школа, религия, этика

В школах может появиться новая дисциплина - "Основы христианской этики". В проекте "Типовой образовательной программы для 5-9-х классов" Министерство образования и науки предложило ввести обязательное преподавание "Этики/Курсов нравственного направления". В случае утверждения программы учиться по ней начнут уже с сентября 2022 года.

Издание depo.ua сообщает, что, по версии общественной организации "Всеукраинский собор", в новый курс должны быть включены такие направления, как "Основы христианской этики", "Христианская этика в украинской культуре", "Библейская история и христианская этика" и другие.

В Министерстве образования и науки также считают, что преподавать религиозные дисциплины в школьных учебных заведениях можно, ведь данные курсы имеют нравственную направленность

Начальник главного управления школьного образования МОН Юрий Кононенко сообщил:

В рамках этого курса изучаются именно этические вопросы, которые, можно сказать, проверены годами, веками. Например, это этика отношений в семье или этика общения между подростками. У нас был также курс, который изучался по желанию родителей. Он назывался "Мусульманская этика".

Расширение школьной программы за счет религиозного воспитания или нравственного воспитания, основанного на какой-то конкретной религии, – вопрос более чем спорный. С одной стороны, большинство граждан соотносят себя с той или иной религиозной традицией (в Украине это в основном христиане различных направлений – православные, греко-католики, католики, протестанты). С другой – статья 35 Конституции Украины гласит: "Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви".

SQ предлагает читателям определиться, насколько необходимым является расширение школьной программы за счет предметов, связанных с религией.

А как у них?

В различных странах к религиозному воспитанию в школах относятся по-разному. В одних оно полностью исключено из сети государственных учебных заведений. В иных религиозное образование и воспитание присутствует в школах и поддерживается государством.

США

Церковь в США отделена от государства, что отражается и в образовательной политике. В государственных школах, где учатся 85% детей, религию не преподают. Опасаясь судебных исков от родителей, администрации многих школ вводят запреты на упоминание любых религиозных терминов. В школах некоторых штатов пересматривают учебную программу, чтобы исключить из литературных текстов отрывки религиозного характера.Некоторые религиозные семьи (около 5%) из-за несогласия с такой образовательной политикой обучают детей на дому.

В частных школах религиозные предметы допустимы. Например, в Штатах работает сеть католических школ.

Франция

Законодательство страны запрещает изучение религии в государственных школах. А с 2004 года в школах также запрещено носить любую религиозную символику или атрибуты. Например, за ношение хиджба могут оштрафовать на сумму от 150 евро.

Родители, которые хотят, чтобы их дети изучали религию, могут отдать детей в частные школы. Большинство частных учебных заведений — католические.

Германия

Государство в целом приветствует преподавание религии в школах. Но Германия является федеративной республикой, поэтому каждая земля решает этот вопрос самостоятельно. Например, в Баварии и Гамбурге уроки религии обязательны во всех школах. А в Берлине в программу входит только предмет под названием "Этика" (в рамках курса дети изучают нравственные ценности и философию, без привязки к вере).

Религию можно изучать факультативно, по желанию. До 14 лет решение за ребенка принимают родители (чаще всего выбор падает на изучение католицизма или протестантизма).

В последние годы все больше немецких федеральных земель вводят в учебный план школ также уроки по основам ислама.

Польша

Польша – католическая страна. В школах дети два раза в неделю изучают Закон Божий, где знакомятся с основами католицизма. Учащиеся младших классов учат молитвы. Старшеклассники изучают историю церкви, философские основы. Программу курса разрабатывала католическая церковь, ей же и подчиняются учителя религиозного воспитания.

Формально Закон Божий не является обязательным предметом, так что школы просят родителей учеников писать заявления с просьбой изучать религию. Теоретически у школьников также есть возможность изучать основы другой веры, ходить на занятия по светской этике либо самостоятельно заниматься в библиотеке.

По факту более 90% польских учеников посещают Закон Божий. А оценку за этот предмет ставят в аттестат и учитывают при подсчете среднего балла.

Финляндия

Родители школьников должны сделать выбор, что будут изучать их дети - религию или этику. Если родители выбрали религию, ее начинают преподавать уже с первого класса. В большинстве классов это основы христианства (94% изучают лютеранство). Для изучения иных религий необходимо, чтобы в школе сформировалась группа из трех человек. Тогда для них могут пригласить священнослужителя их вероисповедания.

Изучение этики вместо религии выбирает очень небольшое количество семей — около 3%.

Израиль

В Израиле школы разделены на четыре типа: государственные, государственно-религиозные, религиозные и арабские. Большинство детей (около 70%) посещают государственные, то есть светские школы, где религию не преподают.

Около 25% детей ходят в государственно-религиозные школы. В них изучение религиозных предметов занимает около 40% времени.

Небольшое количество детей посещает религиозные, то есть ортодоксальные школы. Там упор делается как раз на догмы иудейской культуры, и каждый день дети начинают с утренней молитвы.

В арабских школах, помимо обычных предметов, изучают арабскую историю, религию и культуру.

Пакистан

Государственной религией в Пакистане является ислам суннитского толка. При рождении каждый ребенок получает специальную детскую книгу с основными положениями Корана, различными молитвами и обрядами.

На основе изучения Корана формируют программу в традиционных школах. В них дети могут самостоятельно выбрать путь обучения — общеобразовательный или хафизный. В первом случае дети, кроме Корана, изучают другие предметы: языки, математику, изобразительное искусство. Во втором — фактически учат только предметы, связанные с религией, под руководством хафиза, духовного лица.

Турция

Религию изучают в начальной и средней школе. Программа знакомит учеников с большинством мировых религий, но существенная часть курса посвящена изучению ислама.

Решением министерства образования, которое должно вступить в силу в следующем учебном году, из школьного курса решили убрать изучение теории эволюции.

Нерелигиозные семьи предпочитают отдавать детей в частные школы, где религию не изучают вообще.

Китай

В Китае проживают представители различных религий, но в государственных школах ни одну из них не изучают. Упор в воспитании в основном делается на то, чтобы сформировать подчиненность интересов индивидуума интересам общества и ответственность перед ним. Также учат быть преданным и смиренным перед наставником.

Источник