На стыке годов принято подводить итоги и делать прогнозы, делиться отзывами по поводу самых громких произошедших событий. Вместе с представителями компании ООО «Полигон» - лидера телекоммуникационного рынка Украины и генерального подрядчика «Киевстара» мы попытаемся найти ответ, каким был 2016 год для сферы телеком, и каковы её дальнейшие перспективы.

 

Кто нам помогает подводить итоги?

Лучший помощник, который может приоткрыть дверь на происходящее внутри, показать реальную ситуацию вещей, делать экспертный прогноз, базирующийся на понимании рынка, знании статистики и цифр, - это, конечно же, представитель конкретной ниши, отрасли, сферы деятельности. И пока некоторые журналисты обращаются к провайдерам интернета, представителям мобильных операторов, мы решили «копнуть глубже» и попросить экспертную оценку у компании ООО «Полигон», выступающей генеральным подрядчиком «Киевстар» и многолетним партнером многих известных операторов и провайдеров. Опираясь на полученную информацию от специалистов и сотрудников этой фирмы, представленной офисами, между прочим, в большинстве областных центров и крупных городов Украины, мы и подготовили этот материал.

 

Рост рынка мобильной связи замедляется, а мобильного интернета - ускоряется

Одно из ключевых направлений украинского телекоммуникационного рынка - мобильная связь, по отзывам аналитиков ООО «Полигон», достигла пика роста. В ближайшее время стоит ожидать не просто остановки, но и сокращения.

Обуславливается это ужесточением конкурентной борьбы между операторами связи, перенасыщением услуг, ростом цен, который несколько умерил аппетиты пользователей. Так, люди теперь не спешат звонить всем без разбору, не думают об операторе, бесплатных минутах и тарифах, но вместе с тем, они все активнее прибегают к альтернативным способам общения через интернет.

Это в свою очередь помогает росту самого перспективного направления - мобильного интернета. Операторы не только работают над созданием разных тарифных планов, но и предлагают дополнительные услуги, создают облачные сервисы и т.д.

Так, если уровень проникновения мобильной связи достиг пределов, то мобильный интернет можно и нужно развивать. Он как помогает удерживать клиентов одним операторам, так и наоборот, убеждает переходить к конкурентам. В данных условиях возможны изменения в расстановке сил и долях рынка, но по оттоку и притоку абонентов, уверены эксперты, приблизительно сохранится баланс.

 

Внедрение систем автоматизации бизнес-процессов

В 2016 году используемый в украинской сфере информационных технологий подход к привлечению сторонних технологий, максимального разделения труда и найма подрядчиков, стал активнее проявляться и в сфере телекоммуникаций.

Мобильные операторы и провайдеры разного уровня чаще внедряют системы автоматизации. Это и CRM (Customer Relationship Management), помогающие взаимодействовать с клиентами, и BPM (Business Process Management), упорядочивающие бизнес-процессы. Создавать свои программные продукты под силу лишь крупным игрокам, да и то, при условии наличия эффективной команды программистов. Зачастую более целесообразным решением на рынке телекоммуникаций становится применение готовых продуктов.

Телеком сфера Украины пришла к тому, что автоматизировать отдельные процессы в рамках подразделений не совсем выгодно, а вот применение автоматизации для объединения отдельных отделов при выполнении одного процесса - наоборот. Крупные игроки приходят к этому благодаря взаимодействию топ-руководителей и бизнес-аналитиков, а меньше по размеру организации способны оптимизировать бизнес-процессы и внедрять автоматизацию благодаря эффективным командным решениям и грамотному распределению обязанностей среди сотрудников.

Оба варианта применяет и компания ООО «Полигон», используя и силы своих сотрудников, и прибегая при необходимости к помощи бизнес-аналитиков.

 

Перспективы рынка

Учитывая замедление рынка мобильной связи, относительное затишье на рынке кабельного ТВ и проводного интернета, главные прогнозы на ближайшее время стоит делать, опираясь на показатели роста 3G сетей и сроки внедрения новых поколений - четвертого и пятого.

3G активно популяризируется, что позволило операторам перейти от тактики привлечения выгодными тарифами к более соответствующим реальным расценкам значениям. И это не скажется негативно на числе абонентов.

Как отмечают представители «Полигон», внедрение 4G и 5G интернета оправдано и целесообразно, причем как можно быстрее. Но для этого нужна проработка соответствующей нормативной базы, техническое обеспечение и, конечно же, конечное оборудование у пользователей. Вопрос прогресса прямо упирается в высвобождение частот, занимаемых аналоговыми телеканалами. И тут подвижки возможны уже в 2017 году, что и станет отправной точкой для конкретных действий и реализуемых проектов.