- Николай Дмитриевич, каковы основные показатели урожая растениеводческих культур?
- Хлеборобы Харьковской области в этом году собрали 2 млн. 550 тыс. т зерна ранних зерновых, что на 236 тыс. т больше, чем в прошлом году. Средняя урожайность составила 35,1 ц/га, и это на 1,5 ц/га больше, чем в 2001 г. Следует уточнить, что все это в бункерном весе. Когда мы зерно досушим, очистим, будем иметь приблизительно 2 млн. 438 тыс. т. Зерновая кукуруза, соя, просо, гречка "дадут" еще почти 250 тыс. т. Что касается подсолнечника, то мы только приступили к уборке урожая. Планируем, что урожайность будет не меньше чем 15 ц/га в зачетном весе, то есть - после очистки. Предполагаем, что валовый сбор сахарной свеклы уже в зачетном весе составит 1 млн. 400 тыс. т, что на 230 тыс. т больше, чем в прошлом году. Ожидаемая средняя урожайность свеклы - 190-195 ц/га, это на 35-40 ц/га больше, чем в прошлом году.

- Некоторые сельхозтоваропроизводители утверждают, что при нынешней конъюнктуре цен на зерно, которые значительно ниже цен мирового рынка, производство зерна не может быть рентабельным. Вы с этим согласны?
- Категорически не согласен с этим! Во-первых, с моей точки зрения цены на зерно в Украине не должны быть на уровне мировых. Это противоречит нынешней экономической ситуации в нашем государстве. У нас средняя зарплата в сельском хозяйстве в десятки раз меньше, чем в высокоразвитых странах. Энергоносители намного дешевле. У нас мировые цены имеют только сельхозтехника и некоторые виды химической защиты растений, которые мы импортируем. А если еще учесть, что почва у нас намного лучше, чем в Европе, то есть для получения единицы продукции нам нужно меньше средств "вкладывать" в землю, то, очевидно, себестоимость зерна должна быть намного ниже. А законы экономики таковы, что не только спрос, но и себестоимость товара в значительной степени определяет цену. Поэтому цены на зерно на нашем внутреннем рынке сельхозпродукции должны быть, как минимум, в полтора раза меньше, чем на мировых биржах.
К тому же, повышение закупочных цен на продовольственную пшеницу имело бы очень серьезные социальные последствия. Если будет дорогое зерно, подорожает мука и, естественно, хлеб. А мы не должны забывать, что все-таки хлеб, к сожалению, еще составляет значительную часть меню украинцев: по потреблению хлебобулочных изделий мы превышаем рациональную норму на 40%.
Кстати, на активе области, который будет посвящен подведению итогов этого сельскохозяйственного года, мы проведем детальный анализ ценообразования в регионе. Дело в том, что на формирование цен значительно влияет государственная политика. Скажем, цены на зерно в этом году были бы на 15% выше, если бы государство вовремя и в полном объеме рассчитывалось с трейдерами по возврату НДС при экспортных операциях. Тогда тонна фуражной пшеницы стоила бы не 280 грн., а 325 грн. И ряд других факторов государственного уровня определяют цену на зерно. Точно так же пока не будет отрегулирована на правительственном уровне проблема экспортных поставок украинского сахара в Россию, будет страдать наша сахарная промышленность. Если бы Харьковская область, как и раньше, продавала хотя бы 1 млн. тонн сахара в Россию, у нас было бы намного меньше проблем в этой отрасли. Любой регион, в том числе и Харьковский, имеет ограниченные рычаги влияния на формирование цен на основные сельхозкультуры. Поэтому мы избрали другой путь. Мы считаем, что сделать высокорентабельным сельское хозяйство позволит не борьба за цены, на которые мы косвенно влияем, а в первую очередь, снижение себестоимости продукции. Механизм снижения себестоимости - интенсификация производства, которая должна привести к росту урожайности и продуктивности.
Что же касается рентабельности производства зерна, то давайте посчитаем. Если в гектар озимых "вложено" 750-960 грн., урожайность составляет 40-50 ц/га. В этом случае себестоимость зерна не превышает 190-220 грн. за тонну. При сегодняшних закупочных ценах - 250-280 грн. за тонну пшеницы 6 класса - рентабельность составляет около 20%. А пшеницы 3 класса - 50-75%. Если же хозяйства в зерновой гектар "внесли" 550-600 грн. и получили урожайность на уровне 20 ц/га, то себестоимость зерна подскочила до 270-300 грн. за тонну. Понятно, о прибыльности не может быть и речи. Я вообще считаю, что себестоимость зерна в Харьковской области, хотя это не лучная зерновая область по качеству грунта, должна составлять 150-180 грн. за тонну. И к этому надо стремиться.

- Как вы думаете, насколько стабилизирует ситуацию в аграрном секторе закон о рынке зерна?
- Я только одно скажу - если все, что написано в этом законе, выполнится хотя бы на 50%, будет очень хорошо. Главная беда нашего государства в том, что огромное количество законов выполняется в очень малой степени. К сожалению, аналогичная ситуация и с законом о рынке зерна. На аграрный рынок этот закон пока еще никак не влияет. Будет влиять только тогда, когда в государственном бюджете предусмотрят соответствующую финансовую поддержку и определенная часть зерна будет закупаться для государственных потребностей. Пока еще не разработан механизм реализации этого закона.
- Николай Дмитриевич, насколько ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции отразится на финансовых результатах экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса?
- В том, что в целом сельское хозяйство области сработает рентабельно и финансовые результаты будут лучше прошлогодних, у меня нет никаких сомнений. Однако у нас очень большие колебания уровня рентабельности по отдельным хозяйствам. Действие рыночных механизмов приведет к тому, что со временем экономически слабые агропредприятия будут присоединены к сильным хозяйствам. Этот процесс начался в прошлом году, и уже несколько десятков малоэффективных предприятий вошли в состав высокорентабельных хозяйств.

- В последнее время в отношениях между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями возникают проблемы, связанные с ценовой политикой. Каким образом, на Ваш взгляд, можно решить эти проблемы?
- Законы экономики таковы, что монополизация определенной сферы производства позволяет быстрее использовать рынок для накопления первоначального капитала и обогащения. Очевидно, что сегодня перерабатывающие предприятия более организованы, чем сельхозтоваропроизводители. Переработчики этим и воспользовались, в этом ничего необычного нет. Другой вопрос, что они сделали это слишком прямолинейно и резко. Что надо делать? Весь цивилизованный мир квотирует производство основных видов сельскохозяйственной продукции. И в условиях рыночной экономики это получается лучше, чем делал Госплан в бывшем Советском Союзе. Нам для этого нужно принять соответствующий закон. Я считаю, что харьковские специалисты в состоянии разработать проект закона, который предполагал бы квотирование основных видов сельхозпродукции для региональных и государственных потребностей.
Сегодня мы будем решать эту проблему путем долгосрочных договоров между производителями сельхозпродукции и переработчиками. Мы рекомендуем им заключать договоры, которые бы ограничивали минимальные цены на продукцию в сезон перепроизводства и, наоборот, уровень максимальных цен в сезон дефицита. В данном случае учитывается интерес как производителей, так и переработчиков. Еще один вариант - введение единых цен на весь год. Процесс непростой, потому что он затрагивает экономические интересы. Но я думаю, что это выход из сложившейся ситуации.

- Следует ли в ближайшее время ожидать изменения розничных цен на продукты питания?
- Цены на продукты питания изменяются регулярно. В последнее время среднее понижение цены на отдельные виды продукции составило от 2 до 10%. Возьмем, например, продукцию птицеводства. Это отрасль, которая наиболее динамично развивается, и снижение цен уже произошло. Десяток яиц не так давно стоил 3 гривны, теперь же он стоит почти в два раза дешевле. Сейчас мы рассматриваем возможность за счет интенсификации довести себестоимость десятка яиц до 1 грн. Подешевело и мясо птицы.
Я считаю, у нас есть серьезные основания для планомерного понижения цен на продукты питания за счет того, что мы больше производим сельскохозяйственной продукции.

- Наращивание объемов сельскохозяйственного производства привело к перенасыщению внутреннего аграрного рынка некоторыми видами продукции. Означает ли это, что будет изменена структура валовой продукции сельского хозяйства области?
- Во-первых, мы имеем условное перепроизводство продукции - предложение превышает спрос, но спрос далеко не соответствует физиологическим потребностям населения. Например, потребление мяса и мясопродуктов составляет 40% рациональной физиологической нормы, молока и молочной продукции - 50%, яиц - около 60%. У нас рост производства сельхозпродукции опережает рост доходов населения.
Но то, что необходимо изменять структуру валовой продукции, - это однозначно, и мы это делаем. В будущем планируется увеличить площадь посевов культур, которые пользуются спросом - пивоваренного ячменя, кукурузы, сои, зернобобовых. Наши птицефабрики покупают за пределами области сою. В прошлом году мы купили соевого шрота более чем на 2 млн. долл. Теперь у нас разработана программа по выращиванию сои. Уже в этом году мы произведем столько семян сои, что в следующем году посеем эту культуру на 10 тыс. га. Область испытывает дефицит фуражного зерна кукурузы. Поэтому в следующем году планируем на треть увеличить площади посевов кукурузы и очень серьезно этой культурой заняться. Нельзя не сказать о программе по выращиванию пивоваренного ячменя. Ведь харьковчане пьют пиво, которое произведено из солода, импортируемого не только из других регионов Украины, но и из-за рубежа. В Харьковской области уже начато строительство солодового завода, первая очередь которого должна быть введена в действие 1 января 2004 года. И к этому времени мы должны вырастить 45 тыс. т пивоваренного ячменя. Когда будет введена в эксплуатацию вторая очередь завода, потребуется 90 тыс. т пивоваренного ячменя. Это означает, что пивоваренный ячмень мы будем выращивать на площади 60 тыс. га.

- Насколько серьезную конкуренцию продукции харьковских аграриев составляет импорт аналогичных товаров из других регионов Украины и зарубежных стран?
- Более 95% продуктов, которые потребляют харьковчане, произведено в Украине. Из этого количества большую часть составляет наша, харьковская продукция. Правда, на нашем потребительском рынке много мясной и молочной продукции из Киевской, Полтавской, Сумской, Днепропетровской областей. По моему мнению, пока плохо работают менеджеры наших перерабатывающих предприятий. Во-первых, необходимо расширить ассортимент выпускаемой продукции а, во-вторых - наладить связи с нашими торгующими организациями.

- Правительства стран, пострадавших от наводнения, заявили о необходимости закупок сельскохозяйственной продукции. Какую продукцию может предложить Харьковская область европейским странам?
- Заявить-то они заявили, но пока никаких конкретных предложений о закупке сельхозпродукции не поступало. Харьковская область могла бы предложить на экспорт продукцию птицеводства, мясные продукты, зерно, подсолнечник, сахар.

- При реформировании земельных и имущественных отношений в аграрном секторе порой возникают конфликтные ситуации. Часто ли подобные проблемы приходится решать на уровне областной администрации?
- Анализ проблем, с которыми нам чаще всего приходится сталкиваться, показывает, что большинство из них можно было решить на уровне сельских и поселковых советов. К сожалению, к ошибкам приводит, как правило, правовая безграмотность представителей органов местного самоуправления, низкий уровень знаний сельских землеустроителей. Бывает, что председатель сельсовета даже не знает чем земли запаса отличаются от земель резерва и что такое паевой фонд. Нередко в областную администрацию обращаются люди с жалобами на то, что им не дали земельный пай, а потом выясняется, что они даже не написали в поселковый совет заявление о его выделении. Порой мне лично приходится объяснять этим людям механизм распаевания земли. Но ведь подобные вопросы должны решаться на местном уровне, а не в кабинетах председателя облгосадминистрации или его заместителей.
Хочу заметить, что реформы в аграрном секторе экономики Украины по своим масштабам сопоставимы со многими историческими событиями, когда изменялась форма собственности на землю. Но, в отличие от прошлого, сегодняшняя приватизация земли не сопровождается какими-то социальными, политическими, экономическими потрясениями. Скажем, последствием столыпинской реформы была революция 1905 года. Когда большевики захватили власть и "национализировали" землю, то это привело к гражданской войне. Когда частную собственность на селе в начале 30-х годах ликвидировали путем коллективизации, тоже пролилось море крови.
Когда говорят, что вот где-то кому-то не дали пай и куда же смотрит власть, я хотел бы сказать, что у нас в области 256 тыс. людей получили право на земельный пай. Из них 238 тыс. крестьян получили землю, а 18 тыс. паев остались невостребованными. В связи с распаеванием земель возникло около 1 тысячи проблем разного уровня. Да, я понимаю, что тысяча конкретных судеб - это очень большое число. Но 1 тысяча из 238 тысяч тех, кто получили паи, - это 0,4%. Считаю, что власть очень эффективно сработала, когда решила 99,6% всех вопросов, которые возникли во время реформирования земельных отношений.

- Николай Дмитриевич, насколько для Харьковской области актуальна проблема неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения?
- Неэффективное землепользование заключается в первую очередь в том, что мы используем для сельскохозяйственного производства значительную часть малопродуктивных и эродированных земель. Эта проблема актуальна не только для нашего региона, но и для всей Украины. У нас в области распахано 80% сельхозугодий. Если мы и дальше будем так пахать, то у нас будет полупустыня на юге Харьковской области, а в зоне лесостепи будет степь. Думаю, что не менее чем через 5 лет благодаря интенсификации производства мы сможем иметь европейский уровень урожайности сельскохозяйственных культур, и тогда можно будет распахивать меньше земель. Они станут естественными пастбищами и сенокосами.

- 19 сентября должно состоятся совместное заседание коллегии облгосадминистрации, министерства промышленной политики и министерства аграрной промышленности. Какие вопросы планируется рассмотреть?
- Будет обсуждаться один вопрос - перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения. Планируется, что на базе Харьковской области будет проведен эксперимент по отработке конкретных финансовых механизмов поддержки этой отрасли. Мы готовы предложить несколько неординарных решений. Подробнее об этом я смогу рассказать после заседания коллегии.

- Какие технологии сельскохозяйственного производства разработаны в последнее время харьковскими учеными-аграриями?
- Сельское хозяйство в нашей области - многоотраслевое. Поэтому нам необходим научный подход, чтобы обеспечить интенсивное развитие всех отраслей и растениеводства, и животноводства. Три аграрных вуза и восемь научно-исследовательских институтов работают над всеми сельскохозяйственными программами области. Главное направление - выведение новых сортов семян, которые имеют мировой потенциал по урожайности и которые адаптированы к нашим условиям. Здесь необходимо отметить достижения института растениеводства имени В. Я. Юрьева, которым руководит Виктор Васильевич Кириченко. Например, в этом году средняя урожайность зерновых культур в опытных хозяйствах института только за счет новых сортов семян была в среднем на 6,5 ц/га больше, чем в других хозяйствах области. На демонстрационных полях наши сорта кукурузы показали довольно-таки неплохую урожайность - 65 ц/га, правда, это на 10 ц/га меньше, чем югославские и американские сорта. В следующем году у нас будет проведено сравнительно испытание сортов пивоваренного ячменя харьковской селекции и французских сортов.