Флот в обмен на газ и Аваков – главный региональный БЮТовец

В среду, 21 апреля, в Харькове встречались президенты России и Украины. Почему для этого мероприятия был выбран именно наш город, точно неизвестно. Возможно, дело в Харьковском авиазаводе, куда, к слову сказать, президенты так и не съездили. По информации, которая просочилась в прессу, авиационные активы Украины должны были передать российской стороне в обмен на дешевый газ. И президент России якобы решил лично ознакомиться с будущим приобретением.

Но объектом договоренностей стала не авиационная промышленность Украины, а российская база Черноморского флота в Севастополе. Учитывая щекотливость вопроса для Украины, об этой части соглашений президенты предпочитали не распространяться. Зато о газе говорили много и охотно. Украина получила скидку к цене на газ, которая исчисляется в размере 100 долларов при цене газа свыше 330 долларов за тысячу кубометров или, если цена будет ниже, 30 процентов от контрактной цены. Причем скидка эта будет действовать уже с апреля. В общей сложности в течение 10 лет это высвободит для Украины около 40 миллиардов долларов.

А вот о флоте было сказано очень немного. Виктор Янукович лишь подчеркнул важность этого вопроса для российской стороны. Он даже не решился озвучить срок, на который продлевается пребывание российского флота в Крыму. Дмитрий Медведев был более конкретен, и слова "25 лет" произнес именно он.

И российский президент, и тем более украинский усиленно давали понять, что вопрос цены газа - это что-то одно, а флота - что-то другое. Журналисту, который спросил, связана ли цена на газ с арендной платой за пребывание в Крыму российского Черноморского флота, Виктор Янукович по сути не ответил, а Дмитрий Медведев дал ответ весьма путанный: "Это не политическая связка, а техническая, потому что это деньги, и, соответственно, ставка арендной платы будет увеличена на соответствующую часть, которая образуется в виде этой самой скидки. Эти вопросы прямо и недвусмысленно в договоре соединены, но еще раз подчеркиваю, это вопрос скорее бухгалтерско-учетный, нежели содержательный".

Однако Дмитрий Медведев немного слукавил. Вопросы цены на газ и размещения флота рассматривались в рамках одного соглашения, а не двух. Это означает, что парламенты России и Украины будут ратифицировать эти договоренности как одно целое. То есть нельзя будет ратифицировать соглашение о снижении цены на газ без соглашения о размещении российского черноморского флота в Севастополе. В общем, итогом встречи стала простая сделка: скидки по газу в обмен на продление срока размещения российского флота в Крыму.

Конечно, украинские оппозиционеры всех мастей – от Тимошенко до националистов - поспешили заявить, что в Харькове имело место ни много ни мало "предательство национальных интересов Украины". Главный довод: скидка на газ - это не что иное, как плата за пребывание российского флота в Крыму, т.е. фактически Украина от этих договоренностей ничего не выиграла. То, что арендная плата составляет 100 миллионов долларов в год, а годичная экономия от снижения цены на газ будет около четырех миллиардов, оппозиционеров не смутило. Очевидно, что в результате договоренностей в деньгах Украина только выиграла - даже в том случае, если озвученная Виктором Януковичем сумма в 4 миллиарда окажется слишком оптимистичной. Выиграла от сделки и Россия, просто купив решение важной для себя геополитической проблемы. В общем, встреча в верхах, которая прошла в Харькове 21 апреля, показала, что договоренности между двумя странами могут быть взаимовыгодными, если исключить из них политическую составляющую и руководствоваться исключительно здоровым прагматизмом.

В четверг, 22 апреля, в Харькове произошло событие не столь значительное, как встреча президентов. Но вполне возможно, оно будет иметь далеко идущие последствия для нашего города. Арсен Аваков стал главным харьковским БЮТовцем, возглавив облорганизацию ВО "Батьківщина". Занимающий этот пост ранее Александр Фельдман стал главой городской организации "Батьківщини". Арсен Аваков, комментируя свое назначение, подчеркнул, что никакого конфликта с Фельдманом у него нет, как бы этого кое-кому не хотелось.

Однако заявлению экс-губернатора вряд ли можно верить. Во-первых, сам Фельдман свое понижение в должности никак не прокомментировал. Будь между ним и Аваковым гармония, о которой говорил последний, Фельдман не преминул бы выступить с заявлением и попытаться пояснить эту рокировку.

Во-вторых, против этого назначения высказались местные БЮТовцы. Не все, конечно, однако среди тех, кто был резко против, оказались люди, в харьковском БЮТ далеко не последние. Например, председатель фракции БЮТ в облсовете Андрей Сторонов заявил, что "решение о замене председателя областной партийной организации не соответствует реальным настроениям партийцев на местах". По словам руководителя Харьковской горорганизации ВО "Батьківщина" Виктора Ларченко, "подобное решение Юлии Тимошенко не имеет под собой никаких реальных оснований". А зампредседателя фракции БЮТ в Харьковском горсовете Владимир Наконечный заявил, что "Фельдман вложил очень много сил и средств в развитие харьковского БЮТ, поэтому если сегодня с ним пытаются поступить несправедливо и некрасиво, то нет никакой гарантии того, что завтра так же не поступят с каждым из нас".

Нардепы-БЮтовцы, как и положено людям, которым есть что терять, были более сдержаны в оценках. Алексей Логвиненко и Валерий Камчатный практически не комментировали ситуацию. Камчатный лишь отметил, что решение принималось в соответствии с уставом. А вот БЮТовец Владимир Филенко воспринял отставку Фельдмана на ура. Он завил: "Считаю решение Ю.Тимошенко выстраданным, но верным", - и добавил: "Лидер БЮТ Юлия Тимошенко начала реализовывать свои обещания о серьезных изменениях в БЮТ".

Конечно, вряд ли Александра Фельдмана можно назвать очень эффективным партийцем: результат Тимошенко в первом туре президентских выборов говорит сам за себя. Как депутат Фельдман тоже звезд с неба не хватал: достаточно вспомнить депутатскую группу "За Харьковщину!", конкретных итогов работы которой так никто и не увидел, или законопроект о придании Харькову особого статуса, или десятки законопроектов, которые не стали законами… Оппозиционером Александр Фельдман был "мягким": даже на пике политического противостояния он предпочитал занимать согласительную позицию, а поспешное поздравление Михаила Добкина с назначением на должность губернатора стало венцом "конструктивной оппозиционности" Фельдмана.

Итак, Фельдман  был малоэффективным БЮТовцем - как партиец, как депутат, как оппозиционер. Теперь вопрос в том, будет ли эффективным БЮТовцем Аваков?

Скорее нет, и вот почему. Согласительная позиция Фельдмана объяснялась, в том числе, зависимостью от городской власти по линии бизнеса. Однако бизнес Авакова также зависим от городской и областной власти, как и бизнес Фельдмана. Возможно, не в такой степени, однако местные регионалы, имея подконтрольных правоохранителей, вполне могут устроить экс-губернатору "веселую жизнь". Механизм того, как это делается, должен быть знаком Арсену Авакову – достаточно вспомнить проверки сети супермаркетов "Таргет".

Еще один негативный фактор, играющий против экс-губернатора: опыт партийного строительства у Авакова исключительно негативный. Харьковская "Наша Украина", членом которой до недавнего времени был Аваков, закончила расколом и быстрой утратой какого-либо влияния. И это притом, что волна "Оранжевой революции" давала достаточный задел для развертывания партийной структуры, пусть и немногочисленной (Харьковская область – регион все же "бело-голубой"), зато действенной. Тем более, организационный потенциал "Нашей Украины" априори усиливался тем, что к этой политической силе принадлежал губернатор – первое лицо в области.

Ситуация с назначением Авакова усугубляется тем, что БЮТовцы в местных советах – сплошь люди Фельдмана: Авакову очень сложно будет действовать без их поддержки. Можно как угодно относиться к эффективности и влиятельности БЮТовцев в областном и городском советах, но это тот кадровый состав, на который по логике вещей руководитель облотделения "Батьківщини" должен опираться в первую очередь. Именно эти люди находятся "на передовой" и лучше всех осведомлены о механизмах принятия тех или иных решений. Без поддержки депутатов местных советов критика Арсена Авакова будет слишком часто бить "мимо". Конечно, как подсказывает опыт местной оппозиционной деятельности, чтобы выступить с разгромным заявлением, вовсе не обязательно разбираться в предмете. Но если подобная критика войдет в систему, Авакова просто перестанут воспринимать всерьез.

И еще один фактор, который работает в минус Авакову: он – не народный депутат. Конечно, народный депутат имеет ограниченные возможности для влияния на ситуацию в регионе, однако и депутатский запрос в определенной ситуации может стать хорошим подспорьем. Да и подпись нардепа под каким-нибудь обращением имеет на порядок больший вес, чем подпись депутата облсовета. Положение активиста-общественника, которое занял Арсен Аваков, презентовав на прошлой неделе объединение "Фонд гражданских инициатив", выглядит слабоватым для руководителя самой крупной оппозиционной силы.

Пожалуй, единственный плюс Арсена Авакова, да и то неочевидный – наличие подконтрольных медиа-ресурсов. А неочевиден этот плюс по той простой причине, что наступление на медиа-ресурсы Арсена Авакова, скорее всего, не заставит себя долго ждать. Может быть, давление на СМИ экс-губернатора даже не будет грубым. Чтобы поставить СМИ под контроль, вовсе необязательно устаивать тотальные проверки или лишать лицензии. Например, ключевым менеджерам и журналистам можно сделать предложения, "от которых нельзя отказаться". И вполне возможно, целые команды журналистов предпочтут тихую жизнь сомнительной судьбе глашатаев оппозиции. В общем, наличие оппозиционных СМИ в регионе, где вся без исключения власть сосредоточена в руках одной партии, – плюс очень сомнительный.

Итак, заменив Фельдмана Аваковым, БЮТ, по сути, ничего не приобрел. Но и потерял, учитывая предыдущую деятельность Фельдмана, немного. Если Филенко прав, и эта рокировка - реализация обещаний Тимошенко избавить партию от балласта, то остается в очередной раз удивиться феноменальному неумению Юлии Владимировны подбирать команду и тому, как в одном человеке уживается гениальный оратор и бездарный партийный строитель, блестящий тактик и никудышный стратег.