Житель Изюма Виталий Смажев рассказал о том, как провел 100 дней в оккупированном городе, пишет “Трибунал для Путина”.

Изюм – город в 125-ти километрах на юго-востоке от Харькова. До войны здесь проживали около 45 тыс. человек. В 2022 году бои за город продолжались больше месяца. Изюм российские войска оккупировали 1 апреля. Но уже 11 сентября город освободили ВСУ. Во время военных действий и оккупации в Изюме погибли больше 1000 мирных жителей. Только из одного массового захоронения, обнаруженного 15 сентября, достали тела 436 человек.

Виталий Смажев оставался в Изюме во время оккупации города. Он рассказал, что у людей не было еды и воды. До колодца приходилось бежать километр через неразорвавшиеся снаряды. Пожилые люди умирали от голода.

Как только российские войска подошли к Изюму, начались налеты авиации на город. Свет и отопление пропали. 

Россияне не могли переправиться через реки, которые проходят около Изюма, так как ВСУ взорвали мосты. Они пытались наводить понтонные переправы, но украинские военные их разрушали. Тогда россияне начали бить по городу из “Градов” и артиллерии.

Люди прятались в подвалах. Приносили туда лопаты, чтобы можно было откопаться, если завалит. 

Когда был интернет, люди выходили из подвалов, чтобы принять СМС и посмотреть, куда попала очередная бомба.

От обстрелов страдали мирные жители. В качестве примера Виталий привел трагическую историю жителей Изюма, к которым в начале мая во двор упала ракета. Погибли люди. В подвалах, где прятались от бомбардировок, пожилые люди умирали от холода. Тела переносили сначала в квартиры, а потом выжившие их хоронили за домами. Приходилось брать топоры и рубить землю. По словам Виталия, россияне затем выкопали тела и увезли в неизвестном направлении.

Продукты приходилось добывать в горящих магазинах.

“Мы были в подвале, прибежал парень и сказал, что возле АТБ что-то случилось. Все побежали туда. Бомбили, никто не давал никакой еды. Мы прибегаем туда и видим, что наш АТБ горит. Люди начали разбивать окна и лезть. Когда мы туда залезли, увидели, что в магазине много еды. Загрузили тележки и отвезли в подвал. Сначала был АТБ. Потом - "Посад". Все бежали как муравьи. И детишки. И родители. Таким образом мы добывали еду. Потому что другого выхода просто не было. С аптеками такая же ситуация. Были люди, которые просто разбивали окна и залезали. Ничего в городе не работало вообще, а людям было нужно что-то где-то взять”, - вспоминает Виталий.

Оккупировав Изюм, россияне начали поиски тех, кто записывался в территориальную оборону. Кто-то передал им списки этих людей, их номера телефонов и адреса. Российские военные ходили по квартирам или приезжали на БТРах к частным домам, окружали дом и проводили обыски.

Эвакуироваться мирным жителям было непросто. 

Виталий сообщил, что было две эвакуации. Первую он пропустил. Выехать удалось только после 100 дней в оккупации. Виталия и его мать вывез знакомый. Но была возможность переехать только на другую временно оккупированную территорию, в город Антрацит в Луганской области.

Местные предлагали Виталию остаться в Антраците, так как там на рабочих местах не хватало мужчин. Но изюмчанин решил ехать дальше, чтобы попасть в Евросоюз.

Сначала он поехал в российский Ростов, оттуда – в Санкт-Петербург, а далее – в Финляндию.