О приватизации теплоэнергетики, начале отопительного сезона и прореживании кандидатских рядовПарламентская избирательная кампания выходит на финишную прямую - до выборов осталась неделя. Реклама становится все агрессивнее, а топ-политики все чаще балуют нас своим вниманием. На прошлой неделе в Харькове побывали первые номера списков сразу трех ведущих политсил - лидер объединенной оппозиции Арсений Яценюк, руководитель "УДАРа" Виталий Кличко и председатель Партии регионов Николай Азаров. Все они встречались с избирателями, давали обещания и демонстрировали уверенность в собственных силах.

Правда, единственное, что эти визиты ярко продемонстрировали, - это усталость харьковчан от политики вообще и выборов в частности. Приходили на встречи в основном партийные активисты "по разнарядке" (на Кличко - еще фанаты бокса). То есть если раньше приезд первых лиц вызывал в Харькове хоть какой-то ажиотаж, то сейчас его не было совсем.

На прошлой неделе стала понятна окончательная расстановка сил в мажоритарных округах - понедельник был последним днем, когда передумавшие кандидаты могли подать заявления о снятии с выборов. Как, в принципе, и ожидалось, особой активности в этом вопросе харьковские претенденты на парламентские кресла не проявили. В итоге из 120-ти кандидатов в 14-ти округах области осталось 104 - от пяти до двенадцати человек на округ.

В принципе, то, что мажоритарии снимались неохотно, сюрпризом не стало. Поскольку серьезных и активных оппонентов у топ-кандидатов (прежде всего, представителей власти) особо не наблюдалось, то и смысла договариваться с соперниками и обещать им что-то взамен за снятие кандидатур не было. Самая серьезная перетряска кадров состоялась благодаря многострадальной договоренности объединенной оппозиции и "УДАРа" о взаимной поддержке "проходных" кандидатов. Поскольку в Харькове "УДАР" и кандидатов выставлял не особо известных, и активной кампании они не вели, то снятие выдвиженцев "Батьківщини" в их пользу особого смысла не имеет. Это сделано просто в качестве ответного жеста, и шансов на победу никому из людей Кличко не добавляет. В одном из округов даже разразился мини-скандал. Более-менее активно работавшего там представителя "Фронта змін" Кирилла Храпко без всяких объяснений сняли в пользу никому не известного "ударовца" – говорят, то ли в связи с имевшим место внутренним конфликтом из-за слишком лояльного отношения харьковских "фронтовиков" к местной власти, то ли просто по недоразумению. А в 176-м округе снятие кандидата от оппозиции - это поддержка не столько претендента от "УДАРА", сколько самовыдвиженца Степана Гавриша, вступившего в ожесточенную борьбу с регионалом Дмитрием Шенцевым.

Помощь "УДАРа" выдвиженцам от объединенной оппозиции - более существенна. В Харькове Кличко снял кандидатов в округах Александра Кирша и Игоря Балуты: в объединенной оппозиции очень рассчитывают на их возможный успех в противостоянии с регионалами-"варягами" Ириной Бережной и Валерием Писаренко (несмотря на прилагаемые мегаусилия, они так и не стали для харьковчан полностью "своими"). В области "ударовцев" сняли также на округах наиболее авторитетных выдвиженцев "Батьківщини" - влиятельных в своих районах сельхозмагната Ровчака и экс-чиновника Дмитриева.

А вот в городском округе №173 сложилась наиболее интересная ситуация. "УДАР" здесь снял своего человека в пользу представителя "Батьківщини" Алексея Подгорного. Тот, в свою очередь, тоже сошел с дистанции, сославшись на усилившееся внимание к его персоне со стороны правоохранителей (на Подгорного завели несколько уголовных дел, касающихся завода им.Малышева, которым он не так давно руководил). Впрочем, с самого начала ходили слухи о том, что Подгорный поддержит на округе прооппозиционного самовыдвиженца Александра Пораду. Однако Порада тоже снялся с выборов, и в итоге главным, так сказать, демократическим кандидатом в округе стал, как это ни странно, экс-председатель облорганизации Партии регионов и Харьковского облсовета Василий Салыгин, являющийся и сейчас госчиновником довольно высокого уровня - заместителем председателя Сумской обладминистрации. Заручившись поддержкой имеющего в Харькове серьезный вес олигарха Александра Ярославского и повсеместно это рекламируя, Салыгин стал головной болью для местной власти и ее выдвиженца в округе Анатолия Денисенко. Впрочем, шансы на победу Салыгина все равно не слишком велики.

В отопительный сезон, официально стартовавший в понедельник, харьковчане вошли с холодными батареями. Чиновники рапортовали, что силами городских котельных отапливать дома начинают, однако всем было понятно, что без включения двух основных городских поставщиков тепла - ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 - это несерьезно. А две теплоэлектроцентрали продолжали стоять из-за многомиллионных долгов за газ перед "Нефтегазом Украины". Руководство области уже давно находилось в стадии постоянных переговоров с "Нефтегазом" и Минтопэнерго по поводу возобновления подачи газа, однако до начала отопительного сезона достичь результата не удалось.

И это несмотря на то, что тепло в домах накануне парламентских выборов - вопрос политический, и холод в квартирах харьковчан в связи с наступлением на прошлой неделе настоящей осени - это более эффективная агитация против Партии регионов, чем все действия оппозиции вместе взятые. Позиция руководства энергетической отрасли страны оставалась непреклонной, и здесь вызывают интерес два факта. Во-первых, складывалось впечатление, что переговоры велись только о том, на каких условиях дадут газ для отопления Харькова, а не на тему того, каким образом будут возвращаться долги. И во-вторых, происходило все это при полном молчании президента и премьер-министра, которым, в особенности накануне выборов, логично было бы хотя бы на словах продемонстрировать "заботу о людях".

Похолодание сменилось потеплением, и губернатор области Михаил Добкин наконец порадовал приятной новостью: с "Нефтегазом" договорились и газ для ТЭЦ дадут. На каких условиях договорились - осталось за кадром. Но если связать это с запланированной на ближайшее время приватизацией ТЭЦ-5, то можно предположить, что эти условия - полный контроль над теплоэнергетикой региона для структур, близких то ли к министру энергетики Юрию Бойко, то ли к чиновникам еще более высокого ранга.

В этой связи любопытно еще одно событие недели - довольно неожиданно со своей должности был уволен начальник управления топливно-энергетического комплекса обладминистрации Василий Безъязычный. Никаких претензий к его работе руководство области публично не высказывало и ситуацию с остановкой ТЭЦ в вину не вменяло. И вообще, Василий Безъязычный - своеобразный рекордсмен среди руководителей подразделений облгосадминистрации. Он возглавлял свое управление 11 лет подряд, не взирая на смены власти и связанные с этим очень серьезные чистки руководящего состава. Причина "непотопляемости" Безъязычного, в принципе, понятна: специалистов высокого уровня в этой отрасли не так много и они предпочитают работать в практической сфере, где выше зарплаты и шире возможности, так что замену ему найти было непросто. Сам Безъязычный, официальная формулировка увольнения которого - "по собственному желанию", заявил, что для него это стало неожиданностью. Поэтому логично предположить, что должность понадобилась для кого-то другого, и этот кто-то - не местный кадр, а эмиссар из столицы. Что опять наводит на мысли о контроле над отраслью и ее приватизацией.

А ТЭЦ-5, которую Фонд госимущества выставил на продажу с символичной как для объекта такого масштаба стартовой ценой в 300 с небольшим миллионов гривен, - лакомый кусок в этой сфере. Это одна из двух крупнейших ТЭЦ страны: вместе с киевской "тезкой" (ТЭЦ-5 "Киевэнерго") они на порядок превосходят по мощности любую другую теплоэлектроцентраль Украины. О том, что в ТЭЦ-5 заинтересованы и местные власти, в сентябре обмолвился Михаил Добкин. В случае создания с участием ТЭЦ и "Харьковских тепловых сетей" мощного предприятия по примеру "Киевэнерго" они полностью взяли бы теплоэнергетику региона под свой контроль.

Однако на такой контроль, судя по всему, претендуют значительно более сильные игроки, поэтому идея единого предприятия изначально была обречена на провал. Официально о намерениях купить ТЭЦ-5 уже заявила малоизвестная киевская компания "Укристгаз", созданная в 2011 году. Путем сложных вычислений журналисты проследили связь этой компании со структурами Юрия Бойко и Дмитрия Фирташа. Интерес этой группы к ТЭЦ выглядит вполне логичным: Фирташ сейчас серьезно наращивает свою долю в газовом бизнесе страны, активно скупая облгазы. Не отстает от него и его давний партнер Бойко, имеющий разносторонние интересы в энергетической сфере. Под контролем компании, принадлежащей близкому к Бойко Юлию Иоффе, уже находится одна крупная харьковская ТЭЦ - ТЭЦ-2 "Эсхар".

Однако концентрация харьковской теплоэнергетики в руках одной финансово-промышленной группы - это еще не свершившийся факт. Источники, близкие к ТЭЦ-5, говорят о возможном интересе к этому объекту другого очень мощного и все усиливающегося игрока на украинском финансово-промышленном рынке - сына президента страны Александра Януковича. Экономические интересы "семьи" столь разноплановы, а возможности столь велики, что такое развитие событий совсем не выглядит маловероятным.

А в конце недели снова нашла способ напомнить о себе общественности Юлия Тимошенко. Она сделала громкое заявление, потребовав вернуть себя из больницы в тюрьму - в знак протеста против обнародования видеозаписи, сделанной в ее палате в больнице. Причины здесь (кроме желания напомнить о себе) могут быть разные. Возможно, например, что Тимошенко, понимая, что ее пребывание на лечении затянулось и момент, когда ее вернут в колонию, - не за горами, решила не ждать этого и не выглядеть жертвой, а взять инициативу в свои руки. Не стоит сомневаться, что пенитенциарная служба такое желание Тимошенко удовлетворит, и 28 октября она будет голосовать на своем избирательном участке в Качановской колонии. По иронии судьбы, кстати, это тот самый 173-й округ, где не осталось оппозиционных кандидатов.

Напомнили о себе и немецкие врачи Тимошенко, заявившие, что в украинских реалиях вылечить ее невозможно. Причины этого, что любопытно, называются в основном психологические и политические, а не медицинские. Вполне возможно, что тема лечения экс-премьера за границей еще получит свое продолжение, но уже после парламентских выборов. В зависимости, конечно, от их итогов.