Сыщик, криминалКонец XIX – начало XX века – эпоха зарождения популярности сверхпроницательных частных сыщиков, бесстрашных и бескомпромиссных инспекторов полиции и прочих борцов с криминальным миром. Супергероями эпохи становятся шерлоки холмсы и пинкертоны. Но их появление вряд ли можно считать спонтанным. Рождение блестящих литературных персонажей происходит на фоне становления профессионального сыска. Свой Шерлок Холмс - вернее даже Холмс и инспектор Лестрейд как сочетание тонкого интеллекта, проницательности и бульдожьей хватки в одном персонаже – был и в Харькове. Начальник полицейского отделения пристав Виталий Владимирович фон Ланге вполне может претендовать на статус личности легендарной. А его книга "Преступный мир. Мои воспоминания об Одессе и Харькове" является не только образцом увлекательной мемуаристики, но и могла использоваться как учебное пособие для начинающих сыщиков чуть более сотни лет назад.

Семья фон Ланге

Вначале стоит сказать несколько слов о происхождении знаменитого сыщика.

Двести-триста лет назад ситуация на европейском рынке труда радикальным образом отличалась от нынешней. Гастарбайтеры из Европы стремились в восточную империю, а не наоборот. Известно, что даже капитан Бонапарт подавал прошение о приеме в российскую армию, но отказался от места лишь потому, что иностранцев зачисляли на службу с понижением на один чин.

Предок Виталия фон Ланге – выходец из немецких земель - появляется в империи в поиске приличного места во времена императора Павла Петровича.

Виталий фон Ланге родился в 1863 году. В 1879-м окончил московскую гимназию и поступил в Одесское юнкерское училище. Дворянская семья Ланге числилась среди обедневших, но при определенном усердии военное поприще открывало перед молодым человеком неплохие перспективы карьерного роста.

Yes

Виталий фон Ланге

Однако спустя несколько лет Ланге приходит к выводу, что армейская служба - это совсем не то, чем ему хотелось бы заниматься в жизни. 24-х лет от роду в звании поручика он увольняется со службы в армии, чтобы поступить на иную, не пользующуюся повышенным авторитетом в дворянской среде: в 1887 году Ланге назначают околоточным надзирателем Одесской городской полиции.

Одесса-мама

Где еще можно было получить настоящий опыт общения с преступным миром, как не в Одессе? В живущей достаточно строгими представлениями империи Южная Пальмира была чем-то вроде вольного города. Воздух свободы привлекал не только коммерсантов, дельцов, промышленников и торговцев, но и личностей, предпочитавших добывать средства к существованию, минуя нормы закона.

В Одессе и сыскной, и организаторский талант фон Ланге проявился в полной мере. Он не только раскрыл сотни уголовных дел, но и создал широкую агентурную сеть в преступном мире, составил классификацию правонарушителей, ввел специальную картотеку преступников-гастролеров - то есть поставил дело борьбы с криминалитетом на профессиональную основу.

Ланге в Харькове

В 1902 году в Харькове принимается решение о создании сыскного отделения при полиции. В город был приглашен один из лучших сыщиков империи Ланге. Об этом обывателей 23 июня 1902 года извещала местная газета "Южный край":

"По примеру других больших городов, как Киев, Одесса, и у нас в Харькове организуется сыскное отделение при 6-м полицейском участке. Заведование этим отделением будет поручено вновь назначенному приставу фон Ланге, который приехал уже в Харьков и вступил в должность".

Yes

6-й полицейский участок на улице Екатеринославской (ныне Полтавский шлях) был расположен в одном здании с пожарной частью. Там же, как утверждает справочник тех времен "Харьковский календарь", проживал фон Ланге.

Помимо практической работы Ланге отчасти занялся и теорией. В течение ближайших трех лет он завершил книгу, посвященную преступному миру Одессы и Харькова. Она была издана в 1906 году.

Ланге достаточно критически подошел к разбору состояния сыскного дела в Харькове и Одессе.

 

По его оценке, харьковская полиция более уделяла внимание поддержанию внешнего порядка и слабо была ориентирована на системную борьбу с уголовным миром. Состав сыскного отделения был немногочисленный, а агенты - за исключением, пожалуй, самого Ланге - не имели опыта.

Виталий фон Ланге о состоянии полицейских дел в Харькове:

Весьма не удивительно, что полиция мало обращает внимания на совершенные преступления, относясь к этому отчасти индифферентно; я говорю о тех местностях, где отсутствует сыскное отделение, ибо она занята исключительно своим прямым делом: всевозможными взысканиями, канцелярщиной, нарядами, дневными и ночными дежурствами и вообще наружной частью по отношению благочиния и спокойствия в городе. Эта часть служебной обязанности не дает возможности чинам наружной полиции заниматься розысками.

Проблема дефицита средств в правоохранительной системе была актуальна и более сотни лет назад. По версии Ланге, средства, выделяемые на розыск преступников и содержание сыскного отделения, были крайне недостаточными, а жалование агентов – скудным.

Ланге считал, что сыщик должен быть "своим" человеком в криминальной среде. Требовались агенты, "которые знали бы в своем городе всех лиц порочного поведения". Но таких специалистов в Харькове было чрезвычайно мало.

Не идеального, но вполне квалифицированного специалиста Ланге описывал примерно следующим образом:

Быть честным, находчивым и быстро сообразительным — это главные черты агента; быть смелым, предусмотрительным; внимательно следить за каждым движением лиц, в особенности при производстве обыска или личного осмотра; детально вникать в мельчайшую подробность происшествия; прислушиваться к суждениям публики, быть рассудительным и строгим критиком; своих впечатлений не высказывать другим, а если высказать, то в сжатой форме; чужие соображения, если они сообразны с обстоятельством дела, принять к сведению. Зоркость, проницательность, а в некоторых случаях притворство ничего не знающего и малопонимающего человека дают возможность иногда раскрыть важные преступления. Необходимо по возможности скрывать свое служебное положение. Агент не должен бояться смерти или угроз, а идти на розыск с убеждением, что его другие боятся, и в полной уверенности в успехе. Стараться узнать в лицо всех лиц порочного поведения…

Загадочное дело "шайки отравителей"

Формальный подход, который в большинстве случаев демонстрировала харьковская полиция, Ланге проиллюстрировал рассказом о "Деле отравителей".

В Харькове во второй половине 1902 года в течение 3-4 месяцев в местности, называемой Уралом, было найдено пять трупов крестьян. Причину смерти выяснить не удалось. Врачи, вскрывавшие трупы, дали заключения, что смерть последовала у некоторых от паралича сердца или от болезни легких. Наружных признаков насилия на телах не обнаружили.

"Такое частое нахождение трупов одного класса общества — крестьян и в одной местности - возбудило во мне подозрение, и я пришел к заключению, что крестьяне, трупы коих найдены на “Урале”, умерли не естественной, а насильственной смертью…", - сообщил Ланге.

Дело было раскрыто. Оказалось, что в городе действовала шайка отравителей, которая убила и ограбила несколько человек.

Кого в Харькове называли "бугайщиками"?

Ланге был одним из первых, кто предпринял попытку классификации преступного мира, совершенно справедливо заметив, что в профессиональной криминальной среде не существует преступников вообще, а каждый, что называется, занимается своим делом: карманники тянут кошельки из карманов, скокари взламывают квартиры, медвежатники - сейфы и так далее.

Одну из любопытных специальностей – бугайщиков - Ланге описал на примере Харькова.

"В Харькове подкидчик называется бугайщиком; потерпевший, когда его накрывают аферисты, кричит как бугай, а поэтому и говорят, что деньги взяты “на бугая, на подкидку”, - писал Ланге.

Криминальные истории с бугайщиками нередко попадали и в местную прессу. Газета "Южный край" 12 июня 1912 года описывала один из подобных случаев:

Yes

"Дворянин Савва Кекин, по профессии шахтер, заработав на шахтах немного денег, возвращался к себе домой в Суджанский уезд. Проездом он остановился в Харькове и до подачи следующего поезда, отходящего через несколько часов, отправился на базар за покупками. По дороге к нему пристал какой-то мальчик, который предложил ему идти вместе. На тротуаре одной из улиц мальчик нашел бумажный сверток. Он поднял его, сказав, что, может быть, тут есть деньги. Сверток вскрыли. Показалось что-то похожее на кредитные бумажки. Обрадовались. Пошли делиться. Счастливцев, нашедших "деньги", нагнал мрачного вида субъект. Сказав, что он утерял сверток с деньгами, он предложил Кекину и его попутчику возвратить сверток и вместе с тем принялся их обыскивать. Во время обыска незаметным образом вынул из кошелька Кекина 45 рублей, вложив взамен денег два маленьких кусочка камня. После того, как мальчик и "утерявший деньги" скрылись, Кекин обнаружил кражу 45 рублей. По этому делу чинами сыскной полиции задержан известный "бугайщик" Александр Алешко, лишенный уже по суду прав за различные преступления. Кекин категорически признал в нем то самое лицо, которое похитило у него деньги. Преступник задержан, но самого главного для Кекина – денег - у того, конечно, не оказалось".

К слову, подобный вариант развода наивных граждан пользуется популярностью по сей день.

Трагический финал

В 1912 году Ланге отметил 25-летний юбилей службы в полиции. В тот же год он ушел в отставку по болезни, получив пенсию в размере 142 рублей 95 копеек. Деньги по тем временам - не маленькие, но и не большие (хороший рабочий на заводе мог зарабатывать рублей 40, профессор университета - до 200).

Но лет за десять до того Ланге и счастливо, и удачно женился на вдове богатого одесского купца с домом и приличным состоянием. Так что впереди были безбедная старость и, возможно, продолжение работы над мемуарами.

Все изменила революция.

Ланге раскрыл сотни преступлений, и сотни же преступников отправил в места не столь отдаленные. Среди его клиентов была сама Сонька Золотая Ручка. Многие хотели бы свести с сыщиком счеты. Но бандитская пуля догнала его на пенсии. В 1918 году, когда в стране бушевала Гражданская война, Ланге оказался в Березовке под Одессой. В тех местах действовал знаменитый отряд анархистов под командованием атаманши Маруси и еще более знаменитая бригада Григория Котовского. И в отряде Маруси, и в отряде Котовского хватало уголовников. Ланге был застрелен в апреле 1918-го предположительно одним из бывших уголовников, перековавшимся в строителя "светлого будущего".