Что есть в Париже, Нью-Йорке, Барселоне, Стамбуле и многих других мегаполисах и чего нет в Харькове? В Харькове, в отличие от названных и многих неназванных топ-городов мира, нет прогулочно-торгово-развлекательной зоны, которая являлась бы местной достопримечательностью и привлекала туристов. В Харькове нет пешеходной улицы. Гулять, конечно, можно и по паркам, которых в городе предостаточно. Но парки парками, а улица - это совсем другое.

Что представляют собой пешеходные улицы

Пешеходные улицы традиционно располагаются в центральных частях городов. Такие улицы, с одной стороны, наименее приспособлены к автомобильному движению, а с другой - наиболее привлекательны для местных жителей и туристов. Они полны бутиков, антикварных магазинов, художественных салонов, выставочных залов, кинотеатров и ресторанов. А вот гаражи, склады и предприятия для таких улиц противопоказаны.

Улицы эти создаются, прежде всего, для прогулок - как местных жителей, так и туристов, поэтому все они соответствуют нескольким стандартным требованиям.

Во-первых, это оригинальная (прежде всего, старинная) архитектура. Ведь вряд ли кому-то интересно гулять по местности, застроенной типовыми домами.

Во-вторых, важно расположение улицы - она должна быть привязана к главным "изюминкам" города.

В-третьих, надо сделать так, чтобы гуляющим было куда зайти и на что посмотреть: как минимум первые этажи зданий на таких улицах обязательно отдаются под театры, галереи, сувенирные лавки, кафе и магазины, а их летние площадки могут находиться прямо на тротуарах - благо, ходят здесь по бывшей проезжей части.

Четвертый обязательный элемент - это оформление:  уличная мебель, светильники, киоски, скульптуры, фонтаны, декоративные водоемы, деревья, газоны, уголки отдыха и так далее. Имеет значение и уличное покрытие. Авторы дизайна пешеходных улиц не ограничиваются тротуарной плиткой: они создают оригинальные мощеные картины из кирпича, камня, бетона, металла и других материалов. С помощью того или иного рисунка можно, например, указывать пешеходам направление движения, подчеркивать особое значение какого-то здания, разграничивать зоны разного назначения.

Немного истории

Пешеходные улицы и зоны как массовое явление возникли не так уж давно - в 50-х - начале 70-х годов. Причина этого - то, что стремительно растущее количество автомобилей породило, с одной стороны, потребность в местах, где от них можно было бы отдохнуть, с другой - необходимость защитить архитектурные памятники от чада и вибрации.

Первые пешеходные улицы появились во Франции, Германии, странах Северной Европы. В 1966 году подверглась реконструкции центральная часть Мюнхена, где через пять лет была создана пешеходная зона площадью 20 га (вся территория центральной части города составляет 140 га). В 1972 году была открыта первая пешеходная улица во Франции (в Руане), в 1982 году они были уже в 266 городах этой страны. Пешеходные зоны созданы во всех французских городах с населением больше 100 тысяч человек. Их протяженность - от 120 метров в Гавре до 5 376 метров в Руане. Наибольшее распространение получили зоны, состоящие из одной или нескольких торговых или туристических улиц в центральной части города длиной 500-700 метров.

1

Улица Строгет в Копенгагене

Показательна история самой длинной и одной из самых старых пешеходных улиц Европы - Strøget в Копенгагене (была открыта 17 ноября 1962 года). Сейчас она - пожалуй, самое популярное среди туристов место в Дании. Улица соединяет главные туристические достопримечательности города (включая набережную Лангелиние со статуей Русалочки), а также вокзал и театры. На Strøget находятся самые известные и дорогие копенгагенские магазины, многочисленные сувенирные лавки и кафе. Вместо первоначальных 16 тысяч квадратных метров пешеходная зона в центре города сейчас охватывает больше 100 тысяч квадратов, в летний туристический сезон по улице ежедневно проходит 250 тысяч человек, а зимой - 120 тысяч. Однако 50 с небольшим лет назад идея пешеходной улицы вызвала бурные протесты: критики утверждали, что датчане не склонны к "публичной жизни", а торговцы опасались, что их бизнес пострадает из-за отсутствия покупателей. В результате решительный шаг копенгагенских градостроителей стал важным этапом модернизации датской столицы.

Знаменитые пешеходные улицы

Признанный центр пешеходных улочек - Париж. Пешеходный Париж - это знаменитый холм Монмартр с его храмами, лестницами и уличными художниками, а также улочки и кварталы центра города. Улица Муффтар - это множество маленьких ресторанчиков, кафе, магазинов (например, с огромным выбором шарфов всех видов и цветов), сырных и винных лавок и большой утренний овощной рынок. Ставший пешеходным в 1990 году квартал Монторгель замостили мрамором, расставили скамейки, на первых этажах домов открыли сувенирные магазины.

Всемирно известны и пешеходные улицы Вены. Так называемая Goldene U (подковообразная пешеходная зона) - улицы Грабен, Кернтнерштрассе и Кольмаркт - это место главных достопримечательностей города (дворцов, соборов, театров, гостиниц и памятников).

Все развлечения Барселоны и множество достопримечательностей сосредоточены на знаменитой пешеходной улице Рамбла длиной 1,2 километра. Именно здесь проходят и все самые яркие праздники. Рамбла состоит из нескольких частей: "Каналетес" получил свое название по чугунному питьевому фонтану; дальше начинается "Рамбла учения", названная в честь находившегося здесь университета; потом идет "Рамбла цветов", потом  -  Пла де ла Бокерия, где расположен рынок с самым большим ассортиментом продуктов в городе; на "Рамбле Капуцинов" стоит оперный театр; ближе к морю бульвар называется "Рамбла святой Моники".

Главная пешеходная зона Стокгольма - это Дроттнинггатан, "улица Королевы". Она начинается недалеко от Старого города, сразу за одним из мостов. Кроме традиционных на всех подобных улицах баров, ресторанов и магазинчиков, на ней есть и оригинальные достопримечательности. Здесь расположена старейшая в городе аптека, не менявшая свой адрес с 1798 года, а вдоль полуторакилометровой мостовой тянется надпись из цитат произведений Юхана Августа Стриндберга.

peshehodnaja-chast-brodveja-na-tajms-skver

Пешеходная часть Бродвея на Таймс-сквер

В 2009 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг объявил, что дороги вдоль Бродвея, начиная с 42-й улицы и до 47-й улицы, будут преобразованы в пешеходные, что "сделает Нью-Йорк более пригодным для жизни путем сокращения загрязнения и происшествий с участием пешеходов". Изначально эта идея должна была просуществовать до конца 2009 года, но и сейчас часть Бродвея и Таймс-сквер остаются во власти пешеходов. Бродвей  отдали под столики, за которыми могут отдыхать туристы и жители Нью-Йорка.

Есть свои знаменитые пешеходные улицы и в Азии. Nanjing Road - главная артерия Шанхая и наиболее шумная торговая улица Китая. За покупками и на прогулку сюда каждый день приходят десятки тысяч горожан, жителей других частей Китая и гостей из-за границы. Ее называют торговой улицей №1.

В Украине

Не так давно проблемой отсутствия пешеходных улиц озаботились и в столице Украины. Главную улицу Киева - Крещатик, который часто закрывают для транспорта на праздники и в выходные, - местные власти делать пешеходной не рискнули из-за ее транспортного значения. Для организации пешеходной зоны выбрали тихую и архитектурно богатую улицу Сагайдачного на Подоле. 

Среди лидеров по пешеходным улицам в Украине - города Запада и Юга. Есть красивые пешеходные улицы, например, в богатых архитектурой Ужгороде, Луцке, Черновцах. А власти Львова идут к идее перевода в режим пешеходной зоны всего исторического центра города. Планируется, что  в состав зоны войдут 18 улиц, на которых будет запрещено движение и парковка автомобилей.

Конечно же, озаботились созданием пешеходных зон и в приморских городах юга Украины. В первую очередь там освобождают от транспорта улицы, идущие вдоль моря. В Одессе пешеходной является знаменитая Дерибасовская. Ограниченный въезд на нее разрешен исключительно машинам, обслуживающим торговые предприятия. Также запрещен въезд автомобилей на некоторые улицы вблизи моря.

3

Улица Дерибасовская в Одессе

Мегаполисы востока Украины в этом вопросе отстают. Лучше других дела в Днепропетровске: здесь закрыты для транспорта центральная площадь с каруселью и небольшой, но красивый бульвар неподалеку.

Где это возможно в Харькове

Вариантов, исходя из приведенных выше критериев, оказывается очень даже немного. Пешеходная улица Харькова должна быть недалеко от оси "метро "Университет" - метро "Исторический музей", иначе она просто не будет выполнять свою туристко-прогулочно-развлекательно-торговую функцию. Например, улица Дарвина ниже студенческой поликлиники – очень богата архитектурно, но возможности направить туда потоки гуляющих нет. То же самое можно сказать и о других тихих улочках, уходящих "в никуда" от Пушкинской (например, улица Багалия).

Не совсем то, что нужно, - улицы, расположенные между Сумской и Пушкинской. На Гоголя пол-улицы выглядит слишком уныло, улица Жен-Мироносиц не подходит по типу расположенных на ней учреждений, на Скрипника нет ни особых достопримечательностей,  ни инфраструктуры, Гиршмана уродует поликлиника, а в части, приближенной к Пушкинской, - слишком типовые дома… И так далее. Наверное, оптимальный вариант здесь – Чернышевская, от ее начала до Жен-Мироносиц. Здесь есть театр, ресторан, галерея, несколько интересных зданий. Однако и этот вариант - не из лучших.

Интереснее выглядит предложение сделать пешеходным начало улицы Пушкинской.  Здесь возможны два варианта: минималистичный - до площади Поэзии и расширенный - до площади Архитекторов. Пушкинская уходит несколько в сторону от основных харьковских достопримечательностей - парков, церквей, театров и музеев, - и это, конечно, минус. Зато необходимую для туристско-развлекательной зоны торговую индустрию здесь наладить не так сложно (а частично она уже существует). В архитектурном плане улица может и не слишком разнообразна, но интересна. Насколько безболезненно можно убрать отсюда автомобили? Не безболезненно, но все же это не главная транспортная артерия города. То есть вариант возможный, но все же не оптимальный.

А вариант оптимальный - это, конечно, Сумская, от ее начала до оперного театра. Она и так является традиционным маршрутом прогулок несмотря на узенькие неудобные тротуары, связывает популярные места отдыха - площадь Конституции и сад Шевченко, здесь есть яркая архитектура, два театра, торговый центр и множество бутиков. Чуть побольше кафе, книжно-сувенирных лавок, несколько оригинальных решений по оформлению улицы (как минимум надо создать летом затененные места при отсутствии деревьев) - и от желающих погулять здесь будет не протолкнуться. Единственное большое "но" - транспортное значение улицы в и так страдающем от пробок центре города. Проблема решаема: можно сделать более удобными для проезда параллельную Рымарскую и идущую внизу Клочковскую, направить поток транспорта через Донец-Захаржевского на Гоголя, Чернышевскую, Пушкинскую. Но все это требует серьезной работы и денег.

Вариант альтернативный - та же Рымарская. Такого уж транспортного значения она не имеет, но здесь нужно значительно больше потрудиться над зданиями, некоторые из которых пребывают в не слишком хорошем состоянии. Необходимо поработать с собственниками магазинов и других помещений на предмет изменения их профиля на более ориентированный на развлечения. Подумать, уместна ли на такой улице гимназия и что с ней делать. То есть опять же - нужно немало средств, а главное - усилий и желания.

Эконом-вариант - улица Квитки-Основьяненко. Небольшая (380 метров) улица, уже насыщенная кафе и ресторанами, с красивым Успенским собором и входом в торговый центр (то есть "Детский мир"). Логически она соединяет площадь Конституции с Павловской площадью и набережной. Проблема - унылое серее здание колледжа напротив "Детского мира". Однако вряд ли она является неразрешимой: сделать это строение веселее возможно и без миллионных вложений, а поскольку собственность это государственная, то первый этаж можно волевым решением отдать, например, под художественный салон, кинотеатр, детское кафе - что угодно, что посчитают нужным для привлечения туристов.

Очень интересный вариант пешеходной улицы - расположенная рядом Университетская с выходом на примыкающие к ней скверы. Однако проблем здесь несколько. Это и транспортное значение улицы, и то, что Университетская со своими архитектурно привлекательными церквями, учебными корпусами и музеем для индустрии развлечений не подходит: здесь нет места для кафе и бутиков. Но в перспективе это дает возможность создать достаточно большую пешеходную зону, которая станет настоящим туристическим сердцем Харькова.

Этот комплекс, не разрезаемый потоками автомобилей (и не превращенный в большую парковку), мог бы выглядеть так:

  • музейно-познавательная пешеходная часть площади Конституции с Историческим музеем;
  • торгово-развлекательная Квитки-Основьяненко с магазинами и ресторанами;
  • архитектурно-историческая Университетская с церквями и старым университетским зданием;
  • предназначенные для отдыха Покровский сквер и сквер с Вечным огнем с видом на Благовещенский собор.

На пешеходную Университетскую можно было бы переселить из сквера обосновавшихся там художников. А дальше, внизу, - пешеходная часть Павловской площади, которая переходит в парк "Стрелка". Вариант?

Владислав Ксенз