- Александр Стефанович, в самом начале отопительного сезона руководство НАК "Нефтегаз Украины" заявляло о том, что запасы газа в этом году достаточно велики, для того чтобы не было никаких проблем с отоплением. Почему же проблемы все-таки есть?
- Сформированный в подземных хранилищах запас газа действительно тянет на рекорд за все время независимости Украины. Причем, если прежде основной запас газа формировался за счет российских ресурсов, то теперь примерно половина объема всего газа является собственностью НАК "Нефтегаз Украины". В действительности газовая инфраструктура практически была готова к началу отопительного сезона. Конечно, есть некоторые проблемы с изношенными газопроводными системами, большинство из которых исчерпали свой срок эксплуатации. На эти цели средств не хватает. Но мы отдаем себе отчет в том, что газовое хозяйство требует повышенных мер безопасности, поэтому стараемся поддерживать сети, обследуем подземные газопроводы. Наличие газа и техническое состояние сетей не являются основными причинами проблем, которые возникли в ходе отопительного сезона. В первую очередь проблемы возникли из-за неплатежей.

- Иными словами, тепловики не рассчитываются за газ, который они потребили в этом сезоне?
- Конечно. Долг харьковчан за газ, с учетом накопившегося в предыдущие годы, - 85 млн. грн. Долг "тепловиков" за газ с тех пор, когда еще было предприятие "Харьковтеплоэнерго", - более 100 млн. грн. С августа 2001 г. функционирует новое предприятие - "Харьковские тепловые сети", которое перед началом нынешнего отопительного сезона имело задолженность 11 млн. грн., а в октябре текущего года задолжало еще более 10 млн. грн. Сейчас эти проблемы вроде бы частично разрешаются. "Тепловые сети" взяли кредит, пошла предоплата из бюджетной сферы, однако это все очень зыбко. Сейчас в Харьков поступает только половина объема газа, необходимого для обеспечения харьковчан теплом и горячей водой. Долгое время бытовало понятие, что газовые ресурсы безразмерны, поэтому за газ не платили (это же долги за многие годы), а он откуда-то все время брался. Однако жизнь внесла свои коррективы: появляются хозяева предприятий и товаров, в том числе и энергоресурсов, совершенствуется система учета газа и его регулирования. За последние 3-4 года научились регулировать подачу газа до такой степени, что можно проследить, сколько закуплено газа, столько и будет отпущено.

- Несмотря на большие долги потребителей нефтегазовый комплекс все равно остается одной из самых богатых отраслей Украины. Значит, оплата все-таки поступает?
- Доходы от нефтегазового и энергетического комплексов составляют значительную часть доходов государственного бюджета. В первую очередь - это доходы от газа. Около пятой части доходов бюджета Украины приходится на долю НАК "Нефтегаз Украины". У "Харьковгоргаза" 17 тыс. потребителей, долги каждого из которых составляют от 1 тыс. грн. до 12 тыс. грн. Мы пытаемся строго разбираться с должниками, разработали свои методы, в том числе и так называемые непопулярные. Среди должников есть и те, кто действительно нуждается и не может платить. Разбираемся в каждом случае. Но если с бытовыми потребителями газа можно более или менее разобраться, то с тепловиками очень сложно работать, добиваясь от них погашения долгов. С одной стороны, оставлять их без газа, действительно, сложно, потому что от этого зависит тепло в домах многих жителей Харькова, но с другой стороны, правила всем известны: заплатил - получи товар, а не заплатил - остаешься без товара. В нынешней ситуации неплатежей газовикам приходится принимать жесткие меры для получения денежных средств за отпущенный товар. Однако успехи в этом направлении оставляют желать лучшего, а поэтому о богатстве нефтегазового комплекса говорить не приходится.

- Полного погашения потребителями долгов за тепло и горячую воду добиться практически невозможно. Многие люди просто не могут осилить суммы, которые требуется платить по счетам "Харьковским тепловым сетям". Как быть в этой ситуации?
- Проблему долгов потребителей за газ, конечно, нужно рассматривать как экономическую. Неконкурентоспособная продукция не дает возможности развивать производство в Украине, и сколько бы мы ни говорили о темпах производства, сегодня они нас не могут удовлетворить. Поэтому многие люди не могут получить заработную плату, а значит, не могут рассчитаться за энергоресурсы, за тепло и газ. В результате газовики оказались заложниками этой несбалансированной процедуры формирования "рыночной экономики". Да, есть немало и тех, кто злоупотребляет подобной ситуацией, пользуется несовершенством законодательства, и говорят о том, что не могут заплатить, а на самом деле имеют по 300-400 кв. м жилья. Некоторые такие должники присылают ко мне своих стареньких бабушек, которые приходят, начинают плакать, давить на жалость, но нередко выясняется, что все это игра.

- Скажите пожалуйста, так имеют все-таки "Харьковские тепловые сети" лимиты на газ или нет? И если нет, то за счет чего все-таки удается, хотя бы частично, плохо, но отапливать дома харьковчан?
- Сегодня тепловики для нормального обеспечения теплом и горячей водой харьковчан должны получать 4 млн. кубометров газа в сутки. Они имеют лимит (разрешение) на потребление 2,1 млн. кубометров. Фактически потребляют около 3 млн. кубометров. Но "Харьковтрансгаз" получает команду отпустить столько, сколько лимитировано. Когда пустеют трубы, я должен отключать того, у кого нет лимита на газ, то есть тепловика, котельную (к примеру, Салтовскую, на Павловом поле, в Коминтерновском районе, ТЭЦ-3). Если в общих чертах охарактеризовать систему газоснабжения Харькова, то она примерно следующая: вокруг города расположено как бы большое кольцо, в которое подается определенное количество газа. Какое именно, решается согласно заявкам, поступающим от потребителей-юридических лиц и определяется поставщиками газа в зависимости от уровня оплаты. Это своего рода бочка, в которую ежемесячно по определенным принципам закачивается газ. Моя функция как руководителя "Харьковгоргаза" заключается в контроле за соблюдением отпуска газа в зависимости от лимитов. Для этого нужно обладать информацией обо всех потребителях. Наши специалисты следят за тем, чтобы предприятия не "перебирали" лимитированное количество газа. "Харьковские тепловые сети" для нормального функционирования должны забирать 60% газа, поступающего на территорию Харькова. Однако тепловики не рассчитались за тот газ, который потребили в этом году, поэтому им не выдавали газ в необходимом объеме.
Сейчас сформировалась определенная система отпуска газа: каждый потребитель составляет договор с поставщиком газа (тепловики с ДК "Газ Украины"). Кроме того, есть еще трейдеры, которые поставляют газ промышленным предприятиям, они заключают договора на поставку газа с ДК "Газ Украины" или с компанией "Итера" (российский резидент на территории Харькова), а затем продают этот газ. В конце каждого месяца, до 25 числа, юридические лица дают заявки на последующий месяц. Так формируется баланс. Мы договорились, что нам, к примеру, на октябрь нужно было 4 млн. кубометров газа в сутки. Каждый час диспетчеры "Харьковгоргаза" анализируют, сколько газа потребляет каждый потребитель. Сейчас существуют системы, компьютерные программы, позволяющие следить за этим процессом. Так вот, когда пришло время включать тепло, и нам нужно было доставить газ "тепловикам", то выяснилось, что газа этого нет. Шли, как говорится, навстречу, а получилось, я бы сказал, на хитрости. Где-то руководство "Харьковгоргаза" договаривается о получении лишнего объема газа. Мы заказываем, таким образом, как бы больше газа, чем необходимо на месяц для бытовых потребителей. То есть образуется резервное количество газа, которое направляется "тепловым сетям" для отопления. На каком-то этапе руководство меня, конечно, за такие вещи по голове не погладит. Также есть центральное диспетчерское управление, которое следит за всем потреблением газа в целом по Украине и в частности по каждому региону. Оно тоже вряд ли похвалит нас за подобные ухищрения. Но что делать? Ведь иначе харьковчане оставались бы без тепла. Хотя, конечно, в таком режиме долго проработать нельзя. Вот в такой дыре оказались мы в начале отопительного сезона. Для меня подобная ситуация просто опасна. Меня упрашивают - включи ту котельную, включи эту котельную. Включи и подай газ, которого нет. Мы завезли в Харьков в октябре 4,5 млн. кубометров газа в сутки, из них 2,3 млн. кубометров направили бытовым потребителям, а тепловики 2 млн. кубометров отбирают, не имея на это никакого законного права. Но население не волнует, есть у "тепловых сетей" лимиты или нет. Человек приходит домой, надо суп нагреть, включает газовые конфорки и греет. Если нет тепла, опять-таки включаются все конфорки газовой плиты, и семья возле нее греется. А газовая плита рассчитана на 16 минут полной нагрузки. Летом, возможно, столько газа не сгорает, а зимой - включили и не думают ни о каких предельных нагрузках.

- Тепловики навряд ли погасят свои долги за газ. Какова же перспектива? Харьковчане могут и вовсе остаться без тепла?
- Для того чтобы получить лимиты, "Харьковским тепловым сетям" в октябре нужно было погасить 16-17 млн. грн. долга. Существует такая договоренность, что нужно сразу 3 млн. грн. погасить, а остальные провести в виде реструктуризации в течение ноября-декабря. Хотя, честно сказать, этот отопительный сезон начался как никогда с маленькими долгами. А требования их погашения мягче не становятся. Это касается не только Харькова. В Запорожье и сейчас нет тепла. В Харьковской области такая же ситуация, как в Харькове. Хотя по Харькову уровень проплаты тепловиков все же более 90%. Это высокий уровень, седьмой в стране, выше, чем в Днепропетровске и Запорожье. Наши губернатор, мэр, первый заместитель мэра проводили переговоры с руководством НАК, тем не менее, сложности остаются. Все говорят "да-да", но это "да" не удается материализовать. И уже все убедились, что нужно платить, иначе проблемы эти решить не удастся. Пошли первые деньги. Долги частично погашены, но нужно еще газ закупать. Тепловики не имеют лимитов в полном объеме. Необходимо как минимум вдвое больше. Директор "тепловых сетей" Сергей Кирик делает все возможное для спасения положения на своем предприятии, для получения газа. В Харькове лимитов не было с мая, а горячая вода была. И этого удалось достичь по той же системе.

- Говорят, что НАК "Нефтегаз Украина" требует погашения прежних долгов, которые остались в наследство от господина Тарадая, и именно из-за этого возникают большие проблемы с поставками газа в Харьков.
- Может быть и осталась какая-то обозленность государственных газовых структур на нашу область из-за того, что произошла реорганизация, а те долги как бы повисли. Их, конечно, нужно погашать. На селекторных совещаниях руководство НАК постоянно об этом говорит. Если бы мы продавали товар, а вы сказали, да, продавайте, но не известно когда получите за него деньги, стали бы вы заниматься таким бизнесом? Сразу же прогорели бы! НАК в первую очередь требует возвращения тех долгов, которые наработаны в предыдущие годы.

- Как формируется газовый рынок Украины, и какое место занимает на нем Харьковский регион?
- Украина потребляет примерно 75 млрд. кубометров газа в год. Сама для себя добывает 18 млрд. кубов. 30 млрд. (в зависимости от периода, цены, договоренности) за счет того, что через территорию Украины проходит транзит газа из России на Запад, нам этим газом возмещают транспортировку. Остальной газ завозится из-за рубежа. Это тот объем газа, который используется для нужд населения, для бюджетных организаций и частично для тепловиков на выработку тепла для населения и бюджетных организаций. Украина запаслась газом неплохо. Но это не значит, что будет подаваться газ, за который не поступила оплата. Надо же оплатить! Если мы внутри страны можем еще объяснять, давить на жалость, мол, нечем платить, а люди замерзают, то для Туркмении все эти объяснения не подходят. Им обязательно надо платить. По потреблению газа Харьков занимает 3-е место, по потреблению газа тепловиками - первое. По оплате за тепло - 7-е, и примерно такое же по оплате за все потребление газа. Но никто не смотрит на структуру потребления газа. Я назвал бы наш город своего рода сборочным цехом. К сожалению, конечная продукция, выпускаемая харьковскими предприятиями (самолет, трактор, станок, турбина, электродвигатель) как раз и оказалась недостаточно конкурентоспособной. А Днепропетровск, Донецк - это города, где есть металлургические комбинаты. Там чушку вылили, ее уже можно продать, поскольку сталь нужна во всем мире. Поэтому там и финансовое положение лучше. И они уже имеют иностранную валюту. Так вот, даже не смотря на такое невыгодное положение, в котором оказался Харьков, уровень оплаты за энергоресурсы тут сравнительно высокий. Хотя и не достаточный.

- НАК "Нефтегаз Украины" пытается убрать трейдеров. Что это дает? Это и есть реформа системы газоснабжения?
- Несовершенство законодательства относительно правил игры на рынке газа и привело к негативной ситуации в энергокомплексе. Что такое газовый трейдер или дилер? Это стол, стул и какие-то связи в верхах. Это уже поставщик газа. Мы знаем, что наше законодательство позволяет руководству в любой момент свернуть деятельность своих предприятий. Долгое время через подобные офисы шли большие обороты газа. И на Украине дилер не редко продает газ, получает деньги и пропадает. Мы рванули в демократию, но не оговорили детально, кто как себя должен вести в какой отрасли. Поэтому и остались с огромными долгами, с незакрытыми объемами, с потерями газа огромными и расчетами сниженными. В этом трудно кого-то винить. Рынок сделали, а правил игры нет. Сейчас только начинаем их устанавливать. Два года назад установили: для того, чтобы получить определенное количество газа, нужно сначала проплатить и закачать резервное количество газа, ввели систему предоплаты. Но пока умудряются договариваться и получать газ без закачки резервов. Четкая система только вырисовывается. Сейчас уже практически невозможно получить газ без оформления его в общеукраинской диспетчерской "Укртрансгаза". Введены информационные системы, которые помогают следить за потоками газа по всей Украине.

- Существует версия, что люди не могут платить за тепло и горячую воду из-за того, что тарифы завышены. А тепловики утверждают, что 70% их тарифа составляет оплата за газ. Значит, сами цены на газ завышены?
- Давайте рассуждать так. Цена газа, продаваемого россиянами на Запад, значительно выше цены для Украины. Нам они продают по 50 долл., а на Запад - по 80 долл. Но это смотря с чем сравнивать! Если - с нашей зарплатой, то это дорого, а если с зарплатой в Западной Европе, - нормально. Себестоимость украинского газа низкая. Но мы добываем всего 18% потребности. Себестоимость российского газа пусть они сами определяют. Потребители платят от 175 до 195 грн. Вот и получается средняя цена. Люди ориентируются на свою зарплату и на коммунальные платежи. С их точки зрения газ дорогой. Его цена зависит и от уровня развития производства промышленной продукции, товаров. В мировой экономике стоимость продукции, грубо говоря, делится на 3 части. Одну треть забирает государство в виде налогов, одну треть - производитель, в основном - на зарплату, а оставшаяся треть используется фирмой для своего развития и поддержания производства. У нас же 8-10% - зарплата, 70% - государство берет себе в виде налогов, остальное - на поддержание производства. Нас захлестнула волна увеличения налогов. Государство требует, чтобы платили все больше и больше. Только мы забываем, что рост налогов снижает возможности развития производства и делает товар все менее конкурентоспособным. Говоря о высоких тарифах на тепло, мы забываем, что нам в наследство досталась старая система теплоснабжения. Тогда вообще предусматривалось, что стоимость газа - 4 коп. Так нельзя же сравнивать цены советских времен с теми, которые начинают складываться в нашей экономической системе, вернее, к сожалению, пока в экономическом хаосе.

- Когда было лучше, до Тимошенко, во время ее руководства или сейчас?
- Во время ее работы в кабмине были введены определенные правила на энергетическом рынке, которые дали положительные результаты. Сейчас некоторые из тех мер приведены в более рациональный вид. Тогда были предприняты попытки навести порядок в энергетической отрасли, строгий учет энергоресурсов. Она проводила еженедельные очные селекторы. Появилась хоть какая-то система.

- Ходят слухи о том, что в связи с проблемами подачи газа для тепловиков возможны отключения газа, в том числе и для бытовых потребителей.
- Определенные проблемы могут возникнуть в случае резкого понижения температуры воздуха и плохой оплаты газа тепловиками. В прошлые годы, действительно, были случаи, когда уровень пламени на газовых горелках в квартирах снижался из-за падения давления газа. Сейчас мы делаем все, чтобы этого не допустить. Подобные случаи просто опасны для газовой системы Харькова и потребителей. Если человек оставил включенной горелку, а в ней начало падать давление газа, огонь потух, конфорка осталась включенной, а потом давление газа повысилось, газ пошел, и это уже чревато взрывом. В этом году значительно повысился уровень расчетов населения за газ. Мы сейчас получаем порядка 90%. Это высокий уровень расчетов для крупного города. Поступающего в Харьков газа сейчас достаточно для того, чтобы харьковчане не имели проблем с газовыми плитами. Но, как я уже сказал, проблемы могут начаться с наступлением сильных холодов, когда суточная потребность города в газе возрастет в 5 и более раз. Вот тогда действительно многое будет зависеть от своевременных расчетов потребителей не только за газ, но и за тепло с горячей водой.

Справка "SQ". Акционеры ОАО "Харьковгоргаз" избрали председателем правления общества Александра Дудолада 1 ноября 2001 г. решением Наблюдательного совета. До него обязанности председателя правления исполнял Николай Мордовенко. Предыдущий председатель правления Григорий Крамаренко возглавлял предприятие с 1993 г., сейчас работает заместителем председателя правления. Инженер-механик А. Дудолад работал на Харьковском электромеханическом заводе, занимал ряд руководящих должностей в топливно-энергетическом комплексе области, в частности, - директора филиала ТД "Газ Украины". Накануне избрания на должность председателя правления ОАО "Харьковгоргаз" являлся первым заместителем председателя правления ОАО "Харьковгаз". ОАО "Харьковгоргаз" осуществляет поставку газа населению и бюджетным организациям Харькова, а также - транспортировкой газа промышленным, транспортным предприятиям, теплогенерирующим и теплопоставляющим структурам. Крупнейшие акционеры ОАО - "Intersearch corporation" (Интерсерч корпорейшн) (19,74%), "Repechine Finance SA" (Рипичайн Финанс С Эй), "Urbanic Finance SA" (Урбаник Финанс С Эй), "Sofisu SA" (Софису С Эй), акции которых зарегистрированы на номинального держателя ОАО "Межрегиональный фондовый союз" (на него зарегистрированы 60,5% акций "Харьковгоргаза"). Компании "Repechine Finance SA", "Urbanic Finance SA", "Sofisu SA" владеют более 10% акций, 9,91% акций находится в собственности НАК "Нафтогаз Украины".