С 2014 года в Украине 14-го октября отмечают День защитника Украины, призванный заменить прежний День защитника Отечества, который отмечался 23-го февраля.

В 2021 году название праздника усовершенствовали. Теперь это День защитников и защитниц Украины.

Почему выбор пал именно на 14 октября?

Поиск замены для Дня советской армии и военно-морского флота был долог и непрост. 6 декабря 1993 года был учрежден День Вооруженных сил Украины. Этот день является рабочим. Выбор даты определило принятие закона о Вооруженных силах двумя годами ранее - 6 декабря 1991-го. 

День Вооруженных сил отмечался торжественными церемониями, собраниями, вручениями государственных наград, праздничными концертами, президентскими поздравлениями и фейерверками в городах-героях. Тем не менее, праздник так и не стал абсолютно "народным", оставаясь узкопрофессиональным. Тянувшаяся с советских времен традиция поздравлять мужчин 23 февраля победила. Поэтому в 1999-м году второй президент Украины Леонид Кучма учредил своим указом празднование 23-го февраля Дня защитника Отечества.

В 2008 году третий президент Виктор Ющенко попытался переформатировать праздник. В качестве новой даты было предложено 29 января – день сражения возле села Круты (18 километров от Нежина), в ходе которого бойцы Украинской Народной Республики предприняли попытку остановить продвижение советского отряда под командованием Михаила Муравьева к Киеву. Ющенко назвал этот день настоящим национальным Днем защитника Отечества и выступил с предложением ввести новый праздник. Но 23-е февраля устояло и на этот раз.

24 августа 2014 года четвертый президент Петр Порошенко заявил, что День защитника Отечества больше не будет отмечаться 23-го февраля. А в марте 2015-го Верховная Рада приняла решение сделать 14-е октября нерабочим днем.

Выбор пал на 14 октября в связи с тем, что на этот день выпадают еще три знаменательных события, непосредственно связанных с нововведением в официальном праздничном календаре: это православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, День украинского казачества и день основания Украинской повстанческой армии.

Украинское казачество отличалось религиозностью, выступая ревностным защитником православия. А из всех православных праздников важнейшим казаки считали именно Покров. По одной из легенд, традиция почитать данный праздник исходит от "Азовского сидения" 1641 года: запорожцы и донцы выдержали турецкую осаду крепости Азов. Когда после нескольких месяцев осады силы защитников крепости были на исходе, им была явлена "жена прекрасная в багряной ризе", вдохновившая их на победу. Ночью, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, казаки выступили из крепости и обнаружили, что враг отступил.

Но, очевидно, особое почитание Покрова у запорожцев имело место еще до азовских событий, поскольку именно Матерь Божию они считали своей заступницей. Первой и особо почитаемой в Запорожской Сечи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная, по данным историка Дмитрия Яворницкого, в 1576 году. Основывая Сечь на новом месте, казаки, прежде всего, возводили эту церковь, а потом уже все прочие необходимые постройки.

Был выработан и собственный стиль написания икон. Основным отличием стало изображение молящегося люда в виде казаков. Известна Икона Покрова Пресвятой Богородицы с изображением последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (середина XVIII века).

Не исключено, что связь праздника Покрова с темой защиты от врагов, существовавшая и в православной, и в греко-католической традиции, повлияла на установление даты основания УПА – 14 октября (1942-й год). Ряд критиков настаивают на условности этой даты, утверждая, что она впервые упоминается в "Святочном наказе" командира УПА Романа Шухевича от 14 октября 1947 года. В частности, в документе говорилось:

"Прошло пять лет, как член ОУН Остап начал на Полесье организовывать вооруженные группы для борьбы с оккупантами Украины. Эти маленькие группки, борясь одновременно с немцами и большевистскими партизанами, дали начало новым формам освободительного революционного движения – Украинской повстанческой армии".

Правда, о связи с религиозной традицией в данном документе не говорится.

Марши, проводимые ранее в честь УПА, продолжают оставаться одним из центральных мероприятий и в день нового праздника.

Неоднозначная оценка деятельности УПА в обществе подпитывает "старообрядческие" настроения и сейчас. Однако при этом следует иметь в виду, что 23 февраля и 14 октября по своей философии - два совершенно разных события. Первое носило ярко выраженную гендерную окраску и фактически переродилось в мужской аналог 8 Марта. Его главными атрибутами были подарки мужчинам и банкет. Второе – это прежде всего попытка вернуть понятию "защитник" первоначальное звучание, связанное с защитой от захватчика.

Фото: zabor.zp.ua, news.liga.net, 7oclock.info