Министерство образования и науки планирует присоединить Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды к Харьковскому национальному университету имени Каразина. Это уже вызвало бурю возмущения со стороны представителей педуниверситета, и их, безусловно, можно понять. Но так ли все просто и есть ли объективные причины для того, чтобы объединять вузы и, называя вещи своими именами, сокращать их?

Итак, давайте разбираться. В МОН объяснили, что «современные вызовы, включая социально-демографические изменения в стране, требуют новых решений». 

Начнем с «современных вызовов». С начала полномасштабной войны из Украины выехало от 6 до 8  миллионов человек. И многие из них (по данным Центра экономической стратегии – до половины)  - не вернутся. А это огромное количество людей. Причем половина выехавших – дети. Дети, многие из которых не связывают свое будущее с Украиной. Возвращаясь к нашей теме, эти дети – потенциальные студенты, которые, желая интегрироваться в европейской общество, выберут европейские учебные заведения. Или уже выбрали. То есть это как минимум сотни тысяч, если не миллионы молодых людей, которые уже потеряны для украинских вузов. Да, ситуация может измениться, но когда и в какой степени – этого, увы, не может предсказать никто.

Второе, чего лишились вузы с началом войны, особенно харьковские, – иностранные студенты. 12 тысяч иностранцев все еще учатся в Харькове дистанционно, но годом ранее их было 19 тысяч, то есть только за один 2023 год их количество сократилось на 40%. А это не только люди, заполнявшие аудитории, пусть и дистанционно, - но и деньги, которые вузы зарабатывали. Возрастет или сократится количество иностранных студентов в этом году? Опять же – точный ответ на этот вопрос дать невозможно, но вряд ли кто-то сможет с уверенностью утверждать, что их станет больше.

Теперь по поводу «социально-демографических изменений в стране», о которых говорит МОН. Даже без войны демографическая ситуация в Украине была сложной. Для хотя бы поддержания стабильного количества населения необходимо, чтобы одна женщина за свою жизнь родила усредненно 2,13-2,15 ребенка. В 2021 году в Украине этот показатель составлял 1,1, а в 2023-м - уже 0,8. По прогнозам специалистов, численность населения на начало 2033 года в границах Украины 1991 года будет колебаться в пределах 26-35 млн человек, причем 35 миллионов – это очень и очень оптимистичный сценарий. При этом население будет стремительно стареть, то есть количество потенциальных получателей школьного и высшего образования будет сокращаться гораздо быстрее, чем общая численность населения.

В общем, логика в объяснениях МОН – железобетонная: такому количеству украинских вузов, которые есть сейчас, скоро просто некого будет учить. А Харьков, который по сути является прифронтовым городом, находится на острие этой печальной тенденции. В третий раз отметим, что все может измениться в лучшую сторону, но вопрос, когда и насколько, – остается открытым. А вузы требует бюджетных вливаний уже сейчас. Вливаний, которые в воюющей стране можно использовать более эффективно. 

Ну и последнее – об эффективности. Об эффективности всего высшего образования как такового. Тема эта невеселая, и обычно о ней не говорят, а только вздыхают. В Украине 40% населения имеет высшее образование. А например, в Германии - стране куда более технологичной, - всего 27%. Еще одна цифра: в относительно спокойном 2018 году 76% выпускников школ подали заявления в вузы. При этом на рынке труда только 40% вакансий требовали высшего образования. Возникает вполне логичный вопрос: зачем учится почти половина студентов, если их дипломы не востребованы рынком? 

Ответ на этот вопрос очевиден. Образование в Украине превратилось в самостоятельную индустрию «в себе», которая никак не коррелирует с реальными потребностями рынка и общества. Мы же помним, как в девяностых – начале нулевых в вузах, далеких от каких-либо экономических специальностей, стали появляться факультеты менеджмента. А позже, следуя моде на «диджитализацию», массово открылись какие-то IT-специальности с замысловатыми названиями. Может быть, они выпускали и выпускают вполне достойных специалистов. Только рынок на этих специалистов реагирует прохладно. Та же IT-отрасль имеет свою собственную систему квалификации специалистов («джуны», «мидлы», «сеньоры») и даже свою собственную, стихийно сложившуюся, но идущую за рынком систему образования в виде всяких курсов.

В общем, имеет место очевидная «инфляция», обесценивание высшего образования - причем как со стороны работодателей, для которых дипломы  значат все меньше, так и со стороны молодых людей, которые все больше понимают, что толковый автомеханик после года обучения будет куда более востребован рынком, чем «менеджер», отдавший пять лет жизни и изрядную сумму денег за «корочку», которая никак не гарантирует приличной работы.

Поэтому, конечно, количество вузов нужно сокращать, сколь бы болезненным и драматичным не был этот процесс. Главное, чтобы это сокращение не была механическим, а в идеале - должна выстроиться система, отвечающая потребностям рынка и общества. Но это уже тема другого разговора.