Переход Фельдмана, собственник "Металлиста" и идеология "Деревни будущего"Главная политическая новость прошлой недели – переход Александра Фельдмана в стан регионалов: Фельдман подал заявление о вступлении в Партию регионов и вошел в соответствующую парламентскую фракцию.

Ситуация выглядит вполне логичной по нескольким причинам. Во-первых, это, безусловно, нужно самому Александру Фельдману. Иметь бизнес, привязанный к власти (а торговый бизнес Фельдмана напрямую зависит от решений мэрии), и не находиться во власти может себе позволить хозяин только мелкого магазина, но никак не крупнейшего рынка. Во время оппозиционности Александра Фельдмана у него были некоторые неприятности с городской властью, и это притом, что он особо не досаждал градоначальникам: оппозиционная деятельность Фельдмана не была радикальной и всегда диссонировала с крайностями Юлии Тимошенко.

Во-вторых, Александр Фельдман нужен регионалам. Конечно, увеличение парламентской фракции на одного человека при нынешней расстановке сил в Верховной Раде никакой роли не сыграет. Совсем другое дело – местная политическая ситуация. Скорее всего, в лице Фельдмана харьковские регионалы приобрели мажоритария на парламентских выборах 2012-го года. А это очень важно, так как с кандидатурами на мажоритарные округа у Партии регионов в Харькове могут быть проблемы. Кандидат в депутаты по одномандатному округу должен быть хорошо узнаваем, иметь успешный опыт проведения избирательной кампании в мажоритарном округе и собственные средства на нее и, что немаловажно, иметь желание сесть в кресло народного депутата. Последнее будет играть заметную роль в связи с общим упадком парламентаризма в Украине: с уменьшением значимости Верховной Рады заметно снизится вес каждого народного избранника, а значит, многие потенциальные кандидаты в депутаты предпочтут не ввязываться в утомительную и затратную избирательную кампанию, чтобы потом влиться в ряды 450-ти свадебных генералов. Харьковских регионалов, имеющих возможности и амбиции баллотироваться в парламент по одномандатным округам, можно пересчитать по пальцам одной руки. А таких кандидатур понадобится более десятка. Конечно, регионалам отчасти на руку играет тот факт, что у оппозиции, кроме экс-губернатора, их нет вообще. С другой стороны, протестные настроения в обществе могут поднять на поверхность политической жизни независимых региональных лидеров, которые спутают карты в мажоритарных округах. На этом фоне каждый "штык" в рядах регионалов-мажоритариев будет на вес золота. В общем, Александр Фельдман - достаточно ценное приобретение для Партии регионов.

Еще одна новость, связанная с Александром Фельдманом, которую нельзя не упомянуть, – слухи о том, что на основу его бизнес-империи, рынок "Барабашово", имеет виды полумифическая личность украинского политикума – народный депутат-регионал Юрий Иванющенко, известный также как Юра Енакиевский. Губернатор Михаил Добкин, комментируя ситуацию, эти слухи опроверг, заявив: "Интересам Александра Фельдмана как собственника ТЦ "Барабашово" ничего не угрожает", - и объяснил распространение подобных слухов тем, что Фельдман - один из потенциальных кандидатов в народные депутаты по мажоритарному округу, и, возможно, таким образом кто-то пытается с ним бороться. Сам Александр Фельдман даже намекнул, что за всеми этими слухами могут стоять мошенники, которые прикрываются именем Юрия Иванющенко, и подчеркнул, что ТЦ "Барабашово" надежно защищен юридически, экономически и политически.

Слухи о том, что "Барабашово" сменит хозяина, появляются не в первый раз. Их распространение связано, во-первых, с публичной деятельностью Фельдмана, а во-вторых, с тем, что рынок является крупнейшей для Харькова структурой, а потому всякие домыслы немедленно становятся достоянием самой широкой общественности.

Вполне возможно, что какой-то шаг со стороны Иванющенко все же имел место. В конце концов, рынки входят в сферу его бизнес-интересов, а потому он вполне мог заинтересоваться "Барабашово". Правда, вряд ли это автоматически означает, что торговый центр сменит хозяина. Скорее всего, Александр Фельдман так просто не отдаст свой самый прибыльный актив кому бы то ни было, пусть даже другу президента. Значит, всякая попытка отчуждения рынка будет означать затяжную войну. А Иванющенко, несмотря на демонизацию его личности в СМИ, никогда не считался рейдером и не был замечен ни в каких бизнесовых боевых действиях, предпочитая не вырывать куски у других олигархов, а без лишнего шума подтягивать под себя все, что плохо лежит. Конечно, сейчас влияние Иванющенко и Фельдмана несопоставимо, однако сомнительно, что Иванющенко станет тратить его на войну, которая мало того что не закончится без потерь, так еще и грозит затянуться на неопределенный срок. Те крупицы информации, которые просочились в прессу о Юре Енакиевском, говорят о том, что это просто не в его характере.

На прошлой неделе Михаил Добкин расставил точки над "і" в ситуации со стадионом "Металлист". Он заявил, что когда реконструкция стадиона закончится, государство хочет видеть свою долю собственности в нем: "Приблизительное соотношение может быть таково: 70% стадиона - в собственности у государства, 15% - у области и города, остальное - у Александра Ярославского". По словам губернатора, сейчас идет работа над определением этого соотношения,  в том числе совместно с Ярославским. Добкин заверил, что после принятия окончательного решения  ни одна из сторон не почувствует себя обманутой, а также добавил, что после реконструкции стадион на некоторое время передадут в управление ФК "Металлист" либо структуре, которая с ним близко связана, потому что у города и области нет денег на содержание этого огромного спорткомплекса.

Заявление это знаменательно, прежде всего, соотношением долей государства и инвестора, которое озвучил губернатор. Последние полтора-два года Александра Ярославского, конечно, не называли собственником стадиона, однако именно он принимал высоких гостей, демонстрируя успехи в подготовке города к Евро-2012, т.е. вел себя как полноправный хозяин реконструируемых объектов. Но, как оказалось, главный харьковский инвестор Евро не станет хозяином  стадиона в целом.

И еще один любопытный момент: раньше попытки обратить внимание на дальнейшую судьбу реконструируемых объектов вызывали негодование и обвинения чуть ли не в покушении на святое. Теперь же об этом говорит губернатор, причем говорит предельно конкретно. Это, безусловно, положительный момент, т.к. речь идет о коммунальной собственности, и совершенно очевидно, что решения о ее дальнейшей судьбе должны приниматься публично.

Проект "Деревня будущего", запущенный облгосадминистрацией полгода назад, на прошлой неделе стал обретать реальные очертания. Стало известно, что ведутся переговоры о сотрудничестве в рамках этого проекта с тремя фондами. Один из них - Фонд молодежного кредитования, который согласился в этом году выделить на реализацию проекта 5 млн.грн. По словам заместителя председателя Харьковской облгосадминистрации Юрия Сапронова, участие в проекте этого фонда означает, что молодая семья сможет взять кредит на жилье на 30 лет под 2,5% годовых. Если это семья  с одним ребенком, значит, проценты она платить не будет вообще, если рождается второй ребенок - то минус 25% тела кредита. Таким образом можно будет привлечь будущих обитателей "Деревни будущего".

Конечно, создание подобных мест – положительный момент: по словам Сапронова, "так мы решим проблемы занятости молодежи, возрождения села и продовольственной безопасности". Однако проект, подобный "Деревне будущего", выглядит слишком громоздким и в организационном, и в финансовом плане. В конце концов, в Харьковской области достаточно полузаброшенных сел с какой-никакой инфраструктурой, и создавать деревню с нуля вряд ли имеет смысл: можно попытаться возродить село, запустив программу финансовой помощи немногочисленным фермерам или небольшим хозяйствам.

Но это - только финансовая сторона вопроса. У "Деревни будущего" может быть один аргумент "за", который перевесит все финансовые соображения. Проект "Деревня будущего" совершенно естественно напоминает советские колхозы или израильские кибуцы - только без идеологической составляющей. А вот эта составляющая может оказаться исключительно важной. Для тысяч молодых людей, не нашедших места в системе своеобразной украинской рыночной экономики, идея относительно замкнутого общества, основанного на принципе равенства труда и потребления, может оказаться едва ли не более привлекательной, чем выгодные условия кредитования. Чтобы добавить в проект "Деревня будущего" идеологическую составляющую, нужно лишь видоизменить хозяйственные отношения внутри нее: создать не "сообщество вольных фермеров", а "вольное фермерское сообщество", когда самостоятельным субъектом хозяйствования будет не фермер, а группа фермеров. Вот тут-то и будет важно то, что систему построят с нуля, как это хочет сделать облгосадминистрация, потому что сообщество, по сути, не связанное с местными районными органами власти, будет действительно самодостаточным.

Конечно, кроме корректировки структуры "Деревни будущего", нужно будет проделать огромную разъяснительную работу с привлечением молодежных организаций, а главное – выработать для проекта внятную идеологию, которая и станет локомотивом для молодежи. В том, что это произойдет, можно не сомневаться: идея всеобщего равенства, несмотря на изрядную дискредитацию новейшей истории, никогда не потеряет своей актуальности, особенно для молодых людей. Конечно, не стоит ожидать поголовной явки молодежи в село, однако и тех, кто откликнется, с лихвой хватит на десятки "Деревень будущего".

Таким образом, проект "Деревня будущего" может дать старт принципиально новым для Украины хозяйственным отношениям, которые органично решат проблемы занятости молодежи в селе и обеспечения города продовольствием.