STATUS QUO

НИКОЛАЙ ТЕРНЮК: "ХАРЬКОВ ИМЕЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТАТЬ УКРАИНСКИМ ДЕТРОЙТОМ"

. Photo- Что представляет собой комплекс моторостроения для сельхозмашиностроения в Харьковской области? - На Харьковщине был создан макротехнологический полнофункциональный комплекс двигателестроения для производства двигателей серий СМД, Д и ДТ, в который были вложены миллиарды рублей. Литье производилось на крупнейшем в мире Купянском литейном заводе, штампованные детали выпускал Лозовской кузнечно-механический завод, топливная аппаратура и турбокомпрессоры выпускались в Чугуеве и Дергачах. На заводе "Серп и Молот" производились рядные дизели серии СМД мощностью 100-260 л.с., на ХЗТД - V-образные дизели серии Д мощностью 150-200 л.с. Нигде в мире в свое время не было такого высокоорганизованного производства, способного выпускать до 1 тыс. двигателей в сутки. Сейчас производственные мощности завода "Серп и Молот" и ХЗТД не задействованы. Дизели серии ДТ мощностью до 60 л.с. серийно производит ГП "Завод им.Малышева". Выпущено около 1 тыс. моторов. Двигатели мощностью 60-120 л.с., которые нужны для пропашных тракторов типа ЮМЗ, в Украине не производились и поступали из Беларуси и России. Недавно двигатели до 120 л.с. начал производить "Мотор Сич Ивеко" (Запорожье). Но эти двигатели быстроходны, имеют низкий крутящий момент и не совсем подходят для наших тракторов. Поэтому проблема двигателестроения для сельхозмашиностроения является весьма острой. - Какие предприятия являются потребителями дизельных двигателей? - Двигатели до 60 л.с. необходимы для малых тракторов Харьковского тракторного завода (ХТЗ), нужны Харьковскому заводу самоходных тракторных шасси и другим заводам. Эти двигатели используются в электрогенераторных станциях. Потребителем двигателей 60-120 л.с. является завод "Южмаш" в Днепропетровске. Моторы мощностью 120-330 л.с. необходимы ХТЗ, Херсонскому и Тернопольскому комбайновым заводам, ряду предприятий России. Кстати, "Серп и Молот" был спроектирован для обеспечения моторами предприятий в России, куда отправлялось 96% выпускаемой заводом продукции. Дизели нужны также Кременчугскому и Львовскому автомобильным заводам, производителям дорожно-строительной и другой техники. - Какова потребность украинских предприятий в дизельных двигателях? - Потребность первичного рынка Украины в дизелях для предприятий, производящих сельскохозяйственную технику, прогнозируется на 2005 г. на уровне 5-8 тыс. моторов мощностью 60 - 330 л.с. и 2-3 тыс. моторов до 60 л.с. Потребность в двигателях есть и на вторичном рынке. Общая потребность в дизелях достаточна, чтобы обеспечить "Серпу и Молоту" и ХЗТД рентабельную работу. - Что нужно сделать, чтобы наладить выпуск моторов на харьковских предприятиях и готовы ли они обеспечить потребность рынка? - Сейчас Министерство промышленной политики Украины и Харьковская облгосадминистрация, а также руководители предприятий и организаций предпринимают согласованные действия по постановке производства двигателей. Первая задача – обеспечить производство отработанными конструкциями моторов. Сейчас проходят испытания модернизированные двигатели ряда 120-330 л.с. Эти двигатели ранее выпускались на "Серпе и Молоте" и ХЗТД. Их модернизация выполнена силами заводов, Института машин и систем, а также Главного специального конструкторского бюро по дизелестроению. Средства на модернизацию выделены по распоряжению Кабинета министров. Необходимо отметить, что популярный двигатель Ярославского моторного завода по ряду конструктивных решений отстает от харьковских двигателей лет на 15-20. В базовую модель дизеля внесено 12 конструктивных изменений. Двигатель получит новую муфту, усовершенствованные блок и головку цилиндров, новый поршень, который разработан на заводе "Автрамат". В НТУ "ХПИ" для нового двигателя разработаны макетные образцы принципиально новой топливной аппаратуры, которая позволяет получить современные уровни расхода топлива. Ожидается, что двигатели с новой топливной аппаратурой будут соответствовать экологическим требованиям не только "Евро-2", но и выше. В Харькове также осваивается производство турбокомпрессоров нового поколения, установка которых на двигатели позволит уменьшить расход топлива. Вторая задача – обеспечить производство современными технологиями. Харьковчане уже приобрели опыт внедрения новых технологий в двигателестроении. Освоены современные технологии получения заготовок, дающие снижение их веса на 30%. Проектирование и моделирование, основанное на компьютерных и лазерных технологиях, позволит без чертежей организовывать производство заготовок, а станки с ЧПУ и электрокоррозионные станки, позволят быстро изготавливать сложные пресс-формы. Полтора года назад в Киеве впервые в СНГ был отлит блок цилиндров дизеля по технологии литья по газифицируемым моделям. Эта технология была разработана в Институте проблем литья лет 30 назад, затем применялась за границей и вот теперь вернулась к нам. Освоением новой технологии руководил Сергей Поляков, являющийся представителем инвестора на ОАО "Купянский литейный завод". Теперь новые методы литья осваивают на Купянском литейном. Третья задача - обеспечить рентабельность производства. Для этого надо резко уменьшить мощности заводов и заменить традиционные жесткие технологии новыми – гибкими. И предприятия к такой реструктуризации приступили. "Серп и Молот", например, на две трети сократил свои производственные площади. Но и этого недостаточно, ведь объем производства уменьшился почти в 50 раз. Изменилась и организация техпроцесса. Предприятие раньше выпускало около 6 тыс. деталей, сейчас планирует выпускать около 400, остальные будут изготавливаться на других предприятиях. Производство становится децентрализованным. Разработан техпроцесс постовой сборки двигателей. Внедряются новые технологии на других направлениях. Проблема в оборотных средствах, организации поставок комплектующих и обеспечении квалифицированными рабочими. - Где же брать недостающие оборотные средства? - Предполагается, что средства должна дать продажа части основных фондов предприятий и кредиты. Кроме того, средства заложены в Государственной программе создания и развития производства сложной сельскохозяйственной техники на 2004-2006 гг., утвержденной постановлением Кабинета министров. В 2005-2006 гг. на техническое переоснащение предприятий сельхозмашиностроения государство должно выделить более 500 млн.грн. Для предприятий двигателестроения на Харьковщине предлагается выделить около трети этих средств. Часть из них нужно получить до конца первого квартала 2005 г., так как ставится задача начать серийное производство двигателей на "Серпе и Молоте". Облгосадминистрация обратилась к народным депутатам от Харьковской области с просьбой использовать свое влияние и ускорить выделение средств. - А какие двигатели планируется выпускать в Харькове? - На "Серпе и Молоте" планируется выпускать семейство рядных дизелей, в том числе СМД-31-ТМ – тракторный модернизированный. Вариант модернизации разработан в нашем институте. Ставится задача обеспечить ХТЗ и ЮМЗ двигателями, произведенными на "Серпе", что позволит загрузить его. На ХЗТД подготавливается V-образный дизель Д-6011М. Стендовые испытания двигателей успешно завершены, теперь моторы готовятся к испытаниям в составе тракторов и комбайнов на заводах Украины. Главную научную поддержку проекту оказывает НТУ "ХПИ". ХЗТД в ряду V-образных двигателей мощностью свыше 150 л.с. освоил производство 6-ти цилиндровых двигателей. Нужно освоить производство 4-х и 8-ми цилиндровых двигателей. Предприятию также нужно освоить производство 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей малой размерности. Сейчас частично освоено производство 2-х и 4-х цилиндровых двигателей малой мощности. Широкая номенклатура и наличие гибкого переналаживаемого производства обеспечит объемы, достаточные для прибыльной работы этого предприятия. - Справится ли наука с поставленными задачами? - В Харькове работает около 30 докторов наук в сфере двигателестроения, десятки кандидатов наук, сотни высококвалифицированных инженерно-технических работников. Над решением проблем двигателестроения для сельхозмашиностроения работают в НТУ "ХПИ", в Институте проблем машиностроения НАНУ, в Харьковской государственной академии железнодорожного транспорта, в Национальном аэрокосмическом университете и в Харьковском национальном техническом университете сельского хозяйства. Более масштабного потенциала нет ни в одном городе мира. Залогом того, что этот потенциал будет реализован, может быть то внимание, которое правительство стало уделять проблеме. Впервые за годы независимости было предложено в полной мере профинансировать работы по созданию в Харькове моторов, которые бы соответствовали мировому уровню. Сейчас ученые продолжают формировать пакет предложений по созданию новых двигателей, которые будут включены в программу на 2005 г. Эти предложения поступят к конструкторам, затем инженеры внедрят их в производство. Процесс создания нового не должен прерываться. Если какое-то звено разорвано, отрасль обречена на вымирание. А если планы удастся реализовать, то Харьков по моторостроению станет своего рода украинским Детройтом. Речь идет не только о развитии двигателестроения. Нужно пытаться налаживать производство массовой продукции, включающей двигатели как составную часть, в первую очередь – автомобилей. Украине, чтобы быть в ряду автомобилестроителей мира, необходимо выпускать в год около полумиллиона автомобилей. С учетом того, что на наших автозаводах собирались машины, произведенные в России, в 2003 г. в Украине было произведено 145 тыс. автомобилей. Это число в ближайшие годы необходимо утроить. Харьков, как никакой другой город, подходит для организации многономенклатурного производства автомобилей. Нет в автомобиле такого узла, производство которого нельзя было бы организовать в Харькове. В нашем городе имеются в значительной мере готовые производственные комплексы для изготовления двигателей, трансмиссий, кабин и кузовов. Налаживание производства дало бы новые рабочие места, поступления в бюджет и способствовало бы развитию инфраструктуры города. Но необходима целенаправленная работа, которая сейчас, к сожалению, на мой взгляд, организована неудовлетворительно. - После разговора с Вами я начинаю верить, что в Харькове действительно возможно возрождение двигателестроения. Но что же привело к практически полной разрухе в отрасли? - Причин много. Они связаны со сменой устройства страны, потерей привычных рычагов управления. Но, в первую очередь, это ошибки стратегического управления на уровне государства, которое в свое время не сориентировало двигателестроение на перестройку. Примером должного внимания к отрасли может служить Беларусь. Сейчас в Минске выпускают 30-40 тыс. тракторов, которые в основном идут на экспорт. Украина же производит около 2,5 тыс. и импортирует около 3,5 тыс. тракторов в год. Если бы мы смогли предложить лучшие решения украинским сельхозпроизводителям, то вдвое увеличилось бы производство тракторов, это 6 тыс. моторов, а еще 25% объема моторов составляет производство запчастей. Причем лучшие решения - это не только надежные или недорогие машины. Многогранная проблема агросистемы страны требует комплексного решения, включая социальную сферу села. - В чем заключается проблема? - Дело в том, что производительность труда в агрохозяйствах Украины очень отстает от среднеевропейской. Украинский аграрий обрабатывает в среднем 30-50 га за сезон, аграрий в Европе - 300-500 га. В Харькове впервые в Украине была поставлена задача создать технологии и технику, которые бы позволяли одному работнику обрабатывать 1000-2000 га за сезон, что составляет в час 6-7 га. Образцы такой техники в области уже созданы. Сейчас в городах Украины собираются фрагменты машин, которые должны дать новую элементную машинную базу. Это будут модульные агрегаты, способные за одни проход выполнять несколько операций. Наш институт координирует работу, в которой участвуют специалисты многих организаций. На Купянском литейном заводе уже собрана одна из первых модульных машин, которая проходит испытания. Модульные агрегаты для выращивания сахарной свеклы производит 110-й автомобильный ремонтный завод. Однако объемы выпуска такой техники пока недостаточны. Работа только начата. Хотелось бы наладить поточное производство. Правительство обещало, что в этом и в начале следующего года будет выделено около 10 млрд. грн. на развитие АПК. Из них около 3 млрд.грн. планируется выделить на поддержку производителей техники, а остальные – распределить между сельхозпроизводителями для закупки семян, удобрений и техники. Этих средств было бы достаточно, чтобы поднять отрасль на принципиально новый уровень. - Каковы перспективы увеличения объемов производства моторов за счет экспорта? - Есть хорошие перспективы сотрудничества с Россией, Казахстаном и рядом других стран. Напомню, в Казахстане, как и в Украине, - 34 млн.га пахотной земли, из которых в последние годы смогли обработать только около 14 млн.га. В этой стране практически нет своего сельхозмашиностроения. Но предлагать ей моторы, трактора или комбайны не достаточно. Нужно заключить соответствующие политические и экономические соглашения, гармонизировать законодательство и стандарты, предложить новый уровень ведения сельского хозяйства на основе прогрессивных разработок. Мы должны предложить Казахстану семена высокоурожайных сортов, системы машинных технологий выращивания сельхозкультур, гарантийное обслуживание, консигнационные склады, совместное производство быстроизнашивающихся деталей. Сейчас проблемой выхода на рынок Казахстана, как и других стран, с продукцией сельхозмашиностроения занимаются в Министерстве промышленной политики. - Как выполняется областная программа развития сельхозмашиностроения? - Эта программа актуальности не потеряла и частично выполняется. Дело в том, что государство не выполнило части своих обязательств по выделению средств в рамках государственных программ лизинга и поддержки сельхозпроизводителей. А Харьковская облгосадминистрация свои обязательства выполнила. Если бы все облгосадминистрации делали то, что сейчас делает Харьковская, то у харьковских предприятий хватило бы заказов, чтобы обеспечить безубыточную работу.

Справка "SQ". ТЕРНЮК Николай Эммануилович после окончания Харьковского политехнического института работал на ХТЗ и заводе им.Малышева. В 1989-96 гг. был народным депутатом СССР. В 1993 г. возглавил Институт машин и систем, который был создан по его инициативе. В числе разработок института - концепция государственной промышленной политики, государственная программа развития промышленности Украины на 2003-2011 гг., государственные программы развития сложной сельхозтехники, автомобиле- и двигателестроения, других отраслей. По конструкторским разработкам института, предприятия Украины серийно изготавливают образцы специальной техники, фармацевтическое и экологическое оборудование, готовится производство оборудования для нефтегазового, агропромышленного, энергетического и горнодобывающего комплексов. Большинство разработок института базируется на разработанной в институте теории техносферы.

Автор: , , ,