О зеленке в политике, а также пощечине нашей прокуратуре от итальянской Cнова в Харькове произошел скандал, который не обошли вниманием все отечественные и многие зарубежные СМИ. Не успел наш город насладиться честно заработанным на Евро-2012 позитивно-оранжевым имиджем, как сразу же сменил цвет на ядовито-зеленый: цвет города, где депутатов-адвокатов купают в растворе бриллиантового зеленого. И почему нам так не везет? Все города как города, и только на нас, да еще на Киев, все тычут пальцами. Со столицей понятно – там дислоцируются парламент и президент, тут уж никуда не денешься, а нам за что? В чью светлую голову пришла идея о том, что Тимошенко должна сидеть в Харькове? Не было бы ее, глядишь - и скандалов было бы гораздо меньше.

И почему именно зеленка? В мире чаще всего принято бросаться гнилыми фруктами и овощами, а также обувью (в особо праздничных случаях - тортами). В Украине особой популярностью пользовались яйца (взять хотя бы знаменитое "яйцо Януковича" 2004 г. или "яичный обстрел" Литвина в Верховной Раде в 2010-м). А тут зеленка, причем "сработала" она только с третьей попытки. 11 июля, когда под Апелляционным судом от брошенных шариков с зеленкой пострадала одежда некоторых защитников Тимошенко, на это обратили внимание только некоторые СМИ. 13 июля, когда от зеленочной атаки на машину адвоката Сергея Власенко пострадал известный харьковский журналист, резонанс тоже получился минимальный. И вот, наконец, 16-го июля фото Власенко с полностью зеленой головой опубликовали абсолютно все СМИ и вызвали нешуточный резонанс.

В принципе, нельзя сказать, что зеленка - это что-то новое. В западном мире с этим туго - там зеленку просто не используют в медицине, а вот на просторах бывшего СССР ее уже применяли как аргумент в политической борьбе, причем обычно против оппозиционеров. В России зеленой жидкостью поливали протестующих экологов и одного из лидеров "Яблока", в Беларуси - пытавшихся экспортировать туда изобретенный ими вид протестов активисток "Femen". В Украине, в Одессе, в 2009 г. охоту с использованием заполненных зеленкой презервативов устроили на одного из местных лидеров тогда еще оппозиционной Партии регионов. А год спустя в Днепропетровске таким образом обидели предпринимателя, выступавшего против Налогового кодекса.

Но вернемся к харьковскому происшествию. Адвокат Власенко, привычно собрав возле ЦКБ-5 журналистов, сделал свои заявления и направился к Юлии Тимошенко. Перед входом в больницу (по словам адвоката) к нему подошла девушка и бросила в лицо обрезанную пластиковую бутылку, наполненную зеленкой. Дальше Власенко поступил как настоящий политик. Он мог попытаться задержать нападавшую или обратиться в больницу за помощью, однако предпочел вернуться назад к журналистам, чтобы дать им возможность запечатлеть его в образе то ли Шрека, то ли Фантомаса. И сразу же заявил, что девушку эту он видел среди противостоящих бютовцам "Молодых регионов" и обязательно ее узнает.

Это он сделал на следующий же день. Пересмотрев фотографии молодых регионалок, Власенко указал на фото активистки Марии Столяровой. Столярова сначала возмутилась и начала грозить Власенко судом за клевету, а позже огорчилась и стала давить на жалость, заявляя о своем слабом здоровье и призвании социального работника. Девушка вообще как-то путано рассказывала о событиях того дня, давая возможность недоброжелателям уличать ее в неувязках. Зато очень четко высказались ее партийные боссы, которые по идее и на месте происшествия не были, и детективов для проведения расследования не нанимали. "Власенко сам облил себя зеленкой.Это была акция политического самопиара с целью обратить на себя внимание", - категорично заявил главный "регионал" Харькова, городской голова Геннадий Кернес.

Разобраться в том, кто здесь прав, принимая во внимание общий уровень политической культуры, довольно тяжело. Могли власти организовать изрядно надоевшему им Власенко публичную "порку зеленкой"? Да, могли. Могли такое устроить, чтобы сделать приятное руководству "простые" регионалы? Тоже. Способен ли устроить такого рода провокацию сам Власенко? Запросто.

Поэтому строить какие-то предположения можно только исходя из косвенных данных. Ну, например из того, что вообще-то адвокат Власенко известен трепетным отношением к себе любимому. И поливать себя зеленкой с риском пусть и не ослепнуть, как он патетично заявлял, но получить неприятный ожог глаза… Ради чего, просто для пиара? Да пока Тимошенко судят, ему не о чем волноваться, он и так - лицо, более всех приближенное к лидеру и один из наиболее активных спикеров оппозиции. Что добавит к этому еще и ореол зеленочного "мученика за веру"? Не так и много.

Истину должны установить правоохранители. Заявление подано, статья 346 Уголовного кодекса, по которой наказывают за насилие по отношению к депутату - вещь серьезная. Подходящая к этому случаю часть вторая статьи - это от четырех до семи лет лишения свободы. Есть чего испугаться, независимо от того, действительно ли Власенко узнал Столярову, или ткнул пальцев в фото наугад. Тем более что алиби у девушки, как оказалось, не очень-то и убедительное - подтвердить его должны подопечные "социально незащищенные" граждане. В любом случае, вход в ЦКБ-5 - место, можно сказать, публичное, и при известном упорстве милиция должна найти кого-то, кто что-либо видел или слышал. Тем более что "благодаря" Тимошенко больница - объект еще и очень даже серьезно охраняемый. Так что следующего хода в этой истории ждем от правоохранителей, главное, чтобы они захотели этим делом серьезно заниматься.

А с понедельника в Харькове опять судят Тимошенко, а значит, снова грядут новые митинги и новые противостояния, и, возможно, новые неожиданности.

И еще об одном событии, тоже вызвавшем чувство обиды. На сей раз не за родной город, а за целую страну. Разнообразные европейские (да и американские) инстанции за последний год напринимали множество документов, от прочтения которых становится как-то неуютно за свою Родину и грустно от мысли, что нас воспринимают если и не как пещерных людей, то минимум как чуждое европейским демократическим ценностям образование. Очередной раз такие чувства возникли от прочтения документа прокуратуры Итальянской Республики, написанной по поводу обращения отечественной Генпрокуратуры о выдаче опасного (по ее мнению) преступника и по совместительству главного оппозиционера Харьковщины Арсена Авакова.

Напомню, Аваков, обвиненный нашими правоохранительными органами в махинациях с документами на землю, уже длительное время пребывает в Европе, а последние несколько месяцев ожидает в Италии решения римского суда по поводу своей экстрадиции в Украину. Так вот, если резюмировать позицию итальянской прокуратуры по этому вопросу, которую она будет рекомендовать суду для вынесения решения, отдавать Авакова украинскому правосудию не стоит ввиду полного отсутствия такового.

Итальянские прокуроры вспомнили и о том, что постановление, за подпись под которым Авакова обвиняют в превышении полномочий, было впоследствии им же и отменено, и о том, что обвиняют его по пресловутым статьям нашего Уголовного кодекса, которые "не согласуются с европейскими нормами и нормами ООН", и о порицании наших судебных решений Европейским парламентом, и об "избирательном правосудии во время судебных процессов против политических оппозиционных лидеров", и о нарушении прав человека в отношении Тимошенко. В общем, "в случае возвращения вышеуказанного лица на родину оно может быть подвергнуто преследованию по политическим мотивам", и причины для экстрадиции отсутствуют.

Так что адепты власти теперь могут утверждать, что в сговоре с украинской оппозицией еще и итальянская прокуратура, а Аваков может спокойно греться на итальянском солнышке и готовиться получить депутатский мандат в качестве списочника от "Батьківщини". Разве что Центризбирком не захочет его регистрировать кандидатом в депутаты, заявив, что он не проживает на территории Украины. Или нынешняя Верховная Рада на последнем издыхании подложит своим преемникам свинью в виде разрешения сажать народных избранников за решетку (отмены неприкосновенности). Возможны и другие варианты для отравления радости главного харьковского оппозиционера. Какие именно – увидим в ближайшее время.