Вооруженные силы США и Великобритании в ночь на пятницу, 12 января, нанесли удары по объектам хуситов в Йемене. Джо Байден и Риши Сунак назвали эти удары ответом на нападения хуситов на международные торговые суда в Красном море. Хуситы грозят "более масштабным" ответом.

Вопрос, который интересует всех, – перерастет ли этот конфликт в нечто большее? На него можно ответить сразу: скорее всего – нет. «Скорее всего» потому, что это Ближний Восток - место, где все не то, чем кажется, и все может быть. 

Итак, по порядку. 

Что такое Йемен? 

Йемен - это довольно большая (25 миллионов жителей) страна на юге Аравийского полуострова, граничащая с Оманом и Саудовской Аравией. И нефть в Йемене есть, и газ… Почти все как у зажиточных соседей. Только порядка нет: такая себе страна вечного бардака. Всю свою историю Йемен находился под чьей-то властью или протекторатом – то каких-то эмиров, то османов… Независимым Йемен стал только в 1918 году, но и это спокойствия не принесло: убийства принцев, военные перевороты, гражданские войны…

То, что происходит в Йемене сейчас, – это лишь один из этапов замысловатой истории этого государства. На этом этапе в результате продолжительной гражданской войны власть в стране захватили хуситы. И, собственно, против хуситов и направлена военная операция. То есть тут нужно понимать, что хуситы - это не весь Йемен, и западные политики всегда это подчеркивают. 

Так кто такие хуситы?

Хуситы - это военизированная группировка, состоящая из так называемых «шиитов-зейдитов», которые живут преимущественно на севере Йемена и составляют примерно треть населения страны. В этом сложном названии, «шииты-зейдиты», ключевым для понимания ситуации является первое слово – «шииты». Второе слово – название учения, которое менее радикально, чем традиционный шиизм. Но первое слово все равно отделяет шиитов от суннитов, которых в Йемене - большинство. Причем в случае с хуситами - отделяет очень резко, потому что на Ближнем Востоке каждый, взявший в руки автомат, считает себя хранителем «истинной веры» и готов продвигать свои соображения по поводу чистоты Ислама с помощью автоматных очередей.

И оставались бы хуситы очередной полувоенной-полутеррористической группировкой, если бы не были шиитами. А за всеми шиитами всегда стоит шиитское государство номер один - Иран. Это уже не нищий Йемен. Иран, несмотря на многолетние санкции, обладает довольно устойчивой экономикой, сильной вертикалью власти и главное – мощной армией. 14-е место в мировом рейтинге армий - это вроде не самая высокая позиция, но выше, чем, например, у армий Израиля, Германии или Украины. Это во-первых. Во-вторых, в силу своего географического положения армия Ирана многие годы активно развивала ракетную отрасль и производство беспилотников. То есть именно то, чем активно пользуются хуситы. А в-третьих, вооруженные силы Ирана имеют в своем составе т.н. КСИР, Корпус стражей исламской революции, - элитное подразделение, бойцы которого выполняют функцию «оружия дальнего действия», экспортируя иранскую агрессию в виде военных советников, инструкторов и технических специалистов. То есть это такой себе «Вагнер», только более многочисленный и фанатичный. 

В общем, говорим «хуситы» - подразумеваем Иран. Так же, как мы подразумеваем Иран, говоря о Хезболле. Вообще, Иран с чисто персидской хитростью предпочитает воевать чужими руками.  Разумеется, нищий Йемен, искореженный многолетними войнами и переворотами, не в состоянии создать инфраструктуру для производства и пусков ракет и беспилотников. За него это делает Иран, поставляя оружие и специалистов для нанесения ударов по гражданским судам.

Что будет дальше? Решат ли бомбардировки проблему хуситов, поддерживаемых Ираном? На какое-то время – может быть. Но поставить точку в этой проблеме может только наземная операция - а до нее может и не дойти. Дело в том, что боевое крыло хуситов - это около 200 тыс человек. Причем люди эти неплохо вооружены, обучены и мотивированы. Плюс к тому, это довольно большая территория с враждебно настроенным населением. Ввязываться в настоящую войну с ними в обозримом будущем вряд ли кто-то решится. 

Ну и самое главное – корень проблемы находится так неудобно в стратегическом плане, так неплохо подготовлен и так по-боевому настроен, что конца этому не предвидится. Конечно, начинать войну с Ираном никто не готов. Поэтому ситуация в Йемене - это очередной долгоиграющий конфликт, который может растянуться на месяцы или даже на годы.