Уборка зерновых, уборочная кампания, балаклейское хпп, урожай зерновыхСельское хозяйство для утратившего связи с землей городского жителя – terra incognita. Конечно, мы далеки от мысли, что батоны растут на деревьях, однако мало кто из нас имеет ясное представление о том, что такое современное сельское хозяйство с точки зрения технологий и бизнеса, чем наше сельское хозяйство отличается от европейского, с какими сложностями сталкиваются аграрии и как их преодолевают…

Итак, уборка зерна. Мы побывали на Балаклейском хлебоприемном предприятии, на полях, хлебоприемных пунктах и элеваторах, пообщались с теми, кто собирал рекордный для области урожай.

Комбайнер Александр в поле - с восьми утра. Впрочем, теперь и слова-то "комбайнер" нет, официально - "оператор комбайна". В кабине "Claas Tucano 470" - тихо и свежо, работает кондиционер, тихонько мурлычет радио, а пекло и пыль июльского полдня - за огромными притемненными стеклами. Справа от руля - джойстик с несколькими кнопками, с помощью которого Александр управляет агрегатами комбайна, и дисплей электронной бортовой информационной системы, на который выводятся параметры работы машины. Александр говорит, что этот комбайн - 2011 года выпуска. Рядом работает "ростсельмашевский" комбайн, он на 3 года старше. Александр еще успел поработать на российских "Донах", а вот о ветеранах полей с брезентовыми тентами над головой знает только понаслышке.

Факт. Расхожий штамп "Битва за урожай", на самом деле, довольно точно отражает процесс уборки зерна. "Битвой" уборочную делаю сжатые сроки. Чтобы получить максимальный урожай зерна, к началу его уборки все должно быть готово - дальше счет идет на часы. Кампания должна закончиться за 10 дней: потом колос начинает осыпаться, и урожайность быстро падает. По оценкам специалистов, на 11 - 13 день потери при уборке уже составляют 16%, а на 20-й - 27%. И хорошо еще, если погода благоприятная: дожди или засуха создают аграриям дополнительные проблемы. Убирать урожай начинают южные области Украины, потом к ним присоединяются остальные. В Харьковской области уборочная кампания стартовала в первые дни июля.

Комбайн неспешно движется по полю, зерно сыпется в бункер объемом 9 тыс. литров. В конце поля - разворот и путь назад, вдоль только что скошенной полосы. Дальше - к ожидающему на краю поля КАМАЗу с прицепом - разгружаться. Водитель грузовика Сергей по совместительству - предприниматель, машина - его собственность. Домой в эти дни он заезжает буквально на несколько часов - поспать, а с рассветом - снова в поле. Среди тех, кто возит зерно с поля на хлебоприемный пункт, таких как он - немало. "Работают на своих машинах, есть здесь и четыре машины одного хозяина", - говорит он.

Сергей жестами показывает Александру, куда выгружать зерно. Одно нажатие кнопки - и труба выгрузного шнека зависает над кузовом, из него "льется" поток золотистого зерна. Еще несколько минут - и комбайн, освободив бункер, уходит на следующий проход. А Сергей едет на хлебоприемное предприятие.

Факт. За результатами уборочной - огромный труд, серьезные инвестиции, тщательное соблюдение технологий выращивания, хранения и переработки зерна. И, конечно, толика удачи, или, если угодно, - Божией милости. "За последние годы так окончательно сформировалось, что Балаклейский район, который раньше лежал в лесостепи, - это уже степь. А степь всегда относилась к зоне рискованного земледелия из-за непредсказуемости погодных условий и недостатка влаги. Поэтому наша главная задача сегодня - выстроить современную технологию выращивания культур, а это и вопрос удобрений, и правильный выбор сортов, устойчивых к летней жаре и зимним морозам, которые могут дать хороший урожай в этих условиях", - говорит член наблюдательного совета "Балаклейского ХПП" Роман Кипоть.

На въезде автомобиль проходит через весы, после взвешивания и отбора пробы зерна направляется на разгрузку. Завершив разгрузку, машина возвращается в поле. Зерно же шнековыми транспортерами подается на дополнительную сушку и очистку, а потом - в хранилища. Этот конвейер должен работать без малейшего сбоя.

Ниже – прямая речь и факты о некоторых тонкостях выращивания зерновых, приведенные Романом Кипотем.

Факт. "Балаклейское ХПП" входит в число пяти сельхозпредприятий, объединенных общим управлением. Около 40% обрабатываемой земли занимают зерновые, приблизительно 25% - подсолнечник, столько же - кукуруза, остальная площадь - соя, овес и другие культуры.

Что и как сеют

- "Балаклейское ХПП" делает ставку на "точное земледелие" - для каждого поля проанализирован состав почвы и вносится именно те удобрения, которые нужны в этом месте. Мы очень внимательно относимся к выбору посевного материала, по некоторым культурам уже перешли на формирование собственного посевного материала. По пшенице у нас на сегодня - только семена элиты.

Сравнение с Европой

Факт. В Голландии на каждый гектар вносится 300 и больше килограмм удобрений в пересчете на действующее вещество. В Украине - в 6-10 раз меньше. Голландия - один из мировых лидеров по урожайности: там собирают с гектара 70-90 центнеров, в некоторые годы - до 100. В Украине - в среднем 35-40 центнеров, а если считать с учетом Крыма, пересевов - редко получается больше 30 центнеров с гектара.

- Кажется, куда проще: вноси больше удобрений - получишь лучший урожай. Но все не так просто. Для европейских стран в основе аграрной политики лежат соображения собственной продовольственной безопасности. Не обращая внимания на выгодность выращивания сельхозкультур, они всячески стимулируют своих производителей собирать максимально высокий урожай, достаточный, чтобы прокормить страну. И в той же Голландии, и в Германии все сельское хозяйство дотационное, причем объем дотаций из госбюджета примерно равен объему прибыли. Получается, что именно дотация формирует финансовый результат, реально же аграрии работают на уровне себестоимости или даже чуть ниже. В Украине нет такого прямого дотирования сельхозпроизводства. Кроме того, даже в самые неурожайные годы Украина собирала достаточно зерна для удовлетворения своих потребностей, и еще оставалось для экспорта. Поэтому вопрос получения максимального вала не стоит, и каждое предприятие строит технологию выращивания, ориентируясь на получение максимальной прибыли. Да и элеваторные мощности в Украине недостаточны, в то время как в Западной Европе они создавались с прицелом на высокие урожаи.

Выгодность зерновых

- Выращивать зерновые намного менее выгодно, чем, скажем, сахарную свеклу. С одного гектара свеклы при правильной технологии можно заработать около 15 тыс. гривен прибыли - и это при цене всего лишь 400-450 гривен за тонну. Ни одна культура в Украине больше прибыли не дает. А на гектаре ячменя прибыль составляет только около 3 тыс. гривен с гектара.

Факт. При этом существует проблема с потеплением климата: для хорошего роста свеклы нужна достаточная влажность и умеренно теплая погода. Если же столбик термометра поднимается выше 28 градусов, что для Харькова не редкость, - растения перестают расти днем, их урожайность падает. И если в лидирующей в производстве свеклы Винницкой области получить 600 центнеров с гектара - не проблема, то на востоке страны собирают 200-300. Вот и отказываются здешние хозяйства от этой выгоднейшей культуры.

Продажа

- Около 25% зерна, собранного на полях "Балаклейского ХПП", поступает на собственный хлебозавод - его продукцию хорошо знают покупатели Балаклейского и нескольких соседних районов области, а также нескольких сетей супермаркетов в Харькове. "Балаклейское ХПП" входит в группу компаний, у которых есть свой хлебозавод, мельница, элеватор. Пытаемся строить самодостаточный бизнес, с тем, чтобы по минимуму привлекать какие-то услуги или ресурсы со стороны и добиться максимальной степени переработки нашей сельхозпродукции, получив тем самым прибавочную стоимость.

Факт. Основные покупатели и экспортеры - крупные зернотрейдеры. Все они - за исключением Государственной зерновой корпорации и "Нибулона" - зарубежные. Если раньше зерно экспортировалось в дружественные Советскому Союзу страны, где его не хватало, сейчас действуют законы свободного рынка. Черноморская пшеница идет в Африку, Иран, Ирак, другие азиатские страны, по мере необходимости ее закупает Европа.