В освобожденном Изюме сегодня - довольно сложная ситуация: работы недостаточно, при этом некоторые люди получают огромные счета за коммуналку. Как пишет KHARKIV Today, город - в руинах, на стройматериалы не хватает денег, коммунальщики здесь работают практически без техники.

Если до 24 февраля 2022 года в Изюме проживало 50 тысяч человек, то в сентябре, когда его освободили, здесь было около 20 тысяч жителей. Многие изюмчане были убиты: только при авиаударе 9 марта прошлого года по в жилому дому на ул. Первомайской погибло 50 человек. Тысячи изюмчан уехали.

Сейчас в Изюме есть свет, газ и вода, около 2000 человек вернулись домой, там запустили городской транспорт, волонтеры раздают гуманитарную помощь, открываются аптеки и магазины, но жить здесь сложно.

Продукты, цены, дефицит

Как и осенью, когда Изюм только освободили от оккупантов, волонтеры везут в город продуктовые наборы, одеяла, обогреватели, одежду и товары первой необходимости. Ситуация с продуктами - некритичная: работают магазины и рынок.

По словам местного волонтера Марины Алферовой, в Изюме можно купить все, при этом цены, если сравнить с Харьковом, буду на 15-20% выше. Деньги есть у пенсионеров и работников коммунальных предприятий. Некоторые люди воспользовались программами денежной помощи от международных организаций, но они были разовыми. 

В дефиците - бытовая химия и средства гигиены. Если на покупку продуктов люди еще могут собрать деньги, то на стиральный порошок средств часто не хватает. 

Работу в Изюме найти сложно. Крупные предприятия, работавшие в городе до войны, разрушены. Можно устроиться на почту, в магазины или аптеки, если позволяют опыт и образование. Коммунальщики получают зарплату, но с задержками. 

Вопрос гуманитарной помощи для Изюма все так же актуален, как и прошлой осенью. Но добраться из одного района города в другой за гуманитаркой проблематично, хотя и ходит автобус. Причина в том, что оба моста через реку разрушены. Есть только одна переправа, позволяющая проехать с одного берега на другой, но на это нужно 45-50 минут, а проезд стоит 10 гривен. Из-за дороговизны и длинной дороги изюмчане ходят пешком. Такси тоже не каждый себе позволит: за поездку в 5 км придется заплатить 250-300 грн.

Огромные платежки

Местным жителям все еще нужны дрова и булерьяны. Их просят даже те, у кого есть газовое отопление. Дело в том, что люди не могут оплачивать газ,  - это слишком дорого. Поэтому они ищут альтернативные источники отопления.

По данным волонтера, изюмчане подали 6 тысяч заявок на дрова накануне зимы, но получили их только 250 семей.

Коммунальные услуги в городе предоставляются не в полном объеме. Вода есть почти везде, кроме района оптико-механического завода. Туда несколько раз в неделю воду подвозят цистернами. Мусор вывозится, но тоже не в полном объеме, потому что у коммунальщиков почти не осталось техники: ее украли или разбили россияне.

О том, что у КП "Благоустройство" есть сложности, рассказал глава Изюмской городской военной администрации Валерий Марченко. По его словам, из 10 мусоровозов осталось только три, и они физически не успевают вывозить мусор. С работниками ситуация более-менее нормальная: штаты коммунальных предприятий укомплектованы на 60-70%.

Электричество в городе есть, но заплатить за него могут не все. Многие получили огромные счета за потребление электроэнергии даже за те месяцы, когда Изюм был в оккупации. К примеру, человек вернулся из эвакуации в свой дом, и выяснилось, что там жили оккупанты, и они накрутили тысячи гривен по счетчику. Люди обращаются в "Харьковоблэнерго", но вопрос еще окончательно не решен. На горячей линии объяснили, что эти случаи никак не урегулированы законом. Людям приходится платить, чтобы не остаться без света или не потерять субсидию. 

"В НКРЭКУ дали разъяснение: если электроэнергия прошла через электросчетчик и этим счетчиком зафиксирована, то нет оснований за это потребление не платить. В каждом случае нужно индивидуально выяснять, было ли это потребление до оккупации или уже в оккупации", - рассказал спикер "Харьковоблэнерго" Владимир Скичко.

В городской администрации о проблеме знают и даже обратились с письмом в НКРЭКУ, но ответа пока не получили. По словам главы администрации, во время военного положения никого за коммунальные долги не лишат света, газа или воды, но коммунальным предприятиям без денег выживать трудно.

Счета за свет могут быть большими еще и потому, что зимой многие включали электрообогреватели. Отопление в 60% многоэтажек подать не удалось, так как они повреждены: в некоторых домах только вылетели окна, в других разбито все - от крыши до подвалов. До морозов удалось отремонтировать 14 многоэтажек, где разрушений было меньше. Потом работы прекратились, потому что не было денег на стройматериалы. Мэр Изюма говорит, что сейчас ведет переговоры с благотворительными организациями и областными властями о предоставлении помощи, чтобы возобновить работы в тех домах, которые можно отремонтировать.