STATUS QUO

хаз, не может делать самолеты, кривоконь, попов

В "Укравиапроме" резко раскритиковали директора ХАЗа за слова о том, что предприятие больше не может строить самолеты

Новому руководителю ГП "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие" стоит сосредоточить свои усилия на восстановлении возможности собирать и ремонтировать самолеты на предприятии, а не на планах создания индустриального парка и идеях о невозможности авиастроения. Об этом заявил президент ассоциации "Укравиапром", председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов, комментируя недавние слова директора ХАЗа  Александра Кривоконя о том, что ХАЗ больше не может строить самолеты. Комментарий Попова опубликовал Defense Express.

По словам Попова, подобные публичные заявления имеют крайне негативное влияние на коллектив предприятия, который сейчас коллектив нуждается в поддержке со стороны руководства и постановке задач для выхода из кризиса, а не в негативных высказываниях.

"Ан-74 - это нишевый продукт, который сегодня востребован. А те вопросы, которые связаны с импортозамещением, наращиванием производства, конечно, есть, и они очень сложные, но самое главное - идти этим путем, а не разговаривать о том, что это невозможно сделать", - заявил Попов.

Он отметил, что  подобные высказывания могут смутить и заказчиков - как внутренних, так и зарубежных.

"Вот сейчас увидит Минобороны это интервью или МВД. Мы доказываем, что мы можем, что нужно размещать гособоронзаказ. Он говорит, что мы не можем. И как выполнять госзаказ с таким настроением, с такой постановкой вопроса перед коллективом? (…) Сегодня необходимо показать нашим зарубежным эксплуатантам, что ХГАПП в состоянии работать. Это и Туркмения, это и Казахстан, это и Египет, а также другие эксплуатанты самолетов (типа Ан-74 или Ан-140). Но при такой постановке вопроса, что мы ничего не можем делать, мы не найдем заказчиков", – заявил Попов.

По его словам, поддержку в восстановлении авиастроения в Харькове готовы предоставить и местные чиновники, поэтому гендиректору ХГАПП следует сосредоточить усилия именно на восстановлении компетенции и способности предприятия производить самолеты "Антонов".

"Он предлагает сегодня сделать индустриальный парк. Предлагает его, как некое садоводческое общество, разделить на участки и там сделать рабочие места, новые какие-то. Что они там будут делать - непонятно. Ты бери и делай самолет!" - заявил Попов.

Он также отметил, что прилагаемых ГК "Укроборонпром" усилий по исправлению ситуации недостаточно. Положение может исправить принятия отдельного закона по ХГАПП, который позволит создать на его базе совместный авиастроительный альянс с частными компаниями – например, с "Мотор Сич" или "ФЭД", возможно даже с участием иностранных инвесторов. Такие действия могут предоставить необходимые внешние ресурсы, которые поправят положение завода, дадут возможность начать программу импортозамещения и собственное производство или достройку самолетов.


Справка SQ. ХГАПП специализируется на производстве самолетов Ан-74, Ан-140 и ХАЗ-30. Завод простаивает с 2014 г.

Как рассказал в середине января президент Ассоциации "Укравиапром" Виктор Попов, на авиазаводе - 3,6 млрд долгов, 2 млрд грн из которых - долги по облигациям, около 800 млн грн - долги перед коммерческими структурами, 256 млн - зарплатная задолженность. По словам президента "Укравиапрома", есть надежда, что в первой половине 2021 авиазаводу спишут часть долгов, остальные - реструктуризируют.

Утром 15 апреля работники Харьковского авиазавода перекрыли несколько улиц, требуя выплатить долги по зарплате. Как сообщил председатель профсоюза предприятия Михаил Погорелов, общая сумма задолженности перед работниками составляет 256 млн гривен. По его словам, людям не выплачивают зарплату с 2014 года. Погорелов также добавил, что сейчас на заводе осталось всего 1600 сотрудников. До этого около 1000 уволились с предприятия. По его словам, сегодня призводственные мощности предприятия загружены не более чем на 20%.

Через несколько дней "Укроборонпром" сменил директора ХАЗа и назначил на эту должность Александра Кривоконя, который уже возглавлял предприятие в 2017 году.

В начале мая ХАЗ при финансовой поддержке "Укроборонпрома" частично погасил задолженность по заработной плате перед работниками. Государственный концерн "Укроборонпром" помог авиазаводу, который входит в его состав, погасить задолженность по заработной плате перед работниками за два месяца 2020 года, а также выплатить текущую зарплату за выполненные работы. Всего ХАЗ осуществил выплату 9 млн грн с налогами включительно. Речь идет о погашении задолженности за апрель-май 2020 года, а также о расчете за выполненные работы по производству запчастей к самолетам, в том числе на заказ "Мотор Січі".

В конце июня директор ХАЗа Александр Кривоконь заявил, что Харьковский авиазавод не может сейчас делать самолеты. Восстановление серийного производства также невозможно. Причина – отсутствие кадров.