Замначальника облуправления промышленности И. Колот: Важно налаживать отношения с зарубежными торговыми партнерами, прежде всего - с Россией

Экономика Харьковской области начала выходить из кризиса. Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. объем производства в области возрос на 18%. О проблемах и перспективах развития промышленных предприятий области рассказал в передаче "STATUS QUO" первый заместитель начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации Игорь Колот.

- Игорь Петрович, Вы работаете первым заместителем начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации. Какая сейчас структура промышленности в Харьковской области?

- Промышленность области состоит из добывающего (5%) и перерабатывающего (75%) блоков, а также отрасли, касающейся добычи газа и распределения электроэнергии и тепла (20%). В десяти подотраслях перерабатывающей промышленности ведущее место занимает машиностроение, которое дает около 20% объема производства области.

В годы СССР около 60% харьковского машиностроения работало на военно-промышленный комплекс (танки, бронетранспортеры, самолеты, системы слежения и наведения), поэтому сейчас его доля в объеме производства области сильно сократилась.

- Какая из отраслей промышленности сейчас развивается наиболее интенсивно?

- Сейчас две ведущие отрасли – машиностроение и пищевая промышленность. За последние четыре года промышленность области увеличила объемы производства с 15 млрд.грн. до почти 30 млрд.грн. Объем реализации продукции в 2009 г. составил 40 млрд.грн. Как всегда, есть предприятия, которые развиваются, а есть проблемные.

В пищевой отрасли 90% продукции дают 8 предприятий из 70, ведомых облуправлением промышленности. Это табачная фабрика "Филип Моррис", корпорация "Бисквит-шоколад", завод шампанских вин и пивзавод "Рогань". В машиностроении задействованы около 160 предприятий, но 70% объема дают 30 предприятий.

Прошлый год выдался не самым удачным для промышленности, так как были проблемы с курсом доллара и кредитованием. В январе 2009 г. падение производства составило 30%, а в машиностроении – почти на 50%.

- Нужно ли в связи с этим воспринимать как успех то обстоятельство, что в январе 2010 г. объем производства на промышленных предприятиях области возрос на 20% в сравнении с январем 2009 г.?

- Руководители предприятий и области пытались найти пути решения проблем в промышленности. И я считаю, что в основном их решить удалось. В сравнении с декабрем 2009 г. объем производства в январе 2010 г. возрос почти на 10%. Если мы начинали год с падением в 30%, то закончили с падением в 20%. Это тоже высокий показатель, но старт этого года показал, что мы преодолели пик падения объемов производства. Государству нужно поддерживать предприятия-экспортеры и развивать внутренний рынок. Сейчас около 35% промышленной продукции области идет на экспорт, в том числе около 50% продукции машиностроения. Поэтому важно налаживать отношения с нашими торговыми партнерами за рубежом, прежде всего, с Россией как основным торговым партнером. Налаживание взаимодействия и точек соприкосновения позволило бы нашим предприятиям работать лучше.

- Вы упомянули предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Почему не все предприятия области смогли успешно завершить переход от производства военной продукции к продукции мирного назначения?

- Первая программа развития промышленности Украины появилась в начале этого века. До этого времени серьезной государственной программы развития машиностроения, которое в основном представлено в ВПК, не было. А для того чтобы проводить конверсию, нужны значительные средства, потому что необходимо создать новые типы производств на освободившихся площадях. Например, завод им.Малышева – это 1 тыс.кв.м цехов. В 70-х годах завод выпускал на этих производственных площадях продукции на 1,5 млрд.долл. Таких объемов производства сейчас нет, а площади остались.

- Получается, что государство ничего существенного сделать не смогло?

-  Если для авиазавода сборка военного самолета принципиально не отличается от сборки гражданского, то другим предприятиям гораздо сложнее. Нужна серьезная маркетинговая политика их руководства, чтобы инвестированные в конверсию средства дали результат.

Например, завод им.Шевченко в начале 90-х годов переориентировался на производство средств связи. Сегодня завод готов выпускать эти средства связи, но основной потребитель - "Укртелеком" - уже два года не имеет средств, чтобы их закупать. Завод оказался на грани банкротства, так как в его объеме производства телефонные станции занимают 40%. Вот пример того, как важна дальновидность маркетинговой политики.

- Кто кроме "Укртелекома" может закупать телефонные станции завода им.Шевченко?

- В Украине больше предложить станции некому, а другие рынки уже давно заняты. В России, например, есть свои заводы. Даже в Украине таких заводов два – днепропетровский и харьковский.

- Работает ли сейчас Харьковский тракторный завод (ХТЗ)?

- Завод сейчас не работает. В третьей декаде февраля планируется начать работу заготовительных производств, чтобы с марта запустить производство машин. У ХТЗ есть одна проблема - сбыт тракторов. Сегодня сложно работать с Россией, так как в этой стране внедряются протекционистские меры. А в Украине, к сожалению, постановление правительства о поддержке отечественного сельхозмашиностроения не заработало. Постановление было принято в марте 2009 г., в июне оно было пересмотрено. Предполагалось закупить у ХТЗ 370 машин в лизинг и выделить заводу 160 млн.грн. Было выделено около 15 млн. грн., на которые закупили 62 машины. Может быть, после принятия госбюджета-2010 эта программа будет внедряться. ХТЗ разработал совершенно новый современный трактор мощностью 250 л.с., который конкурентоспособен на мировых рынках. Освоил завод и производство других современных тракторов и бульдозеров. Машины ХТЗ комплектуются двигателями различных производителей  – их выбор зависит от желания покупателя.

- А что значит для области утрата дизелестроения и можно ли его еще восстановить?

- Мы потеряли не только харьковское сельскохозяйственное дизелестроение - мы потеряли украинское. В Харьковской области работали "Серп и молот" и Харьковский завод тракторных двигателей. Плохо, что мы потеряли дизелестроение. Об этом сложно сейчас говорить, но до 2004 г. облгосадминистрация постоянно поднимала этот вопрос перед всеми правительствами, которые были. Но имеем, что имеем.

- Государство оказало поддержку Харьковскому авиазаводу. Она была эффективной?

- Государство оказало поддержку не ХАЗу, а в целом отрасли авиастроения. В нее входит и Киевский авиазавод, и КБ им.Антонова, и "Мотор Сич" (Запорожье), и другие предприятия и учреждения. Программа развития авиастроения за последние пять лет была профинансирована на 15%, поэтому предприятия оказались в сложном положении. В начале 2009 г. Харьковская облгосадминистрация довольно резко поставила перед правительством вопрос об авиазаводе. Мы заявили, что нужно или заниматься авиастроением, или срочно принимать другие меры, так как на предприятии работает около 5 тыс.чел. Был проведен целый ряд совещаний, заводу выделили средства. Первый транш был в 40 млн.грн., второй – в 160 млн.грн. И самое главное - были выпущены гособлигации для погашения задолженности завода банкам. Уже выкуплено облигаций на 1 млрд.грн. Это позволило разгрузить финансовые обязательства предприятия и вдохнуть в него жизнь. Многое сделал и директор завода Анатолий Мялица. В результате в 2009 г. завод выпустил три самолета и готовится выполнить еще ряд импортных заказов. Погашено около 30 млн.грн. долгов по зарплате.

- Эксперты говорят, что для нормальной работы завода он должен выпускать 12 самолетов в год. Это так?

- Цифра правильная. У каждого предприятия есть "точка безубыточности". И программа, которую наметил А.Мялица, позволит выйти на "точку безубыточности" через два-три года.

- Давайте поговорим о заводе им.Малышева.

- На мой взгляд, для каждого крупного предприятия должна разрабатываться программа на самом высоком уровне. Вот тогда, имея направление развития и поддержку Верховной Рады и Кабмина, мы сможем решить проблемы завода. Все понимают, что основным для завода им.Малышева является производство спецтехники. Но только после 2000 г. Украина начала заказывать спецтехнику на предприятии, и то это была модернизация. И только недавно был подписан контракт с Минобороны на изготовление новой техники. Еще одно направление работы завода – производство дизелей для железных дорог. Потребность в дизелях довольно большая, но закупают их крайне мало. Еще одно перспективное направление - производство бурошнековых комплексов для угольных шахт. Они работают по технологии добычи угля из пластов толщиной до 70 см. Производительность комбайна – около 180 т/сутки, его обслуживает в три раза меньше людей, чем в обычной лаве. Кабмин в 2009 г. постановил закупить у завода им.Малышева 30 таких комплексов, но постановление не выполняется, хотя его поддержало и Министерство угольной промышленности.

На заводе им.Малышева будет развиваться производство спецтехники на экспорт. Эти контракты уже готовятся и начали выполняться. И если получиться выполнить планы, то на ближайшие три-четыре года мы забудем о проблемах завода. Но оружие – это всегда политика. И чтобы завод чувствовал себя уверенно, доля производства гражданской техники должна составлять половину объема производства.

- Будет ли проводиться реструктуризация завода им.Малышева?

- Многие представляют реструктуризацию так, что нужно разделить завод на составные части. А на самом деле реструктуризация - это комплекс финансовых и технических мер по оздоровлению предприятия. Нужно разработать серьезную программу, чтобы показать, чего завод может ожидать на внутреннем и внешнем рыках, и под эти ожидания построить его технологию. А последний вариант программы реструктуризации, на мой взгляд, не удовлетворял этим требованиям, и Минпромполитики не утвердило ее.

- А как же может завод работать, не имея такой программы?

- Работает же…(улыбается). В принципе, программа у завода им.Малышева есть, но не такая, как должна быть.

- У каких заводов есть хорошие программы?

- ГП "Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" стабильно развивается и увеличивает объемы производства последние пять-семь лет, но все равно заказало у российской консалтинговой фирмы систему совершенствования управления заводом. Консалтинговая компания серьезно подошла к вопросу и предложила во многих вещах поменять подходы, например, систему информирования руководства предприятия. Компания провела тренинги с сотрудниками ФЭДа, и предложенные изменения уже внедряются.

- Какая ситуация сейчас на заводе ХЭМЗ?

- Неудовлетворительная. Завод работает в рваном режиме. Задолженность по зарплате составляет около 7 млн.грн., а корни сложившейся ситуации в том, что последние пять лет руководство предприятия решением проблем не занималось, да и министерство не обращало на завод особого внимания. Мы предложили план работы, при котором завод будет взят, условно говоря, на буксир другим харьковским заводом - "Электротяжмашем". Эти предприятия выпускают идентичную продукцию, и "Электротяжмаш" поделится заказами с ХЭМЗом.

- Идет ли речь об объединении заводов?

- На этом этапе объединить заводы невозможно, так как ХЭМЗ проходит процедуру банкротства. Целый ряд вопросов по этому заводу рассматривается в суде, например, назначение Минпромполитики нового директора предприятия. Бывший директор Александр Задорожный не согласился с приказом о своем увольнении и подал иск в суд. Но я считаю, что министерство абсолютно право, так как А.Задорожный не выполнил контракт, допустив задолженность по зарплате, и не выполнил финплан. Но суд приостановил приказ министерства, и на заседании 16 февраля перенес слушание дела на март. Мы рассчитывали, что сотрудничество с "Электротяжмашем" за три-четыре месяца позволит загрузить ХЭМЗ и рассчитаться с долгами. Я думаю, что в ближайшее время удастся тупик разрулить.

- Есть ли предприятия, у которых проблем меньше всего?

- Это "Электротяжмаш" и "Турбоатом". "Турбоатом" закончил январь с ростом производства в 1,8 раза, аналогичная ситуация на "Электротяжмаше" и "ФЭДе". Но есть и проблемы. Например, "Электротяжмашу" в 2009 г. не вернули 24 млн.грн. НДС. Областная администрация обратилась к премьер-министру по этому поводу. В итоге часть НДС возместили, но не полностью. Облгосадминистрация и предприятия совместно решают и другие проблемы. Например, один из российских партнеров "Турбоатома" попал в "немилость" в Украине. Из-за ряда нарушений Министерство экономики приостановило ему лицензию. Завод из-за этого терял довольно большие деньги. После вмешательства облгосадминистрации удалось доказать в министерстве нецелесообразность отмены лицензии.

Перспективы таковы, что у "Электротяжмаша", "Турбоатома" и "ФЭДа" портфель заказов сформирован на два года вперед. Есть хорошая инициатива генерального директора "Турбоатома" Виктора Субботина о производстве в Украине атомных ректоров. Это огромный объем работы, но если государство поддержит этот проект, то на "Турбоатоме" будут производить корпуса для ядерных ректоров, а на других заводах – остальные комплектующие. Мы сможет выпускать реакторы по замкнутому циклу.

- Промышленникам нужно внедрять инновационные разработки, чтобы конкурировать на рынке. Как внедряются они в Харьковской области?

- Эксперты утверждают, что 60% объема производства должна составлять инновационная продукция. У нас с области эта доля очень маленькая – в 2008 г. объем инновационной продукции составил 13%. В основном это продукция машиностроения, однако и в этой отрасли инновационной продукции не более 20%. Если предприятие работает с прибылью, то оно способно внедрять инновации, а если нет – то это сложно.

Пример инновационной продукции – новые мостовые краны Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования, котельные "Укроргстанкинпрома", новые турбины "Турбоатома", новый тип подшипников Харьковского подшипникового завода.

Кстати, в группе компаний "УПЭК", в которую входит и подшипниковый завод, сейчас создают инженерную компанию. Планируется, что компания будет не просто разрабатывать продукцию, но и организовывать ее производство и продажу.

Модернизируя производство, мы сокращаем количество работников на заводах. Так происходит во всем мире – объем работающих на производстве меньше, чем в других отраслях.

Я работаю уже много лет, и постоянно говорят – скоро умрет наша промышленность, а она все не умирает. Может быть, запас прочности большой. Но мне кажется, что если мы будем все вместе, не взирая на чины и ранги, работать над решением проблем промышленности, то, в конце концов, они будут решены. Ведь от промышленности зависит все. Это бюджетообразующая отрасль, и поступления в бюджет от ее работы позволяют платить зарплату врачам, учителям и военным, содержать социальную инфраструктуру.