Конец «майдана предпринимателей», депрессивные КП и торговые надбавкиПрошлая неделя, как и позапрошлая, началась с протестов предпринимателей. Правда, почти ставшая традиционной понедельничная акция была малочисленной: по данным ее организаторов - Харьковских горорганизаций профсоюза предпринимателей и профсоюза таксистов, - в митинге приняли участие около 300 человек. Участники мероприятия держали традиционные плакаты: "Кабмин - в отставку, кодекс - на свалку!", "Антинародным реформам - нет, Налоговому кодексу - нет!", "Податковий кодекс - вбивця малого бізнесу", - и один плакат менее традиционный: "Азаров, Тигипко имеют всех гибко".

Во вторник президент заявил, что наложил вето на Налоговый кодекс. Правда, вето было условным: Виктор Янукович не отверг кодекс полостью, а вернул его в Верховную Раду, снабдив главный фискальный документ страны своими поправками. Поправки коснулись наиболее спорных моментов - ужесточения требований к единоналожникам и расширения полномочий налоговой. Так, по воле гаранта из Налогового кодекса исчезли ограничения для тех, кто работает на едином налоге, и сохранен существующий порядок вещей: предприниматели-физлица (оборот до 500 тыс. грн., не более 10 нанятых сотрудников) и юрлица (оборот до 1 млн. грн., до 50 сотрудников) оставлены на прежней системе налогообложения. Правда, президент оставил в силе норму о том, что предприятие, которое находится на общей системе налогообложения, не может относить к валовым расходам те суммы, которые платит предпринимателю, работающему на едином налоге. По мнению некоторых обозревателей, это дистанцирует малый и средний бизнес, но с другой стороны - исключит большую часть схем по обналичиванию средств.

В части взаимоотношений бизнеса и налоговой также произошли серьезные изменения. Главное из них – основанием для проведения проверки может послужить только полученная в установленном законом порядке информация, а не любые сведения, которые сочтет основанием для проверки налоговый инспектор. Кроме того, президент вернул в кодекс презумпцию невиновности, т.е. свою правоту должен доказывать проверяющий, а не проверяемый. Иными словами, до тех пор, пока налоговый инспектор не доказал факт нарушения, нарушения нет. Еще один любопытный момент – налогоплательщик может отказаться давать объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников. Первоначальная версия кодекса содержала норму о том, что налогоплательщик при проверке обязан давать объяснения по вопросам налогообложения проверяющим.

По сути, Виктор Янукович учел все требования "предпринимательского майдана", кроме одного – написать новый кодекс с чистого листа. Сделать этого президент никак не мог: полный пересмотр Налогового кодекса означал бы, что Кабмин с задачей не справился, и по логике после этого должна последовать отставка всех членов экономического блока правительства во главе с премьер-министром. О том, что президент намерен существенно перетряхнуть Кабмин, многие политики и обозреватели говорят уже давно. Однако, скорее всего, если это и случится, то не сейчас и не в ближайшее время: если бы у Януковича были такие планы, то лучшего повода, чем резкая критика Налогового кодекса, не найти.

Наложи президент полноценное вето, для его преодоления потребовалось бы 300 голосов нардепов. А после того как Янукович кодекс просто не подписал, для принятия новой редакции документа было необходимо простое большинство, которое в Верховной Раде, конечно, нашлось. В четверг, 2 декабря, парламент, недолго думая, принял Налоговый кодекс с учетом поправок, рожденных в Администрации президента. Презентовала эти поправки в Верховной Раде Ирина Акимова, которая популярно объяснила депутатам, чего хочет президент. Депутаты Акимовой поверили и без ненужных вопросов проголосовали кодекс. Хотя вопросы могли возникнуть.

Например, непонятно, почему президенту не понравилась норма о повышении ренты за добываемый в Украине газ на 40%, хотя предприниматели, выступающие против Налогового кодекса, проблемами газовиков озабочены не были и никаких требований о снижении ренты не выдвигали. В общем, это предложение Януковича выглядит как результат лоббистских усилий, причем лобби это не смогло пробиться через Кабмин и действовало через Администрацию президента. Разобраться в этой ситуации никто из депутатов не пожелал.

В пятницу президент подписал кодекс. Казалось бы – финита ля комедия. Но предприниматели, живущие в палаточном городке, вместо того чтобы поблагодарить президента за мудрость и разъехаться по домам, решили остаться на площади и, как и раньше, выдвигать требования отставки правительства и даже перевыборов Верховной Рады. Власть, очевидно, немало раздосадованная черной неблагодарностью предпринимателей, просто убрала протестующих с глаз долой: рано утром в пятницу палаточный городок предпринимателей на Майдане в Киеве был разобран с помощью спецподразделений МВД. К 5.00 Майдан окружили четырьмя кордонами сотрудников милиции. В руках они держали шлемы и были вооружены резиновыми дубинками. На Майдане присутствовало также не менее 16 автобусов с милицией и "Беркутом" и более 500 милиционеров и сотрудников "Беркута".

Лидеры оппозиции тут же назвали эту акцию «циничным наступлением на демократию» и прочими подходящими к случаю эпитетами. Хотя драматизировать ситуацию, кажется, не стоит. Дело в том, что власть, как это ни парадоксально, по сути, оказала предпринимателям услугу. Протестующие, не разобрав палаточный городок сразу после того, как был принят Налоговый кодекс, поставили себя в довольно нелепое положение: продолжать митинговать было бессмысленно, а добровольно прекратить акцию после озвучивания пакета требований космического масштаба и космической же глупости (например, о роспуске Верховной Рады) означало бы признать свое поражение. А так - все вышли из ситуации с честью: протестующие покинули Майдан, голося о произволе власти, а власть убрала неприятный раздражитель в виде палаточного городка на главной площади страны, причем сделала это очень технично: городок был свернут за полтора часа, при этом никто из протестующих не пострадал.

Конечно, организаторы "предпринимательского майдана" заявили о грядущих массовых акциях протеста в ответ на ликвидацию палаточного городка. Правда, очень сомнительно, что эти акции будут действительно массовыми. Главная причина – предприниматели преимущественно добились того, чего хотели. А хотели они избежать прессинга малого бизнеса и обуздать налоговую. Все политические требования, выдвинутые на "предпринимательском майдане", стали следствием требований сугубо экономических, которые были удовлетворены поправками Януковича.

Кроме того, предприниматели так и не смогли выдвинуть из своих рядов харизматичных лидеров и организоваться в сколь-нибудь значимую политическую силу. А прибиться к имеющейся оппозиции протестующие не пожелали (в чем, к слову сказать, их трудно упрекнуть). Провести без организующего начала массовые акции протеса можно только на волне народного гнева, но волна эта потеряла силу, разбившись об уступки, на которые пошел Янукович. Так что массовость будущих акций протеста - под большим сомнением.

О бедственном положении харьковских коммунальных предприятий часто говорили местные чиновники, а на прошлой неделе на заседании коллегии Харьковской облгосадминистрации и актива области заместитель мэра Александр Кривцов рассказал обо всех проблемах сразу. По его словам, задолженность "Харьковских тепловых сетей" за потребленный природный газ составляет 590 млн. грн. Причина - предприятие покупает газ по новой цене, а тепло продает по-прежнему по старой. Долг КП "ПТП "Вода" за электроэнергию - 35 млн. грн., причина – отсутствие экономически обоснованных тарифов, с согласованием которых тянет НКРЭ. Еще одно проблемное предприятие - КП "Горэлектротранс", которое должно своим сотрудникам 18,7 млн. грн. и 30,4 млн. грн. - в Пенсионный фонд. Причина долгов - та же, что и год назад: государство не компенсирует перевозку льготного контингента.

За помощью в решении этих проблем Кривцов обратился к губернатору. Михаил Добкин пообещал вице-мэру поддержку в Киеве по каждому проблемному вопросу, который есть у городской власти, но рычагов, которые дает должность губернатора, для решения всех перечисленных Кривцовым проблем явно не достаточно. В этом могло бы помочь «харьковское лобби» в Киеве, если бы таковое существовало. Но его нет и в обозримом будущем не будет.

В пятницу руководство Харьковской облгосадминистрации установило максимальную надбавку на продукты питания для торговых сетей. Соответствующий пункт содержится в меморандуме взаимопонимания, который подписали харьковские производители продуктов питания, владельцы сетей супермаркетов города, руководство обладминистрации и представители государственных органов контроля. Органы контроля были представлены Государственной инспекцией по контролю за ценами в Харьковской области, Харьковским облуправлением по делам защиты прав потребителей и теротделением Антимонопольного комитета. Сети супермаркетов, согласившиеся ограничить торговую надбавку, - это "Таргет", "Класс", "Посад", "Сільпо", "Рост", "АТБ", "Восторг", "Велика кишеня" и "Дигма".

Согласно меморандуму, размер надбавки к оптовым ценам производителей макаронных изделий, круп и сахара не должен превышать 10%, на колбасные изделия, сливочное масло, молоко, сметану и подсолнечное масло - не более 10% для торговых сетей городов области и не более 15% для магазинов в сельской местности. Надбавка на твердые сыры и яйца в торговых сетях города не должна превышать 12%, в сельских магазинах - 15%. Стоимость мяса не должна быть выше 10% оптовой цены производителей.

Мера эта правильная, но будет ли она эффективной – большой вопрос. В середине октября Министерство экономики обнародовало проект постановления "О некоторых вопросах ценообразования на отдельные виды товаров для основных социальных и демографических групп населения", которое изменяет механизм ограничения торговых надбавок на широкий перечень потребительских товаров. Тогда эксперты и участники рынка засомневались в эффективности предложенных мер. Одна из причин заключается в том, что подобные предложения возникали не раз, поэтому давно разработан путь обхода таких ограничений путем увеличения количества оптовиков в цепочке, т.е. в схему вводятся фиктивные оптовые фирмы, которые накручивают цену. В том, что харьковские владельцы торговых сетей не откажут себе в возможности подзаработать на всплеске спроса накануне новогодних праздников, сомнений нет. А значит, вполне возможно, будут запущены обходные схемы, и ограничение торговых надбавок окажется только красивой декларацией.