До Нового года осталось всего ничего, и в информационном потоке на первый план выходят предпраздничные хлопоты и все, что с ними связано. Решение проблем откладывается на следующий год, и в лентах информационных агентств политика представлена новостями вроде "Поставят ли Тимошенко в палате харьковской больницы новогоднюю елку?", а экономика – "Во сколько обойдется средний новогодний стол?". Однако начало последней недели уходящего года выдалось богатым на события вовсе не предновогодние и имеющие далеко идущие последствия.

Для харьковчан топ-темой стала, безусловно, продажа футбольного клуба "Металлист". Теперь уже экс-владелец клуба Александр Ярославский, буквально за несколько дней до того опровергавший слухи о продаже, в понедельник шокировал многих заявлением, что больше не является владельцем и президентом "Металлиста". Чуть позже было официально названо имя покупателя – это группа компаний "Газ Украина", принадлежащая Сергею Курченко.

Что касается Ярославского, то сколько бы он не заявлял, что футбол для него не был бизнесом, с "Металлистом" он поступил именно так, как привык поступать с бизнес-активами. Схема проста: взять по дешевке пребывающее в упадке предприятие, привести его в товарный вид и выгодно продать. Ярославский известен как бизнесмен, не любящий слишком долго держать активы в своих руках. Так произошло и с "Металлистом", которому он отдал 8 лет. В 2004 году находившийся в самом глубоком кризисе в своей современной истории "Металлист" (он тогда вылетел из высшей лиги) явно достался Ярославскому за символическую сумму. Теперь он "отягощен" коллекцией бронзовых медалей чемпионата страны, успехами в еврокубках, игроками, за которыми охотятся ведущие клубы мира, и современной спортивной базой, так что стоит совсем других денег. Не факт, конечно, что Ярославскому удалось "отбить" все вложенное в клуб, однако аналитики сходятся во мнении, что за "Металлист" он получил не одну сотню миллионов долларов (участники сделки ее сумму не разглашают).

В продаже клуба сыграла какую-то роль и политическая составляющая, на которой заострил внимание Ярославский. Перманентные "обмены любезностями" с мэром Геннадием Кернесом не делали работу Ярославского в Харькове комфортной. Однако скандал с правом собственности на стадион "Металлист" стал для Ярославского скорее удобным публичным объяснением продажи, чем толчком для ее совершения, ведь сделку явно начали готовить раньше, чем горсовет в лице Кернеса заявил о своих претензиях на стадион.

Так что Ярославский, с именем которого у фанатов связаны все последние успехи клуба, теперь для "Металлиста" - прошлое, а новый владелец Сергей Курченко уже заявил об амбициозных планах и в украинском чемпионате, и на международной арене. Точнее, заявила от его имени пресс-служба, а сам новый владелец клуба до сих пор остается личностью полумифической. Если бы не “Forbes”, который провел расследование успехов молодого миллионера Курченко, его имя было бы известно только узкому кругу посвященных.

Курченко молод - ему еще нет и тридцати. Знающие его лично чиновники и бизнесмены называют его "очень трудоспособным и коммуникабельным". Он работает в нефтегазовом бизнесе и зарабатывает миллионы. А чтобы попасть на этот рынок, недостаточно быть гением - здесь нужны в первую очередь очень хорошие связи. И эти очень ценные связи у

Курченко, как говорят, имеются: он поддерживает отношения с сыновьями президента Януковича и сыном генпрокурора Пшонки, то есть с самой влиятельной на сегодняшний день в Украине финансово-промышленной группой, получившей название "Семья".

По той мизерной и иногда противоречивой информации, которая просачивается из информированных кругов, сложно понять, насколько близок Курченко к "Семье" и насколько он самостоятельная фигура. Кто он для них - друг и равноправный партнер или отношения там другие? Масла в огонь подлила информация, что президентом "Металлиста" может стать не Курченко, а Янукович-младший. Сейчас она вроде бы опровергнута, однако в среде фанатов продолжают распространяться слухи, что реальный хозяин клуба – не Курченко, а именно Янукович. Собственно, а почему бы и нет? "Семье" как серьезной ФПГ по статусу положено иметь футбольный клуб. Брать команду не из первой четверки – как-то несолидно. "Шахтер" и "Днепр" Ахметов и Коломойский не отдадут, "Динамо" у Суркисов отобрать может и можно, однако это чревато большими скандалами. Остается "Металлист", владелец которого к тому же не прочь его продать. Почему тогда собственником объявляется Курченко? Может быть, потому, что он харьковчанин, а донецким парням не особо хочется "светить" свою экспансию в наш город… Однако это всего лишь версия. Как оно есть на самом деле, возможно, покажут дальнейшие действия покупателя клуба.

Теперь - немного о стадионе. И новый собственник, и власти сразу же обозначили намерение передать его в частные руки за определенную компенсацию (судя по заявлению губернатора Михаила Добкина, это может быть сумма, вложенная в реконструкцию "Металлиста" перед Евро-2012). Заявления недельной давности, что футбольный клуб использует его от силы два десятка раз в году, а нужно задействовать стадион для различных областных и городских мероприятий, а также для представителей других видов спорта, уже, похоже, забыты. Наверное, для тех, кто беспокоится о судьбе клуба в связи со сменой собственника, это хороший знак – стадион вряд ли нужен собственнику для чего-то другого, а не для футбола, а значит, клуб действительно планируют развивать.

Кроме околофутбольных страстей прошедшая неделя ознаменовалась массовой раздачей должностей в Верховной Раде и Кабинете министров. Новый состав Кабмина анализировать, наверное, нет смысла. Его уже разобрали по косточкам и обратили внимание и на явную потерю власти премьер-министром Николаем Азаровым в пользу первого вице-премьера Сергея Арбузова, и на доминирование двух ФПГ – "Семьи" и Рината Ахметова с потерей позиций группы Фирташа-Левочкина, и на сохранение "пугала" для национал-патриотов – министра образования Дмитрия Табачника… Выходцев из Харькова в новом Кабмине нет, что, впрочем, никого не удивляет, - это уже давняя тенденция. За последние годы харьковчанин там был всего один – вице-премьер Владимир Семиноженко, – да и тот продержался на этой должности недолго.

Распределение должностей в комитетах Верховной Рады в плане уровня влиятельности депутатов-харьковчан производит двойственное впечатление. То, что десять человек (это половина харьковских парламентариев) получили руководящие должности в комитетах, - это, конечно, внушает уважение. Однако есть некоторые "но", не позволяющие заявлять о слишком уж большом влиянии "харьковского лобби". Пост руководителя комитета (именно за эти должности в парламенте шла основная борьба) достался всего один – "новый харьковчанин" Валерий Писаренко возглавил комитет по вопросам правовой политики. И нетрудно предположить, что главенствующую роль в этом назначении сыграла не личная харизма депутата и не то, что он представляет Дзержинский район Харькова, а приближенность Писаренко к Андрею Портнову, претендующему на роль главного юриста в Партии регионов. Должностей заместителей председателей у харьковчан действительно много, однако это, в основном, не самые влиятельные комитеты (влиятельными в Верховной Раде считаются комитеты, имеющие отношение к финансам и налогам).

В том, в какие комитеты попали наши депутаты, есть несколько интересных моментов. Так, Александр Фельдман, на протяжении нескольких созывов занимавший должности, связанные с защитой прав человека, в этот раз предпочел самый престижный комитет – бюджетный. Имеющая несколько одиозную репутацию из-за участия в скандалах Инна Богословская пошла в комитет по культуре и духовности. Арсен Аваков стал простым членом регламентного комитета, а вот Игорь Швайка назначен в этом комитете заместителем председателя. Самым "харьковским" стал комитет по местному самоуправлению – туда вошли сразу трое представителей региона. Многие харьковчане попали в комитеты, близкие им по предыдущей деятельности: например, Виталий Немилостивый занимается промышленностью, Виктор Остапчук – транспортом, Александр Беловол – здравоохранением, Виталий Данилов - спортом. Молодым депутатам ближе оказалась международная тематика – Евгений Мураев пошел в комитет по иностранным делам, Ирина Бережная – по евроинтеграции.

А еще в Верховной Раде создали межфракционное объединение харьковчан (правда, межфракционное оно пока довольно условно: не регионал там только один – Немилостивый). Любопытно, что в объединение вступил одиозный "дирижер" парламентского большинства Михаил Чечетов, когда-то живший в нашем городе. Это не самое лучшее приобретение в плане репутации, однако, возможно, полезное в плане решения конкретных задач. Возглавил группу Писаренко, желающий, видимо, подчеркнуть, что он в Харькове – всерьез и надолго. Объединение задекларировало желание лоббировать интересы Харькова, в частности, в вопросе распределения бюджетных средств. Поскольку в бюджете этого года не учтены многие потребности города (например, многострадальное строительство Алексеевской линии метро), такое лоббирование явно не помешало бы. Главное, чтобы оно было эффективным.