После начала полномасштабного вторжения войск РФ на территорию Украины количество граждан, оказавшихся на оккупированных территориях, резко возросло. С целью предупреждения несанкционированного взаимодействия жителей таких территрий с оккупантами Уголовный кодекс Украины дополнили статьей 111-1 (коллаборационная деятельность), которая предусматривает разные виды наказания - от поражения в правах до 15-ти лет тюрьмы.

Но жизнь продолжается. Людям надо есть, пить, передвигаться на общественном транспорте, водить детей в школу, получать весь спектр коммунальных услуг, чтобы не загружать и без того неспокойную планету еще одной гуманитарной катастрофой. Кабинет министров предлагает законодательно определить виды деятельности, которые можно осуществлять на временно оккупированных территориях. 9 августа в Верховную Раду был направлен проект закона о внесении изменений в Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" относительно особенностей деятельности на временно оккупированной территории страны. Сам закон был принят еще в 2014-м, но после этого усовершенствовался в соответствии с текущими моментами. 

Для чего необходимы такие изменения? В пояснительной записке авторы законодательной инициативы сообщили, что после принятия закона жители временно оккупированных территорий смогут трудиться в некоторых сферах, не опасаясь уголовного преследования. А иные жители, соответственно, смогут получать доступ к товарам и различным услугам.

Уже действующий закон предлагается дополнить новой статьей – 9.2 ("Особенности деятельности субъектов ведения хозяйства").

На временно оккупированной территории может осуществляться деятельность хозяйствующих субъектов по 19-ти направлениям:

1.    Меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2.    Деятельность по выплате и доставке пенсий, денежной помощи.

3.    Меры, определенные Кодексом гражданской защиты Украины. 

4.    Меры, предусмотренные Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

5.    Меры, направленные на решение гуманитарных проблем, в частности, медицинское обслуживание и предоставление медицинских услуг, социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.

6.    Деятельность по производству лекарственных средств, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами.

7.    Благотворительная деятельность, гуманитарная помощь.

8.    Предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом особенностей и ограничений, определенных субъектами властных полномочий, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности в данной сфере. 

9.    Деятельность в области трубопроводного транспорта, нефтегазовой и угольной отрасли, других добывающих отраслях, на рынках электрической энергии и природного газа, в сфере энергетики, если при этом электрическая энергия, энергетические ресурсы и полезные ископаемые не транспортируются (перемещаются) на территорию государства-агрессора. 

10.     Образовательная деятельность, если при этом не осуществляется пропаганда с целью содействия осуществлению вооруженной агрессии против Украины, установлению и утверждению временной оккупации части территории Украины, избежанию ответственности за осуществление государством-агрессором вооруженной агрессии против Украины или другие действия, направленные на внедрение стандартов образования государства-агрессора. 

11.     Меры, направленные на исполнение и отбывание уголовных наказаний, реализацию законных прав и интересов осужденных лиц, а также лиц, взятых под стражу. 

12.     Мероприятия, направленные на соблюдение требований ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, урановых объектов, источников ионизирующего излучения, мер радиационной защиты, защиты критической инфраструктуры и защитных гидротехнических сооружений объектов. 

13.     Деятельность по захоронению умерших.

14.    Меры по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда.

15.     Деятельности банков, небанковских финансовых учреждений и других лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющих право оказывать отдельные финансовые услуги, регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк Украины, с учетом особенностей и ограничений, определенных Национальным банком Украины. 

16.     Деятельности в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и услуг почтовой связи с учетом особенностей и ограничений, определенных субъектами властных полномочий, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности в соответствующих сферах. 

17.     Перевозка грузов и пассажиров. 

18.     Деятельности в сфере сельскохозяйственного товаропроизводства. 

19.     Деятельности в сфере производства товаров, выполнения работ и услуг, в частности, в сфере торговли и общественного питания. 

Все вышеозначенные пункты в проекте закона предваряются оговоркой: “если при этом не совершается пособничество государству-агрессору”. А чтобы быть полностью уверенным в несовершении подобной разновидности пособничества, прежде, чем разворачивать какую-либо деятельность на оккупированных территориях (если в этом таки назрела крайняя необходимость), следует досконально проштудировать упомянутую выше статью 111-1 УК Украины.

Положения данной статьи ставят крайне жесткие рамки для реализации перечисленных выше инициатив Кабмина. 

Например, согласно пункту 2 статьи 111-1, запрещено “добровольное занятие гражданином Украины должности, НЕ связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории, в том числе в оккупационной администрации государства-агрессора”. 

Пунктом 5-м запрещается добровольное занятие должностей, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в незаконных органах власти.

Это ставит, например, перед коммунальщиками непростую задачу предоставления услуг ЖКХ без участия незаконных органов власти, так как законные на оккупированных территориях не могут появиться по определению (создание таковых возможно только после полной деоккупации). 

Пункт 3 статьи 111-1 гласит, что гражданам Украины, помимо враждебной пропаганды, в учебных заведениях на временно оккупированных территориях запрещены действия, направленные на внедрение стандартов образования государства-агрессора. Вряд ли на оккупированных территориях будет возможной деятельность школ, работающих по украинским стандартам образования. А следовательно, данное положение УК в принципе ставит вне закона организацию образовательной деятельности.

Пункт 7 статьи 111-1 запрещает добровольное занятие гражданином Украины должности в незаконных судебных или правоохранительных органах, созданных на временно оккупированной территории (подобная деятельность наказывается достаточно сурово - лишением свободы сроком от двенадцати до пятнадцати лет). Органы, созданные государствам-агрессором, – незаконны. Но и деятельность законных украинских судебных и правоохранительных органов именно на временно оккупированной территории по объективным причинам остановлена. Какие образом может быть организована работа по поддержанию условного порядка (а следовательно, и по обеспеченрию прав и свобод граждан) без нарушения статьи 111-1 - в законопроекте Кабмина не конкретизируется.

Впрочем, проект закона находится только на рассмотрении в парламенте. И если дело дойдет до его обсуждани в сессионном зале, законодатель вряд ли оставит лазейки для разночтений.