоставить русскому языку какой-то особый статус, а сделать его вторым государственным было одним из предвыборных обещаний Виктора Януковича. Во-вторых, электорат регионалов – это в основном русскоговорящие Юг и Восток Украины.

Так-то оно так, но по поводу этой версии возникает один вопрос: как Партия регионов представляет себе своего избирателя? Дело в том, что ядерный электорат регионалов – жители Донбасса – поддержал бы свою партию и без закона о языках. И возможно, для какой-то части этого ядерного электората выбранная регионалами линия "мужик сказал – мужик сделал" действительно является железобетонным аргументом "за". Но для очень многих других людей, в том числе русскоговорящих сторонников Партии регионов, то, как именно был принят закон, может стать серьезным сдерживающим фактором. Не всем нравится позиция грубой силы. Не всем нравится фарс с необходимым количеством голосов, хотя Конституция четко требует личного голосования депутатов. История с проголосовавшей "за" карточкой отсутствовавшего на заседании оппозиционера Томенко – просто верх маразма… Не всем нравится озвучиваемая энергичными голосами без всякого смущения откровенная ложь: оппозиции в кои-то веки удалось повсеместно растиражировать информацию о нарушениях регламента, и слова "документ принят по процедуре" стыдно слушать. Не всем нравится шантаж по отношению к спикеру – пусть и спикер не святой. Не всем нравится, что только теперь, когда случился откровенный скандал, начались разговоры о том, что документ нужно доработать. В конце концов, не всем нравится, что благодаря действиям власти весь мир облетели кадры, на которых боксер-чемпион Виталий Кличко прижимает к глазам, слезящимся от газа, тряпку… Конечно, власть должна быть сильной и уметь добиваться своего, иначе это не власть. Конечно, народ - это просто народ. Но перегибать палку в оценивании его "простоты" тоже не стоит. Потому что одна-единственная фраза вроде "мы развели их, как котят" может свести на нет все электоральные выигрыши, полученные от той или иной инициативы. Уж слишком грубо и цинично. Или интеллигенция – это не электорат Партии регионов и не входит в круг ее интересов?..

Сторона вторая – оппозиция. Для нее этот закон, точнее - его неприятие и критика, - точно такая же имиджевая вещь и манипуляционная технология, как для Партии регионов – его принятие. Оппозиция не смогла предотвратить положительного голосования за закон. Раньше подобное вменяли оппозиционерам в вину, но сейчас упрекнуть их в невозможности противостоять большинству в парламенте уже сложно: против лома, похоже, таки нет приема. Поэтому пришлось оппозиции, как обычно, работать не с будущим страны, а с прошлым – со свершившимся фактом, с ситуацией уже принятого закона. Оппозиционеры, конечно, вышли с протестом и призывом остановить "наступ на мову", обильно сдобрив свои речи пафосом и добавив в голоса драматизма. Под Украинским домом собралось несколько сотен человек, 10 из которых до конца недели голодали. Акции прокатились по всей стране, но массовыми так и не стали...

Вряд ли оппозиционерам можно предложить какой-то иной вариант действий. Другое дело – как был в итоге оформлен протест. На каждое событие, которое вызывает у противников власти недовольство, и закон о языках не стал исключением, они толкают приблизительно одну и ту же довольно абстрактную речь о приближении апокалипсиса, от которой по идее кровь должна стынуть в жилах. Только вот если часто пугать – то уже не страшно. Никакой конкретики, никаких четко сформулированных претензий к данному закону, хотя их масса, - только причитания о "наступе на мову". Что будет, если протестно настроенный избиратель захочет почитать закон и не поймет, в чем заключается "наступ", оппозиционеров, похоже, не беспокоит – и в этом проявляется их отношение к своему электорату и оценка умственных способностей своего электората, не очень отличающиеся от отношения и оценки Партии регионов. Почему не рассказать избирателю, что закон во многих частях не выполним, что русский язык на самом деле не испытывает никаких притеснений, что есть какой-то альтернативный документ (если он, конечно, есть)? Почему не дать какую-то конкретную пищу для размышлений и последующих выводов вместо давно набивших оскомину лозунгов?..

В пятницу вечером протестная акция оппозиции под Украинским домом внезапно закончилась, и это было так же неожиданно, как появление во вторник законопроекта о языках в повестке дня. Что стало причиной ее окончания – понимание бесперспективности и проигрыша, нехватка человеческих и финансовых ресурсов, просто усталость и отчаяние – сказать сложно. Официально озвученная версия о "промежуточной победе, ведь закон не подписан ни спикером, ни президентом" не выдерживает никакой критики. Вопрос о языках был проголосован 3 июля. Согласно регламенту работы Верховной Рады, текст закона, принятого парламентом, не позднее чем в 10-дневный срок оформляется главным комитетом, визируется председателем комитета и подается на подпись спикеру. Десять дней от 3 июля – это 13 июля. Спикер обязан подписать его не позднее чем через 5 дней после подачи – получается, до 18 июля. Затем закон передается на подпись президенту, который, согласно Конституции, обязан рассмотреть его в течение 15 дней, то есть в нашем случае - к началу августа. Если есть такие нормы, о какой промежуточной победе можно говорить 6 июля?..

Скорее, дело все-таки в понимании бесполезности и даже мелкости происходящего под Украинским домом. Вот он, вопрос, провозглашенный всеми как социально острый, - вопрос языка. Вот они, лидеры оппозиции с мегафонами в руках и призывами совершить революцию. Вот он, бутафорский парламент и окончательно показавшая свои методы Партия регионов. А что в итоге? В итоге бороться за этот самый социально острейший вопрос готовы 200 человек. Когда из 40-миллионного населения на "линию фронта" (это формулировка Тимошенко) выходят 200 человек – это значит, что война проиграна. Или, по крайней мере, сражение. Да, власть допускает ошибки и иногда откровенно себя дискредитирует. Но альтернативы ей – нет. Нынешнюю оппозицию как альтернативу люди не воспринимают, и закон о языках в очередной раз это доказал.

И есть еще третья сторона конфликта. Если общий рисунок ситуации применительно к первым двум сторонам откровенно трагичен, потому что современная украинская политика зашла в тупик, то применительно к третьей стороне он скорее комичен, как комичны все, кто пытается усидеть на двух стульях. Сторона эта – спикер Владимир Литвин. На прошлой неделе Литвин разыграл ну просто драму в трех актах. Акт первый – "Оскорбленная невинность". Основные действия и заявления – кругом предатели, в парламенте недопустимый балаган (сколько законов было принято аналогично языковому, и посчитать сложно, но раньше спикера это не смущало), закон не подпишу, отставка неизбежна. Таким смелым Владимир Михайлович был до тех пор, пока считал, что за его отставку должны голосовать минимум 300 депутатов, причем лично и бюллетенями. Стены парламента давно не видели такого количества народных избранников, и спикер был спокоен. Но Партия регионов таким знакомым уже методом за пару минут изменила процедуру избрания и снятия с должности председателя Верховной Рады, радикально упростив ее, и Литвин сбавил обороты. Тут начался акт второй – "Я такого не говорил". Оказалось, что никакого категорического отказа подписывать закон не было, это все инсинуации, а спикер просто призывает соблюдать регламент. К концу недели регионалы, видимо, решили с одной стороны – перестать плодить скандалы, с другой - дать Литвину время одуматься, и парламент не стал рассматривать вопрос о его отставке. Литвин в это время разыграл третий акт – "Нас хотят поссорить": мол, в таком виде закон не могут подписать ни спикер, ни президент, потому что нарушения были, но нужно договариваться и искать компромиссы.

Мотивация Литвина в принципе понятна. С одной стороны, ему хочется остаться спикером и не разругаться с властью. Скоро выборы. Народная партия даже списка выдвигать не будет, а вот по мажоритарному округу Литвин пойдет и, конечно, имеет шансы. Должность спикера позволяет и деньги бюджетные в нужный округ направлять, и кампанию беззаботно вести. Дружба с властью гарантирует некую поддержку, а там, возможно, получится возглавить парламент и следующего созыва… С другой стороны, округ в Житомирской области, по которому будет баллотироваться Литвин, - украиноязычный. Его жители могут не понять тонкой политической игры на таком очевидном для них языковом вопросе. Конкурент Литвина на округе – вроде достаточно популярный там оппозиционер, бывший житомирский губернатор, так что сдавать даже одну позицию Владимиру Михайловичу не с руки. Кроме того, говорят, Литвин достаточно обидчив, и ситуация, в которой его, спикера парламента, искусственно вывели из игры, отправив на какое-то заседание и проголосовав в это время спорный законопроект, могла Владимира Михайловича просто разозлить. Отсюда и громкие заявления.

Грустно другое. Грустно, что вся эта история, которая отчасти формирует даже репутацию Украины на международной арене, завязана в том числе на личные амбиции одного человека – спикера, и от него зависит, как будут развиваться события. Скорее всего, с подписью председателя парламента регионалы как-нибудь разберутся: или таки дожмут Литвина, что-нибудь пообещав или чем-нибудь пригрозив, или на внеочередной сессии быстренько выберут нового спикера. Закон попадет к президенту, и на самом деле все зависит от него. Возможно, здравый смысл возобладает, и Янукович отправит документ на доработку. Это позволит не вводить в действие неработающий закон, сохранить хотя бы видимость попыток качественной работы и погасить весь этот конфликт. При этом нужный сигнал "своему" электорату все равно уже дан, и о вопросе вполне можно забыть – хотя бы до выборов. После выборов обычно начинаются уже совсем другие истории.

Но главное во всех этих прошлонедельных событиях – совсем другое. Ситуация с языковым законом - ярчайшая иллюстрация кризиса парламентаризма в Украине. С одной стороны, конкретно этот парламент дискредитировал себя окончательно. Орган, который принимает законы, во-первых, руководствуется при этом не логикой развития страны, а логикой политического момента, часто просто решая предвыборные задачи правящей партии или бизнес-задачи отдельных ее представителей. Закон о языках на самом деле никому не нужен – хотя бы потому, что даже в нашем полном обвинений социуме жалоб на притеснения по языковому принципу как-то не слышно. У людей есть гораздо более острые проблемы, а закон о языках – чистая предвыборная технология. Во-вторых, этот самый орган, который принимает законы, сам их регулярно нарушает – ту же норму о личном голосовании. Подобного не должно быть так явно и открыто на столь высоком уровне, потому что это – бардак, который подрывает доверие к власти. Если норма о личном голосовании устарела или не имеет смысла, ее надо упразднять либо менять, но нельзя на нее просто плевать. Получается, что наш парламент сейчас может принять в принципе вообще любой закон, что бы там ни было написано, - достаточно иметь нужное количество карточек в гнездах и на всякий случай людей, готовых при самом плачевном развитии событий развязать драку. Как нормативно регулируется процедура голосования, никого в принципе не интересует.

С другой стороны, такой парламент в принципе изжил себя, особенно при столь сильной вертикали власти, как сейчас в Украине. Если в парламенте есть сформированное большинство, которое действует в унисон с исполнительной и президентской властью, то меньшинство оказывается в принципе не нужным – все решается без него. Но эта ситуация, которая вроде как удобна и выгодна правящей партии, несет и определенные риски. Чем больше Рада будет выкидывать фокусов, аналогичных прошлонедельным, тем с большим… юмором народ будет к ней относиться. Парламент не должен быть цирком, иначе на выборы люди будут ходить, как в цирк, - время от времени, когда будет большое желание. А Партии регионов уже этой осенью очень нужна высокая явка. Потому что если на выборы придет 20% избирателей, регионалам ох как непросто будет доказать, что они законно избранная всем украинским народом власть. Им нужна эта легитимность – и внутри страны, и для Запада. А чтобы была легитимность, у парламента должен быть авторитет. Пока что с этим – большие проблемы.