STATUS QUO

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ: "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - ЭТО ПРАЗДНИК РАДОСТИ ПРИМИРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, ПОЭТОМУ ВАЖНО, ЧТОБЫ ОН НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В БЕССМЫСЛЕННУЮ ПЬЯНКУ" ...>>

- Отец Михаил, так что это за праздник - Рождество Христово? Почему оно так широко празднуется во всем мире?
- Праздник Рождества Христова так широко празднуется, потому что имеет исключительное значение для истории человечества. Если мы откроем первые страницы Библии, то прочтем там о том, что когда Бог призвал к жизни первого человека, наделив его даром Творца, но человек не оправдал этот дар. В лице Адама человеком была нарушена заповедь, и за неподчинение Творцу он был изгнан из Рая. Но по своей Божественной любви еще на заре истории человечества Господь пообещал ему, что придет время, когда "семя жены сотрет главу змия…" (т.е. того, кто соблазнил Еву, а через нее и Адама, и так получилось греховное начало человечества). Прошли тысячелетия, на протяжении которых человечество всегда помнило об обещании Бога о том, что оно будет избавлено от этого бремени. Грех неповиновения стал как бы преградой между Богом и человеком. Человек уже не мог быть бессмертным, каким он должен был быть по замыслу Творца. Для достижения примирения между источником жизни - Богом и греховным человеком, подверженным тлению и смерти, нужен был такой примиритель, который бы смог разрушить эту преграду. Конечно, среди людей, живущих на земле, не было такого, потому что от Адама передавался этот первородный грех на каждое поколение. Поэтому Сын Божий - вторая ипостась Святой Троицы - по велению Творца был послан на землю для того, чтобы примирить человечество с Богом. Для этого Богу потребовалось не просто прийти на землю, для этого необходимо было соединить воедино два начала - человеческое, которое вышло из повиновения Творца, и Божественное, которое смогло бы спасти человека и вернуть ему утраченное достоинство. Поэтому Христос рождается от Пресвятой Девы Марии, берет на себя человеческую природу и только в Нем самом уже примиряются два начала, Божье и человеческое. Поэтому момент Его рождения имеет очень большую значимость, как для каждого человека, так и для целых обществ, для всей истории человечества, для всех людей, которые жили на земле, начиная от Адама. И это праздник, который выходит даже за рамки нашей земли, потому что в ночь Рождества Христова, как свидетельствует Евангелие, проявил себя и ангельский мир, видимый и невидимый. Поэтому Рождество Сына Божия - это есть как бы второе творение человека, его обновление, возвращение ему возможности быть причастником подлинного бессмертия его души. Но есть и иной момент: мы не просто вспоминаем это событие, это событие имеет влияние и на нашу жизнь, оно освобождает нас от первородного греха. Поэтому и сейчас мы встречаем Христа с теми же чувствами, как его встречали те люди, которые жили во времена, когда Он родился. И каждый верующий во Христа чувствует в эти дни, что Господь касается его своей Божественной любовью, напоминая о непреходящей ценности каждого человека, напоминает о том, что человек действительно любимый Богом. Поэтому Рождество Христово - есть праздник радости примирения человека с Богом. Это исполнение надежды всего человечества на то, что действительно приходит тот, кто примирит человека с Богом и снимет тяготу бремени первородного греха, или по меньшей мере даст такую возможность.

- Как нужно готовится к Рождеству и как его праздновать?
- Раз мы говорим о важности, значит нужна и должная подготовка. У нас в православной церкви установлен Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится до 7 января. Пост заключается не только в ограничениях в употреблении определенных продуктов питания, исключении из рациона мяса, яиц или молочных продуктов. Пост - это время особых духовных трудов: время молитв, время очищения своей души через покаяние, причащение Святых Христовых Таин, это время примирения друг с другом. Время духовных упражнений, которые в подлинном смысле обновляют внутренний мир человека, чтобы человек был достоин снова и снова встретить пришествие в мир Христа. Он зародился однажды, но влияние Рождества на историю человечества и каждую человеческую душу оказывается каждый год. Каждый христианин хочет в своем сердце почувствовать: для меня родился Он, меня Он любит, это не просто то, что описано на страницах Евангелия, а касается лично меня, для меня Он родился. Поэтому мы так готовимся к этому событию. Хотим так подготовить наше сердце, как ясли подготовила земля в Вифлееме в ночь Рождества Христова, так, чтобы наше сердце стало вместилищем той полноты Благодати и Рождественской радости, которую несет Христос через свою Церковь.

- Что такое Сочельник?
- Есть два Сочельника - Рождественский и Крещенский. Рождественский сочельник - это последний день перед Рождеством, в который установлен строгий пост. Это как бы день подведения итогов поста. Это еще одна проверка своей совести. День Сочельника - это день, когда христианин четко осознает: завтра рождается Христос, и я уже не прежний себялюб, который себя жалеет, оправдывает себя в грехах. Это как бы генеральная проверка своей совести в канун праздника Рождества Христова, которая позволяет самокритически разобраться: "Как я провел этот пост, как прошла моя дорога ко Христу? Вот я стою в преддверии Рождества, вот уже сегодня ночью ангелы запоют, а вместе с ними и вся Церковь, и вся Вселенная: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человеках благоволение..." (т.е. проявление благости Божией). Достоин ли я этой благости? Действительно ли мир, который возвестили ангелы, поселился в мое сердце, и я готов поделиться этим миром с другими людьми? Что я лично несу?"... Ведь это не просто участие в торжествах, участие в богослужениях, иногда можно это соблюдать, а оставаться таким же холодным, равнодушным, непримиримым, с сердцем, которое не может быть яслями младенца-Христа. Поэтому сочельник - это тот день перед Рождеством, в который нужно проверить себя в преддверии чего-то важного. К примеру, когда мы заходим в какое-нибудь очень важное заведение, то стараемся вытереть ноги, прихорошить себя, оценить, достойны ли мы сюда войти, чтобы к нам было лучше отношение того, кто там, за дверью, а там какая-то очень важная персона, от которой зависит решение каких-то наших житейских проблем. Так и в преддверии Рождества нужно проверить себя. Как мы ежегодно к нему готовимся, как мы его принимаем, так мы будем или не будем причислены к значимости пришествия в мир Сына Божия.

- Говорят, что в Сочельник нужно ходить к крестным, к крестникам в гости...
- Этот праздник на протяжении 2 тысяч лет сопровождается прекрасными традициями. Все, что породила радость рождения Сына Божия, это выразилось во многих традициях. Это и колядки. Мне довелось встречать Рождество во многих странах мира. Везде есть свои особенности. Но все они как бы усиливают ту радость, которую испытывают люди. Посетить родных, близких, крестных с кутьей или другими подарками - все это усиливает чувство праздника, чувство радости, чувство общего участия в этом празднике. Это не противоречит догматам церкви. Есть разные формы подготовки к празднику, и все они подчеркивают дух праздника. Я не говорю о разных сектах, которые могут что-то делать в противоречии с духом Евангелия и со смыслом этого праздника, у них могут быть какие-то духовные наросты, о них не будет говорить. Мы говорим о том, чем мы живем.

- Елка стала новогодним атрибутом, но это же традиционно рождественская примета, не так ли?
- Поползновения сделать елку исключительно новогодним атрибутом проявлялись давно, особенно в прошлом столетии. Действительно, традицию украшать свое жилище еловыми ветвями, наряжать елки атеистическая власть пыталась украсть у православия. Да чего только не пытались украсть! Это и обряд одевания обручальных колец в загсах. Делалось это, чтобы человека смутить, сказать, мол, смотрите, и тут то же самое. Но елка всегда была внешним атрибутом Рождества. Еловыми ветвями, нарядными елками украшаются все храмы. У нас в храме, например, еловые или сосновые ветви используются при устроении яслей. Это тоже одна из традиций. Из еловых веток формируется как бы колыбелька, или еще она напоминает пещеру, в глубине которой устанавливается икона Рождества. Внутри подсветка, там и маленькие выпеченные ягнята, и печенья, и конфеты, и фрукты. Каждый знает, что он может положить туда эти символические дары или получить оттуда как бы дар от Христа. Это абсолютно не противоречит духу проведения православного Рождества, а только усиливает торжество. Поэтому церковь благословляет елку, украшение домов. Мы должны и одеться по-особому, соответственно праздничному духу. К сожалению, сейчас такие времена, что не каждый может себе позволить купить нарядную вещь, полностью обновить свой наряд. Но это должно быть чистое одеяние, и если есть возможность, нужно внести и в него какую-то новизну. Чтобы все говорило, что человек празднует этот неповторимый праздник Рождества.

- Католики уже отпраздновали Рождество, а мы только готовимся. Почему так получилось, что даты Рождества Христова у православных и католиков не совпадают?
- Это различие в основном внешнее. Понимание как православной, так и католической церквей значимости Рождества Христова и цели пришествия в мир Сына Божия одно и то же. Ведь изначально это была единая христианская церковь. Конечно, ее единство всегда подвергалось испытаниям, до тех пор, пока в 1054 г. не произошел полный разрыв и отход Римской церкви от всей полноты христовой церкви, тогда появились православная и католическая церкви. Что же касается разности в датах - к сожалению, да, казалось бы, одно и то же событие, а празднуется в разное время. Но это лишь внешнее проявление. Это произошло из-за разности в календарях. Есть Юлианский и Григорианский календари. Они отличаются в подходах вычисления дня Пасхи. К этим вычислениям, опирающимся на информации о расположении звезд, луны, небесных светил, и были определены разные подходы. Точного вычисления, впрочем, нет ни у кого. Столетиями накапливается по несколько секунд расхождения и там, и там. Это еще раз говорит о несовершенстве человека, о том, что приход Спасителя в мир полностью понять человеческим умом невозможно.

- Те же причины и появления так называемого старого Нового года?
- Да, так называемый Новый год по старому стилю, по дате нового стиля, по которому мы сейчас живем, соответствует 14 января. До советских времен, то есть до перехода на Юлианский календарь, это и было 1 января. Это и есть новый год. Мы его называем еще церковный Новый год. Непонятное словосочетание "старый Новый год" - если он новый, то он не может быть старым. По современному календарю новый год все же наступает 1 января...

- Новый год выпадает на Рождественский пост. Как себя вести в дни новогодних праздников и в новогоднюю ночь?
- Это зависит от отношения человека к тому, какое значение каждый год имеет в его жизни. Ведь из каждого года и складывается человеческая жизнь. Если человек смотрит на свою жизнь, как на величайший дар Божий, который еще нужно оправдать своими поступками, проникнуться ответственностью за свою жизнь, за свое пребывание на земле, и быть причисленным к подлинному бессмертию - вечности, чтобы Творец не отвернулся от человека, а принял его как своего сотрудника, который работал вместе с ним здесь, на земле, тогда человек понимает, что каждый год - это как бы ступенька на пути навстречу Богу. Здесь, на земле, тоже можно встречаться с Богом, мы чувствуем это и в храме, и на домашней молитве, и испытываем в таинстве исповеди. Но здесь мы можем уклониться от этой встречи, ведь мы свободны в выборе. Поэтому ценность наша тогда и проявляется, когда мы избираем Бога в жизни, когда избираем путь к нему добровольно. У нас могут быть какие-то препятствия. Может, мы отказываемся от чего-то своего, человеческого, земного, мы ставим волю Господню, его закон как мерило всей нашей жизни. Это самое ценное. Это то, что действительно Господь оценит при неминуемой встрече человека с Творцом. Господь разумно развил нашу жизнь, разбив ее на отрезки (есть 4 времени года: весна, лето, осень, зима). Они связаны с космосом. Мы своей жизнью, этими отрезками, уже участвуем в бесконечном, бессмертном, вечном. Если человек понимает, что Новый год - это новая ступенька в жизни (если он будет помнить, что он подотчетен Творцу, он должен с благоговением, с трепетом принимать решения в жизни), то и значимость Нового года будет для него велика. Всегда, когда заканчивается год, прекрасно, что это происходит в дни поста, мы можем поисповедываться, причаститься, очистить свой духовный мир, подвести итоги, можем наметить планы на новый год, подумать, что он нам принесет, что нужно отбросить (и не только ненужное, но даже вредное), что необходимо взять в новый год. Тогда, действительно, новый год становится даром Божиим для человека. Человек благодарит Бога за прожитый год, просит прощения за то, что было не так, и просит благословения вступить в новый год с новыми планами, чтобы Господь благословил его мудростью, крепостью, должными силами, чтобы его планы были созвучны с волей Творца. Если облечь праздник Нового года такой важностью, то мы будем по-настоящему радоваться, будем поздравлять друг друга. Тогда уже поздравления не превратятся в бессмысленную пьянку, когда наутро человек не помнит, как он провел новогоднюю ночь, только первый стакан помнит, а дальше в ужасе встречает Новый год. И первый день Нового года начинается с головной боли, второй день - человек не понимает, где он и почему. К сожалению, у многих такое понимание проведения праздника Нового года. При этом подлинный смысл и значимость праздника теряется. Церковь не запрещает праздновать и радоваться наступлению Нового года. Нет ничего страшного в том, что молодежь выходит на улицы ночью, радуется. Предрождественские елки нам возвещают о наступлении праздника...

- Еще бытует такое мнение: как встретишь Новый год, так и проведешь весь следующий...
- Если встретишь Новый год со значимостью и с благословением, то так и проведешь. Если встретишь в пьянке и бессмысленном веселье, так он пройдет - кувырком, ведь не было Божьего благословения на год. А это как печать - вот, поставили на справку, и с ней уже можно пройти по всем инстанциям. Так и духовная печать ложится на все дела с первых минут нового года.

- В преддверии Рождества уместно говорить о возрождении православия, о возрождении нашего народа в православии. Как вы оцениваете возрождение православия в Харькове?
- Сравнительно недавно, 15 лет назад, мы праздновали тысячелетие Крещения Руси. Православие имеет не только глубокие духовные корни, но это уже наша история. Это история многих поколений. И церковь православная всегда была со своим народом, освящала его путь земной, поэтому органически вошла в нашу жизнь, в сознание. Именно поэтому с особой дерзостью, с ненавистью атеистические власти обрушились на церковь. Это произошло в начале прошлого века. Для того чтобы с человеком сделать то, что они замыслили, нужно было из него вытравить человеческую душу. Почти получилось. Однако, с помощью Божьей, это до конца не удалось, и человек был сохранен. Был сохранен наш народ, наша церковь. Наступили только лишь первые годы какой-то оттепели, послаблений, и сразу же возобновили свою жизнь тысячи храмов, сотни монастырей, десятки духовных школ. Вы знаете, что заграницей большая проблема - открыть монастырь? Не материальная проблема, а проблема найти человека, который пошел бы туда жить. У нас только дали послабление, сразу же отсеивание, многие ждут годами, чтобы попасть в монастырь. А возьмите духовные школы, хотя бы нашу харьковскую семинарию. Сколько абитуриентов, сколько желающих поступить, стать церковнослужителями! Это говорит о том, что, да, с особой дерзостью атеисты хотели расправиться с православием, но им это не удалось. Где был запрет на религию, там, в тайниках, глубинах души все же жила святая вера. Мы сейчас с вами находимся в строящемся храме (в районе ХТЗ). Орджоникидзевский район всегда отличался особым атеистическим духом, атеистическим воспитанием. Строится храм, который будет жемчужиной на Украине. Строится храм там, где никогда не было храма. Лет 20 назад никто не поверил бы, если бы сказали, что здесь, в самом центре Орджоникидзевского района, городские власти выделят землю под строительство храма, а районные будут поддерживать, активно помогать строить храм напротив атеистического заведения - Дворца пионеров, с которым мы сейчас поддерживаем тесные отношения. Когда мы освящали нижний храм, детки из этого дворца читали стихотворения, в которых говорилось, как они счастливы, что рядом с их дворцом строится храм. Это и говорит о подлинном возрождении православия. К сожалению, когда церковь была обескровлена, многие храмы были стерты с лица земли, когда память о многих священнослужителях была вычеркнута, они умерли в застенках тюрем, в местах каторги, тогда казалось, что возрождение невозможно. Пришло время, когда Господь по Своей милости благословил нас этой свободой, чтобы возродить ту духовность, которая вновь станет маяком для всего мира. Посмотрите, нигде в мире нет такого религиозного, подлинного, всплеска. То, что я вижу в Харькове - это не только вселяет надежду, это уже реальность. Сколько теперь храмов в Харькове, в области. Вот и этот храм строится. И кто бы мог подумать, на всех уровнях власти поддерживают. Меня приглашают участвовать во многих городских мероприятиях. Это говорит уже о том, что не как раньше было - для галочки проводили мероприятия, а общество постепенно облекается духом православия, подлинными духовными ценностями. Слобожанщина проявила верность православию - возрождает свои святыни, традиции. Исторический музей уступил место законной святыни Покровского монастыря. О себе могу сказать, что живу этой стихией возрождения. Символично также, что именно в этом атеистическом оплоте Харькова строится храм в честь священномученика Александра, который и пострадал от советской власти.

- Вы уже открыли и ведете службы в нижнем приделе храма?.. Как он называется и почему?
- Да, он освящен в честь Архистратига Михаила. В советские времена в Харькове был снесен храм Архистратига Михаила. Мы возрождаем т