С. Тигипко: Украине необходим понятный закон об импичменте президента

Предвыборная кампания в разгаре. Об усиленной борьбе за электорат, особенностях успешной экономики и сильной власти, а также о формировании своей команды рассказал в программе "STATUS QUO" кандидат на пост президента Украины Сергей Тигипко.

- Сергей Леонидович, когда Вы в прошлый раз посещали Харьков, Вы говорили, что скоро мы все с удивлением узнаем, как стремительно меняются рейтинги кандидатов в президенты. Мы уже видим, что, согласно большинству рейтингов, Вы сейчас на третьем месте, а по некоторым - на втором. Скажите, как, по-вашему, изменится картина за оставшийся до выборов месяц?

- Надеюсь, что я твердо займу второе место. А потом во втором туре буду стараться четко конкурировать. Думаю, что смогу и победить.

- Вы практически уверены, что выйдете во второй тур?

- Сегодня у меня такая уверенность есть. Я анализирую ситуацию. В стране где-то 25% граждан, которые еще не определились, за кого голосовать. И я уверен, что эти люди все равно определятся, ведь не голосовать - это не позиция. Я думаю, эти люди ищут кого-то нового, а если они ищут нового, почему не я? А 25% - цифра очень большая.

- По сути, Вы сейчас отвоевываете электорат у фаворитов предвыборной избирательной гонки. Вы чувствуете какое-то изменившееся в сторону негатива отношение к себе со стороны основных конкурентов?

- Мне все равно, у кого отвоевывать. Я стараюсь делать свою работу, никого особо не критиковать, потому что я уверен, что этим не удивлю. Мне интересно разбираться в проблемах, которые сегодня возникли в стране, и искать варианты работы с экспертами, специалистами, простыми людьми, подсказывающими, что необходимо делать. Такие вещи нужно оговорить, а потом, оттолкнувшись от этого, став президентом, начать менять ситуацию. Чей электорат забираю - мне все равно. Хочу забрать много и по возможности у всех.

- Известно, что Вы согласились участвовать в теледебатах. С кем Вы будете дебатировать?

- У меня 4 января первые дебаты с Юрием Костенко (лидером "Украинской народной партии").

- Насколько Вам интересно будет в них поучаствовать?

- Вы знаете, лучше бы мне достался Виктор Янукович. Но Янукович, Тимошенко, Ющенко, Яценюк, Литвин снялись с дебатов. Я думаю, что это неправильно: все-таки должно быть уважение к таким демократическим традициям, как прямые дебаты. Конечно, к ним нужно серьезно готовиться, это в определенной степени нервный стресс. Не достался мне Янукович -ничего, будем разговаривать с Костенко. Тоже есть о чем поговорить.

- Предположим, Вы прошли во второй тур президентских выборов. Вероятнее всего, Вашим конкурентом будет Виктор Янукович. Как Вы считаете, отдадут ли Вам голоса те избиратели, которые голосовали за Юлию Тимошенко и других кандидатов?

- Наверняка мы как-то поделим эти голоса, но все же, я думаю, большинство голосов перейдет мне. Почему? Не знаю. Наверное, потому, что Янукович и Тимошенко больше конкурировали между собой, поэтому во втором туре голоса Тимошенко будут направлены также против Януковича. Гадать не будем. Мне кажется, надо оставаться достаточно корректным, конструктивным, конкретным, стараться понять суть вопросов. Не надо нагонять смур на людей, надо оставаться оптимистичным, потому что у нас нет проблем, которые мы не можем разрешить.

- Скажите, если Вы станете президентом, останется ли Юлия Тимошенко премьер-министром?

- Думаю, нет. Я просто не вижу от Тимошенко-премьера каких-то инициатив. Я вижу много рекламы и эмоций. А на самом деле, два раза придя в правительство, необходимо выдвигать более интересные инициативы стратегического плана. Сейчас много вмешательств в рыночную экономику, которые не дают результатов. Поэтому сегодня я никак не вижу Тимошенко руководителем правительства.

- Сергей Леонидович, известно, что в нашей стране во время подсчетов голосов многое зависит от членов избирательных комиссий. Некоторые источники утверждают, что это Ваше слабое место. Скажите, насколько Вы доверяете Вашим представителям в избирательных комиссиях?

- Мы серьезно подбираем людей, обучаем их. Мы стараемся не играть ни в какие поддавки. Я ни сейчас, ни потом не буду говорить, что нас обворовали и т.д., потому что это часть выборов: умей подбирать людей, умей их стимулировать. А мы их будем стимулировать, прежде всего, тем, что они попадут в местные органы власти, если нормально сработают. Это одно из правил игры. Мы понимаем, с кем мы играем. Страна еще не выработала каких-то запретов, барьеров против фальсификации, которая ожидается. Мы будем блокироваться с новыми кандидатами для того, чтобы удержать свои результаты. Надеюсь, сработать на противоречиях Януковича и Тимошенко, которые тоже будут следить, чтобы друг у друга не воровали голоса. Но я не буду говорить, что проиграл из-за того, что у меня украли результаты.

- Вы сказали, что все же опасаетесь фальсификаций.

- Да, к этому надо готовиться, это одно из условий проведения выборов. К сожалению, в украинских реалиях это так.

- Считается, что Ваш основной электорат - это восток, центр, юг Украины. Какова Ваша поддержка на западной Украине? На днях Вы были во Львове - как прошла встреча там?

- До приезда к вам я действительно был во Львове. Мой рейтинг в этом городе - 5,8%. Это, конечно, не самый высокий показатель по Украине, но все-таки я считаю, что достаточно хороший. Встречи прошли для меня даже удивительно. Я встречался с предпринимателями и со студентами. Предприниматели 10 или 15 раз останавливали меня аплодисментами. Хороший разговор получился. Мне кажется, что запад Украины становится более конструктивным. Они уже не делят на "свой - не свой" - они уже хотят слышать аргументы. Это положительный момент, ведь раньше постоянно использовались некие вопросы-тесты: Москва, НАТО. Сегодня, когда я говорю, что не признаю УПА на общенациональном уровне, и не должны воины УПА маршировать по Киеву, потому что они не брали этот город, не защищали его, и это раздражает участников Великой отечественной войны, которые там здоровье положили, - жители запада Украины нормально это воспринимают. И говорят, что да, по каким-то вопросам надо терпеть - ради большой страны и общего согласия. У нас намного больше общего. Я стараюсь говорить одно и то же и на востоке, и на западе Украины. Это срабатывает. Уже все хотят видеть единую страну, не хотят, чтобы нас делили. Мы можем говорить на разных языках, ходить в разные церкви, но раз мы связали судьбу с нашей страной, то мы все - украинцы.

- На поддержку каких городов Вы больше всего рассчитываете?

- Да, я вижу больше поддержки на юго-востоке и в центре. В центре тоже очень интересные встречи проходят, мы хорошие такие "взрывы" даем. В Киеве хорошие рейтинги тоже.

- Как родной город?

- В Днепропетровске мы уже на второй позиции - впереди пока Виктор Янукович. Наш рейтинг там - около 20%. Там я много чего делал в свое время, у меня в Днепропетровске много друзей, товарищей, меня там лучше знают.

- Ваша предвыборная риторика строится на понятии "сильный президент". Но многих это пугает. Скажите, что Вы вкладываете в это понятие?

- Во-первых, никого не должна пугать власть сама по себе. Я вам как экономист могу сказать: вы нигде не найдете успешной экономики без сильной власти. А без успешной экономики никогда не будет богатого обеспеченного населения. После 2004 г., ощутив безвластие, все почувствовали эйфорию: как хорошо, у нас все свободно, легко и т.д. А потом посмотрели: уровень коррупции возрос, в судах беспорядки, органы, которые должны защищать, еще и грабят дополнительно. Поэтому власть должна быть. Что такое сильный президент для меня... Президент должен руководить исполнительной ветвью власти. Президент практически должен возглавлять правительство. Президент должен не только предлагать кандидатуру на должность прокурора, но и снимать его, чего сегодня нет. И предлагать нового. То же самое - по службе безопасности.

Что такое "сильный президент". С моей точки зрения, чтобы президент был сильным, он должен назначать председателей районных и областных администраций с измененными функциями - чтобы меньше лезли в хозяйственную деятельность, там больше советам на местах надо отдавать эти функции, а больше олицетворяли "око государево", следили за порядком, смотрели, как проходят реформы. Вот и вся сильная власть, бояться здесь нечего. Но я добавляю еще одну вещь, о которой мало кто говорит, - понятный закон об импичменте президента. Люди должны понимать, что они могут снять любого президента. На Виктора Ющенко возлагались большие надежды. Но потом, когда он не сумел взять эту власть, да еще начал страну не объединять, а разъединять, мог бы получить процедуру импичмента. И это бы всем было хорошей наукой. Президент Украины должен чувствовать ответственность перед людьми, а люди должны чувствовать, что они имеют механизм его снятия. Такой закон есть в России, в США. Там, где сильная президентская власть, должна быть возможность импичмента.

- Скажите, если Вы получите второе место на выборах и Вам будет предложена должность премьер-министра, согласитесь?

- Можно соглашаться, но для меня согласие - это все-таки программа. Под что соглашаться? Под должности? Я уже много должностей видел. Был главой Нацбанка, вице-премьером, министром экономики. В молодые годы я был членом ЦК Компартии Украины и не стесняюсь об этом говорить. Готовы будут сегодня претворять в жизнь те изменения, о которых я говорю? Если готовы будут, то я с удовольствием буду искать компромиссы для того, чтобы прийти во власть и поменять эту страну. Сегодня нам нужны изменения.

- Будите ли Вы в таком случае выступать за усиление президентской власти?

- Да, если тот человек, который придет, будет готов брать на себя и импичмент одновременно. Но если завтра я увижу неэффективного президента, я первый начну готовить ему импичмент. Сам буду собирать подписи, здесь буду стоять у вас на перекрестке и говорить: нужно снимать этого президента. Потому что если один раз снимем, все остальные будут ориентироваться на большинство населения, на их нужды. Это большинство сегодня требует поддержки и защиты.

- Вы провели день в Харькове. Какое впечатление у Вас сложилось о состоянии дел в нашем городе?

- Я получил очень хороший заряд и убедился, что машиностроение в Харькове может работать, оно может быть высокотехнологичным. В частности, я говорю о Харьковском станкостроительном и Харьковском подшипниковом заводах. 90% своей продукции эти заводы способны поставлять на экспорт, прежде всего, в Россию. Рабочие заслуживают уважения, так как, несмотря ни на что, они не ноют и делают свое дело. В Харькове есть уникальная научная база, уникальное производство и работящие руки. Восстановление отрасли, которая выпускает сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, - стратегическое задание государства. Харьков имеет уникальные возможности для развития высоких технологий. Именно с Харьковской области нужно начинать восстановление машиностроительной отрасли.

Вообще Харьков очень люблю. Во время прямых эфиров многие харьковчане поддерживают меня, говорят: "Держитесь, следите, сейчас Вас Тимошенко будет критиковать, не расслабляйтесь!" С журналистами в Харькове всегда хороший разговор получается - достаточно жесткий, конкретный. Они не дают мне расслабляться, а я и не хочу расслабляться, хочу вести именно такой разговор, это правильный разговор.

- Кто Ваша команда? Кто те люди, которые будут с Вами? Если говорить применительно к Харькову, кто здесь Ваши доверенные лица, люди, на которых Вы опираетесь?

- Наверное, то, что я не называю поименно свою команду, мою команду расстраивает. Тем не менее, я держу эту паузу по одной простой причине - чем дальше мы идем, тем больше в нас верят. Вот сейчас происходят удивительные вещи. Я приехал в Харьков. Куда ни приду, уже вижу, что полковники охраняют это место, просят бабушек разойтись. Раньше я и лейтенантов не видел. Точно так же и с поддержкой. Приходят достаточно сильные люди, которые делали дело и не обращали на нас внимания, а сейчас все больше и больше приходят. Подождем чуть-чуть, команду сформируем, я в этом деле достаточно профессиональный человек. Одно могу сказать: "старых" не будет, потому что они ничего не показали. Будут определенные личности, которых я считаю специалистами. Есть такой, условно говоря, министр финансов Игорь Митюков, который, я считаю, был очень толковым министром финансов, и если бы были заданы правила игры, то он мог бы быть очень эффективным. Достаточно сильный экономист - Александр Шлапак, который сегодня зампредседателя Секретариата президента. Мне не всегда нравится, как он комментирует те или иные, недостаточно конструктивно, но я знаю ему цену. Я не побоялся в свое время пригласить в Нацбанк 20-летнего Арсения Яценюка первым замом главы Нацбанка.

Поэтому команду мы сформируем. Неважно даже, как сформируем, главное - создай условия, делегируй полномочия, наладь жесткий спрос. Я говорил, что доходил когда-то до дискотек в Нацбанке, чтобы увидеть горящие глаза молодых ребят, чтобы от них инициатива пошла. Самый нижний участник команды имеет право что-то предложить.

- Кто может быть губернатором Харьковской области при президенте Тигипко?

- Не знаю. Горячиться не будем, никаких авансов сегодня тоже раздавать не будем. Посмотрим, как сработает команда в Харькове. Будем смотреть и за нынешним губернатором, присматриваться к его работе. Что касается власти губернатора, то губернатор должен быть местным, знающим местную элиту и регион. Пришлый человек два года будет только знакомиться с регионом.

- Будут ли представители вашей политической силы участвовать в выборах в местные советы и выдвигать своего кандидата на пост мэра?

- Наша политическая сила будет участвовать во всех выборах в местные органы власти. Что касается мэра Харькова, то пока кандидатуры у нас нет, но присматриваемся.

- Сергей Леонидович, пара личных вопросов. Значительная часть Ваших избирателей - это женщины. И многих из них интересует вопрос: почему Вы расстались со своей первой женой?

- Тут все просто. Почему расстаются люди? Потому что чувства уходят или потому что появляются новые чувства. Ушли чувства. В такой ситуации у мужчины есть два обязательных момента: обеспечь семью материально и не теряй контакта с детьми. И то, и другое я выполнил. С первой женой я сейчас в достаточно нормальных отношениях. Нельзя сказать, что это близкие отношения, но со старшей дочкой у нас великолепные отношения. Она получила университетское образование за границей, сейчас вернулась и живет в Киеве. Еще и жениха оттуда привезла - англичанина. Молодой парень, окончил Оксфордский университет с отличием, работает юристом в Киеве - ничего такой, правильный.

- Как семья относится к Вашему участию в избирательной гонке?

- Жена поддерживает и норовит чуть ли не рулить кампанией. Рулить не дам, потому что в семье должен быть один ненормальный, а кто-то должен больше думать о семье, смотреть за детьми. А дети (им 7 лет, 4,5 и 1 год и 2 месяца) пока не понимают, что такое избирательная гонка. Они пока что папу видят по воскресеньям.

- Чем порадуете семью на Новый год?

- Буду Дедом Морозом. В прошлом году был - дети меня не раскусили. Стучал в окна, пугал, заходил, потом они мне стихи рассказывали, танцевали, я им дарил подарки. Попробую в этом году то же самое сделать. Костюм у меня заготовлен.