К многочисленным почетным званиям, которыми харьковчане любят наделять свой город – промышленная, научная, культурная столица, – в начале прошлого века вполне можно было бы прибавить "столица автомобильная".

Южно-Русский автомобильный клуб возник в Харькове только в августе 1911 года - гораздо позже, нежели подобная организация появилась в Киеве. Но активность, которую развили харьковские автолюбители, с полным правом позволяет им называться пионерами украинского автомобильного движения. Харьковцы, как в ту пору называли горожан, сразу же включились в организацию автопробегов, пользовавшихся в начале XX столетия феноменальной популярностью как среди энтузиастов, так и у почтеннейшей публики.

Стоит заметить, что состоять в числе организованных автолюбителей было удовольствием не из дешевых. Вступительный взнос в харьковский автоклуб для действительных членов составлял 100 рублей плюс 50 рублей ежегодно. Для так называемых соревнователей – 25 и 15 рублей соответственно (фунт мяса стоил в пределах 20-ти копеек). Но при большом желании даже обычный водитель мог себе позволить такие затраты. Зарплата личного шофера у частного лица составляла от 60 до 80 рублей.

Первым "блином" стало участие в одном из наиболее крупных в истории Российской империи автопробегов – "Санкт-Петербург – Севастополь", проходившем с 7 по 16 сентября 1911 года. В трассу намеренно был включен отрезок 700 верст грунтовых дорог от Харькова до Симферополя, чтобы проверить автомобили, что называется, на прочность. (Возвращаясь к "шкурному вопросу": взнос для участников составлял 150 рублей – сумма весьма значительная.)

Под флагом команды Южно-Русского клуба стартовали господа Пок (на автомобиле марки "Бразье"), Дунин ("Даррак") и Ильенко ("Фиат"). Всего в гонке приняло участие 57 автомобилей из Харькова, Петербурга, Москвы, Вены, Висбадена и Мангейма. 

Репортаж о харьковском отрезке мог бы выйти под заголовками "Розы и шипы".

Горожане в высшей степени старательно подготовились к достойному приему автогероев. 11 сентября на ипподроме, куда должны были прибыть участники пробега, собралось огромное количество встречающих. Наиболее нетерпеливые всматривались через бинокли вдаль. Военный оркестр играл, не умолкая.

Венцом фанфарной части программы стали парадный банкет-прием на 300 персон в загородном "Версале" и праздничный обед для шоферов и механиков в ресторане "Циммерман" на Сумской, 11.

13 сентября около шести утра команды продолжили автопробег. И уже на выезде из города в полной мере сбылись предсказания газеты "Южный край" – "и вот теперь от Харькова начнется самое трудное".

На следующий день в газете появилось описание злоключений участников гонки (орфография сохранена): "Около "Основы" начались уже приключения автомобилистов. Здесь песок – и вот, здесь, проскочили благополучно только 6 машин, а остальныя были проведены при помощи тяги веревками и подталкиваний руками со стороны собравшихся основянских жителей. Но еще больше преград для движения встретили автомобили за "Мерефой" в 10-ти верстах выше. Здесь есть лес в гору, с глубоким песчаным грунтом, и вот тут автомобили безпомощно барахтались весьма продолжительное время. Некоторыя здесь стояли 3 часа, а машина г. Филиппова (Mersedes), самая сильная, не могла двинуться. Пришлось ехать обходным путем и тогда выбраться на настоящий шлях..."

Чтобы хоть как-то облегчить гонщикам движение по трассе, вдоль дорог были поставлены крестьяне, предупреждавшие сигналами о наличии выбоин.

Но вскоре от командора пробега в Харькове была получена телеграмма о том, что в 7 часов 30 минут он прибыл в Мерефу, и дальнейшее следование было вполне благополучным.

18 сентября "Южный край" рапортовал о прибытии харьковских автомобилей в Севастополь. Сообщалось, что машины в полной исправности и примут участие в пробеге Новороссийск–Гагры и в одноверстной гонке на скорость, которую устраивал Принц Ольденбургский.

В 1912 году харьковцы уже сами организовали три автопробега, которые в прессе тех дней называелись автомобильными прогулками. 4 мая - Харьков-Белгород-Харьков. 9-11 июня — Харьков-Полтава-Харьков, для чего выписали из Парижа два автомобиля. И, наконец, пробег с 29 июня по 5 июля по маршруту Харьков-Москва-Харьков.

(Любопытно, что герои "Золотого теленка" двадцать лет спустя временно возглавили автопробег Москва-Харьков-Москва. Но как принято писать, предваряя романы, все совпадения с реальными событиями случайны.)

Отчет о харьковско-московском автопробеге был размещен в местной газете "Утро".

"Экскурсия отбыла из Харькова утром 29 июня и часов около 9 вечера была уже в Орле, где экскурсанты ночевали, - сообщал корреспондент газеты. - Из Орла экскурсанты выехали в 8 часов утра, а к 6 часам вечера прибыли в Подольск, где встретились с участниками международного автомобильного пробега Петербург-Варшава-Киев-Москва, устроенного Императорским автомобильным обществом, и вместе с некоторыми из них продолжили путь до Москвы, куда приехали часам к семи вечера".

Очевидно, чтобы подчеркнуть скороходность харьковских автомобилистов, автор отчета упомянул, что машины знаменитого международного пробега Петербург-Севастополь в 1911 году то же расстояние преодолели за три дня, останавливаясь для ночевок в Курске и Туле. Харьковцам хватило и двух.

По словам участников поездки, они получили большое удовольствие, благодаря стоящей все время прекрасной погоде и хорошим шоссейным дорогам. То есть лозунг, выдвинутый знаменитым Командором два десятилетия спустя "Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству", в начале прошлого века был актуален все-таки не везде.

"Лишь шоссе в пределах Харьковской губернии оказалось для экскурсантов несколько тяжелым, благодаря плохому устройству его и небрежному отношению к нему", - сообщал корреспондент "Утра".

Правда, досталось несколько критических замечаний и дорогам городов Кромы и Мценск, которые, по оценке участников ралли, оказались особенно плохими. Впрочем, состоянием дорожного покрытия проблемы автомобилистов в те поры не ограничивались.

"Немало задержки оказывал путешествующим скот, несущийся по сторонам шоссе и то и дело переходящий с одной стороны на другую", - сообщал автор отчета.

Но дедушки отечественного автомобильного движения были отнюдь не склонны к драматизации, относя встречавшиеся на пути преграды к разряду маленьких неприятностей, которые не испортили общего впечатления. Сожаление у участников пробега вызвало лишь то, что многие члены автоклуба отказались от поездки, опасаясь дождей, которыми изобиловало начало лета.

Спортивно-техническая комиссия Южно-Русского автоклуба также организовала ряд автомобильных состязаний, среди которых популярностью пользовались гонки на одну версту. Во время одной из гонок приглашенный из Москвы известный автомобилист Р. Натомб (участник Гран-при России 1913 года) за рулем гоночного Metallurgique развил невиданную для харьковцев скорость. Одну версту он пролетел за 27 секунд, выжимая до 130 километров в час.

Однако гонка запомнилась не только, а возможно, и не столько этим.

Курьезный случай, произошедший с автогонщиком, заставил пережить собравшихся зрителей несколько крайне тревожных мгновений. По условиям соревнований, в автомобиле должно было находиться два пассажира. Однако не уведомленный об этом Натомб рванул со старта налегке. Он развил настолько высокую скорость, что поток воздуха сорвал заднюю часть кузова. Инструменты и тряпки, разлетевшиеся по трассе, в первые секунды были приняты зрителям за выпавших из машины пассажиров. Но, как говорится, хорошо все то, что хорошо заканчивается. Морально пострадавшие во время инцидента отделались легким испугом.

Автопробеги и соревнования завершились с началом Первой мировой. Большинство харьковских машин было передано фронту. Оставшиеся в городе развозили раненых от железнодорожного вокзала по госпиталям. Согласно отчету клуба в августе 1917-го, за три года войны было перевезено более 516 тысяч раненых.

А вот возобновить соревновательную деятельность уже не удалось. Все изменила революция. В 1919 году клуб прекратил свое существование.

Фото - dalizovut.narod.ru