С начала войны в боях в Харьковской области была практически полностью уничтожена элитная бригада российских войск. Историю разгрома бригады опубликовало издание The Washington Post, ссылаясь на внутренние документы бригады, которые получила в распоряжение, а также на ранее не разглашаемые данные, предоставленные украинскими и западными военными и представителями разведки.

Кроме того, журналисты на условиях анонимности поговорили и с выжившими россиянами 200-й отдельной мотострелковой бригады.

Это элитная бригада ВС РФ, считавшаяся одной из самых грозных в России. До вторжения она охраняла побережье Кольского полуострова, где в холодных водах и в подземных бункерах расположены российские атомные подводные лодки и ракеты, способные уничтожать города. 200-я отдельная мотострелковая бригада была одной из первых частей, вторгшихся в Украину 24 февраля, и она должна была штурмовать Харьков. Но уже к маю подразделение, "шатаясь", отступало через российскую границу, отчаянно нуждаясь в пополнении.

Согласно внутреннему документу бригады, которые получил The Post от СБУ, к концу мая в двух батальонных тактических группах "двухсотой" осталось менее 900 солдат, а командир бригады был тяжело ранен. Некоторые из тех, кто числился в составе подразделения, значились как госпитализированные, пропавшие без вести или «отказники», не желающие воевать. По мнению военных экспертов, на судьбу бригады повлияли не только доблесть украинских военных, но также и силы, которые сорвали планы Владимира Путина, — повсеместная коррупция в армии РФ, стратегические просчеты и неспособность Кремля понять истинные возможности своих вооруженных сил или вооруженных сил других стран.

До вторжения в Украину Кремль неоднократно привлекал "двухсотую" для выполнения приоритетных задач. Офицеры этой бригады были в Сирии, чтобы помочь президенту Башару Асаду удержать власть, и, по словам украинских официальных лиц и отчету исследовательского агентства Bellingcat, это подразделение было тайно причастно к попытке России в 2014 году захватить территории Донбасса. В январе этого года две тяжеловооруженные батальонно-тактические группы из состава 200-й начали посадку на эшелоны, следующие к границе с Украиной. Солдатам внушили, что они направляются для участия в учениях, но в 3 часа ночи 24 февраля им сказали, что "будет бой". Утром через границу начала двигаться колонна из примерно 100 машин бригады. Уже к концу дня несколько подразделений попали в засаду, десятки солдат были убиты или ранены, а техника, включая танки и "Грады", уничтожена или брошена на обочинах дорог.

По словам высокопоставленного представителя европейской разведки, план ВСУ был организован прежде всего вокруг защиты Киева, но он также предусматривал, чтобы несколько бронетанковых подразделений, включая 92-ю механизированную бригаду, сосредоточили свою огневую мощь на защите второго по величине города Украины — Харькова. Генерал-полковник Александр Сырский, впоследствии командовавший Харьковским наступлением, сказал недавно в интервью, когда его спросили о 200-й бригаде, "они очень хорошо убегают".

По словам официальных лиц, ошеломленная сопротивлением украинцев, 200-я бригада провела последующие недели, отражая атаки и занимая позиции к северу от Харькова. Именно на этом участке командир бригады, 44-летний полковник Денис Курило, был тяжело ранен.

В штабе бригады были обнародованы только намеки на бойню. В середине марта губернатор Мурманской области России, в которой расположен гарнизон "двухсотой", сообщил в сети, что в Украине погибли трое солдат и один офицер, назвав их "настоящими героями". Но это была лишь малая часть реальных потерь. Подлинность документов, которые получили журналисты, подтвердили западные силовики. Согласно им, весной и летом речь шла о 892 военнослужащих, все еще "присутствовавших" и прикрепленных к двум батальонным тактическим группам. А эти два подразделения начинали с общей численностью от 1400 до 1600 солдат.

Украинские командиры описывали бои, в которых солдаты 200-й бригады не участвовали или не подчинялись приказам. В середине июля украинское разведывательное подразделение сделало аудиозапись криков командира российского танка в Граково Харьковской области на подчиненных. "Я вам должен показать, как убивать украинцев? Я сам сяду в танк", — кричал командир незадолго до того, как танк был уничтожен "Джавелином".

Точные подсчеты потерь 200-й бригады не обнародованы. В публичных заявлениях правительства Мурманской области было признано лишь несколько смертей солдат. Тем не менее, есть и другие подсказки о том, как война отразилась на семьях военных в Мурманске. В конце августа там был принят закон о бесплатном питании школьников, чьи родители погибли или были ранены во время "СВО в Украине". Таких детей оказалось 1274.

Участие 200-й бригады в боях в Харьковской области завершилось в сентябре, когда она была разгромлена под Купянском в ходе контрнаступления ВСУ, рассказал полковник Павел Федосенко, командир 92-й механизированной бригады украинской армии. По словам Федосенко, после этого от одного батальона остались только "фрагменты", мало похожие на квалифицированные подразделения, отправившиеся в Украину семью месяцами ранее. По данным украинских военных, около 70% техники, в том числе около 32 танков и 100 автомобилей, были уничтожены или захвачены. "Потребуются годы, чтобы восстановить 200-ю", — сказал, в свою очередь, высокопоставленный представитель европейской разведки.

The Post удалось поговорить с несколькими солдатами из 200-й бригады на условиях анонимности. Один из них, который лечился в госпитале после ранения, назвал себя "гражданским лицом".

"У меня есть семья, дети. У меня даже мысли не было, что нужно идти воевать, пока не пришла мобилизация. Когда я лежал в больнице, там были ребята из Москвы, простые ребята, кто-то работал в автосервисе или еще где-то. Их просто вырвали из мирной жизни и отправили "брать села". Многих заверили, что мы будем в тылу, а не на передовой. А оказалось наоборот", - сказал он.

Остатки 200-й бригады сейчас находятся в Луганской области, по данным ВСУ. По словам солдата, который сейчас служит в подразделении, оно находится в состоянии упадка, бойцам выдали "раскрашенные каски образца 1941 года и жилеты без пластин".

Теперь на Кольском полуострове нет подразделения, которое должно было защищать границу России с Норвегией, страной НАТО, и с Финляндией, которая теперь стремится вступить в альянс.

"В Мурманской области у нас сейчас оголены границы. Там никого не осталось", - сказал раненый солдат.