Поствыборные кадровые перестановки, цены на хлеб и налог на продажу валютыПрошлая неделя не была богата громкими событиями. В городе говорили о тарифах на воду и ценах на хлеб, возможности введения налога на продажу валюты и посмертном донорстве. Некоторый интерес вызвали и продолжающиеся поствыборные кадровые ротации. Во-первых, подали в отставку все министры действующего правительства, которые прошли в парламент нового созыва. Напомним, депутатские значки получат восемь членов Кабмина: премьер Николай Азаров, вице-премьеры Сергей Тигипко и Борис Колесников, министр экономики Петр Порошенко, министр образования Дмитрий Табачник, министр ЖКХ Анатолий Близнюк, министр юстиции Александр Лавринович и министр по ЧС Виктор Балога. Все они передали на подпись Януковичу заявления об отставке, и теперь дело за президентом. Следующий шаг – формирование нового правительства. Кандидатуру премьера президент должен подать на рассмотрение и утверждение Верховной Рады, а всех остальных членов Кабмина он назначает сам. С большой долей вероятности главой правительства останется Азаров – он проверенный безамбициозный кадр, да и увольнять его лучше, когда экономика достигнет пика кризиса – эксперты прогнозируют, что будет это через несколько месяцев. А в целом подача заявлений об отставке – это необходимая процедурная формальность, и вполне возможно, что полностью Кабмин обновляться не будет.

Кроме того, Янукович уже уволил с занимаемых должностей председателя Гостаможслужбы Игоря Калетника, первого заместителя секретаря СНБО Нестора Шуфрича, своего советника Анну Герман и заместителя главы президентской администрации Сергея Скубашевского. Написал заявление об отставке и секретарь СНБО Андрей Клюев. Последний, кстати, вполне может вернуться в правительство. Это будет означать, что его "ссылка" в СНБО в действительности была развязыванием рук на время предвыборной кампании Партии регионов, которую Клюев курировал.

Докатилась волна кадровых решений и до Харькова. В конце недели покинул должность председателя Змиевской райгосадминистрации Евгений Мураев – тоже потому что стал депутатом. Чуть раньше распоряжением Кабмина был уволен начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук, который вскоре тоже займет парламентское кресло. Змиевской район – один из наиболее привлекательных в Харьковской области: он находится недалеко от мегаполиса и полон рекреационных зон. Пост главы этого района – неплохая должность, но о том, кто ее займет, пока что даже слухов нет. Кресло начальника ЮЖД – мало сказать, что неплохая должность. Областная власть рекомендовала назначить руководителем дороги нынешнего замдиректора - главного инженера предприятия Николая Уманца. Это традиционный подход при увольнении крупных чиновников – предлагать в преемники их заместителей. Однако должность начальника дороги - очень "теплое" и перспективное место, и это позволяет предположить, что формального подхода к назначению на этот пост не будет. Принимая во внимание тенденции последнего времени, очень может быть, что в Харьков пришлют "варяга". Хотя, конечно, есть некоторая вероятность, что министерство прислушается к мнению харьковской власти - в конце концов, Уманец имеет профильное образование и много лет работает на ЮЖД.

И еще одна новость, тоже связанная с назначениями, но при этом не связанная с выборами. На прошлой неделе мэр Геннадий Кернес заявил, что в скором времени председатель Ленинской администрации Харькова Владимир Наконечный перейдет на работу в мэрию, а район возглавит нынешний директор КП "Харьковпасс" Максим Мусеев.

Максим Мусеев - молодой чиновник и политик, сын пользовавшегося большим влиянием и трагически погибшего два года назад Сергея Мусеева. В свои 27 лет Мусеев-младший имеет головокружительную карьеру. Он дважды избирался депутатом горсовета и был заместителем руководителя метрополитена. С начала 2011 года он возглавляет КП "Харьковпасс". Заявление мэра оставило один вопрос: как расценивать новую должность Мусеева - как еще одну ступеньку на карьерной лестнице или как понижение?

"Харьковпасс" – одно из наиболее закрытых харьковских коммунальных предприятий. У него очень много грандиозных планов, объединенных громкой формулировкой "реформирование системы транспорта города", но чем конкретно "Харьковпасс" занимается, к примеру, именно сейчас и за какие деньги реализует свои проекты - понять непросто. Предприятие было создано в 2009 году. Пока что в его активе, из обещанного и выполненного, – создание единого диспетчерского центра, открытие терминала на Холодной Горе, оснащение всего общественного транспорта (троллейбусов, трамваев, автобусов) GPS-навигаторами и покупка нового транспорта (в многомиллионный кредит). Озвученные предприятием планы на будущее без преувеличения потрясают: устройство 100 стоянок для такси, строительство нескольких новых автостанций - на Алексеевке, Салтовке,возле станций метро "Спортивная" и "Метростроителей им. Ващенко", оборудование всех конечных станций метрополитена пересадочными терминалами и самое главное – внедрение единого проездного билета. Этот проект обещали реализовать до Евро-2012, оценивая затраты на него приблизительно в 10 миллионов евро. Внедрение единого билета предполагает установку во всех видах общественного транспорта валидаторов, на остановках - аппаратов для пополнения этих самых билетов-карточек, которых на город нужно минимум 1400 штук, и всякие мелочи вроде снабжения контролеров проверяющими сканерами.

В общем, планов – громадьё, и они действительно настолько масштабны, что первая реакция на них - скепсис. Но учитывая известную настойчивость нынешней городской власти, можно предположить, что пусть медленно, но они будут реализовываться. Это означает, что, во-первых, в "Харьковпассе" будут крутиться деньги, причем деньги большие. А во-вторых, по идее возглавлять это предприятие должен человек, который будет и хорошим менеджером, и квалифицированным специалистом. Управленцем Мусеев работает уже давно, но профильного для сферы транспорта образования у него нет.

Ленинский район - это, с одной стороны, вроде как отдельная "вотчина". С другой - он считается одним из самых депрессивных в городе, потому что объединяет не очень популярные районы старой застройки - Ивановка, Залютино, Холодная Гора. Но даже не принципиально важно, о каком районе речь: любой район – это проблемы с изношенным ЖКХ, разбитые дороги и вечно недовольные жители. При этом, согласно соответствующему документу, администрация района фактически не имеет никаких реальных рычагов влияния на ситуацию: она "осуществляет контроль", "принимает участие", "координирует работу", "готовит проекты", "составляет план", "предоставляет предложения" – но ничего не решает. То есть вся головная боль руководителя района в виде мелких проблем без желания мэрии решить эти проблемы так и останется головной болью руководителя района. Поэтому с точки зрения перспектив кресло директора транспортного предприятия – пожалуй, комфортнее кресла руководителя района.

Еще и месяца не прошло с момента парламентских выборов, а слово "подорожание", на которое до плебисцита явно было наложено жесткое властно табу, стало звучать все чаще. На позапрошлой неделе в Харькове заговорили о радикальном увеличении тарифа на воду, на прошлой – о подорожании хлеба. Представители Салтовского хлебозавода, одного из двух крупнейших производителей хлеба в регионе, заявили, что цены на хлебобулочные изделия нужно повысить. Власть в ответ на это напомнила о меморандуме, который предусматривает удерживание цен на социальные сорта, и заверила в том, что до конца года цены на такой хлеб не изменятся, а на остальные сорта будет "разумная, установленная законодательством наценка".

Производство хлеба, как и многое другое в Украине, - это чисто экономический вопрос, который рассматривается исключительно через призму политики. Власть держит цены на хлеб, не особо заботясь о положении его производителей и по-прежнему считая хлеб и его стабильную стоимость одним из показателей социального благополучия. Таким нехитрым образом политики зарабатывают электоральные баллы, а предприятия не зарабатывают деньги. Жесткое госрегулирование сферы привело к тому, что, по данным экспертов, более 50% хлеба производится в Украине нелегально, что, конечно, дестабилизирует экономику. Но "черный рынок", "теневой сектор" и так далее – термины не для всех, а стабильная цена буханки в несколько гривен – это понятно всем.

Что в итоге? В итоге политическое регулирование экономических вопросов в очередной раз создало тупиковую ситуацию. Продолжать удерживать цены – значит, по-прежнему нравиться населению, но при этом все больше загонять отрасль в тень, что истощает экономику, без которой, как ни крути, стабильности и "покращення" не добиться. Разрешить подорожание, даже незначительное, – значит, спровоцировать народное недовольство. В нашей стране не так уж и важно, на сколько именно повысится цена. Мантры о том, что цены меняться не будут, повторялись так долго и так навязчиво, что теперь подорожание на копейки будет воспринято в штыки и истрактовано как провал власти и обман населения: перед выборами обещали – и не выполнили. Что будет принесено в жертву – вопрос. Тарифы на воду, кстати, уже вроде не повышают. Заявил об этом на прошлой неделе директор Департамента коммунального хозяйства горсовета Виктор Китанин. Причина – не необоснованность расчетов водоканала и даже не то, что населению будет проблематично платить по новым ценам, что спровоцирует только рост долгов. Причина – "президент ясно сказал, что в ближайшее время повышения не будет". Похоже, в этом вопросе политическая целесообразность снова победила.

И еще одна тема, которая взбудоражила общественность, - возможное введение налога на продажу валюты. Законопроект регионала Виталия Хомутынника предполагает, что частное лицо, которое продает валюту, будет платить 15% вырученной суммы в Пенсионный фонд. Покупка иностранных дензнаков налогом не облагается. Документ был внесен в сессионный зал, но его даже не включили в повестку дня, отложив рассмотрение на неопределенный срок.

То, что этот законопроект был согласован с НБУ, сомнений не вызывает. Итак, чего хочет Нацбанк? Основные цели инициативы лежат на поверхности: во-первых, снизить долларизацию украинской экономики, во-вторых – развернуть борьбу со спекулянтами, которые валюту покупают, чтобы через время продать ее подороже, в-третьих - наполнить вечно дырявый Пенсионный фонд. С точки зрения устройства государства все это выглядит вполне логично: власть заинтересована в том, чтобы население хранило сбережения в национальной валюте, и должна стимулировать это, в том числе путем снижения спроса на иностранные дензнаки. Посыл очень простой – хранение денег в любой валюте, кроме национальной, будет облагаться налогом. Другое дело, что стимулирование это пока выглядит насильным и искусственным.

Экономика Украины действительно значительно долларизирована. По разным данным, на руках у населения (то есть дома) находится несколько десятков миллиардов долларов – называют цифры от 30 до 70. Люди не уверены в стабильности гривны и поэтому при первой возможности идут и покупают 100 у.е. – так вроде надежнее. Такой подход рождает спрос, который на фоне выборов и разговоров об искусственном удерживании гривны только рос, а спрос в свою очередь расшатывает курс. Нацбанк в последнее время предпринял некоторые меры, чтобы долларизацию снизить и на фоне сокращения валютных резервов и отсутствия поступлений извне получить валюту. Экспортеры теперь обязаны продавать на межбанке 50% своей валютной выручки, физические лица, получающие из-за границы валютные переводы на сумму, превышающую 150 тысяч гривен в месяц, теперь должны их конвертировать.

Законопроект о налоге на продажу валюты тоже призван снизить долларизацию, но есть вероятность, что это даже не долгоиграющая мера с прицелом на будущее, а сиеминутное воздействие. После обнародования этой инициативы и ее широкого обсуждения люди, повозмущавшись, понесли свои доллары в обменники: по данным Нацбанка, на прошлой неделе объем сдаваемой населением валюты возрос на 50%, а курс гривны, кстати, немного укрепился. Возможно, законопроект и должен был всего лишь стать своего рода толчком, который принудит население расстаться хоть с частью своих долларов, отдав их в банковскую систему. В пользу этого говорит и то, насколько быстро законопроект сняли с рассмотрения.

Однако если документ все же примут, что будет? Основной риск его даже не в потере людьми 15% своих денег: есть даже легальные способы обойти этот налог. Во-первых, действовать закон начнет через 60 дней после принятия, то есть у людей будет время поменять деньги без отчислений в Пенсионный фонд. Во-вторых, не будут облагаться налогом долларовые депозиты, размещенные на срок более месяца, то есть всегда можно положить деньги в банк и потом конвертировать их, ничего не теряя. Но в Украине есть очень многочисленная прослойка населения, которая никогда не доверит своих денег банкам и для которой банки в принципе – это элемент какой-то другой жизни. И вот наличие этой прослойки указывает на основной риск законопроекта: риск этот – активизация черного рынка валюты. Люди, не доверяющие ни банкам, ни заверениям в стабильности курса гривны, будут покупать доллары, а потом выбирать менее легальную, но более дешевую схему - идти к "менялам", чтобы не терять никакого процента. Скорее всего, меры по отношению к теневому рынку тоже будут ужесточены: то, что сейчас классифицируется как административное нарушение, станет уклонением от уплаты налогов и может быть уголовно наказуемым.

В любом случае, выступая с подобной законодательной инициативой, власть очень рискует. Причина высокого спроса на валюту, а значит, и появления подобного документа, - недостаточное доверие граждан к государству. В том числе поэтому гривну как один из основных атрибутов государства так штормит. Но если после введения налога курс удержать не удастся, а население еще и потеряет свои 15%, - власти будет очень непросто объяснить, что и как она хотела улучшить. Такого могут и не простить.