Десять лет для Науменко, битва за полномочия и драка в РадеВ Украине проворовавшийся директор крупного госпредприятия имеет больше шансов попасть в кресло депутата Верховной Рады или министра, чем на тюремные нары. Тем удивительнее событие, произошедшее в прошлый понедельник, 13 декабря, когда бывший директор Харьковского авиазавода Павел Науменко был приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией личного имущества. Науменко взяли под стражу в зале суда. Экс-руководитель ХАЗа осужден по ч.5 ст. 191 и ч.2 ст. 366 Уголовного кодекса Украины (присвоение или растрата чужого имущества в особо крупных размерах, осуществленные путем злоупотребления служебным положением, и служебный подлог).

Уголовное дело по факту растраты государственных средств должностными лицами авиазавода было возбуждено в 2006-м году. С тех пор много чего произошло: Науменко задерживали сотрудники СБУ, следственный отдел которого и возбудил уголовное дело, работники завода пикетировали суд, требуя для Науменко тюремного срока, авиазавод проверяло КРУ и нашло нарушения, которые, надо полагать, усугубили вину экс-директора… Сам Науменко предпочел не прятаться от следствия, как поступили бы 90% проворовавшихся директоров, а публично отбивался от нападок следственных органов, а иногда даже переходил в наступление. Так, подконтрольная Науменко компания "ИнтерАми" пыталась отсудить у авиазавода более 23 млн. грн. По утверждению компании, ХГАПП должно заплатить означенную сумму за работу по созданию ВИП-интерьера самолета Ан-74. Интересно, что "ИнтерАми" даже выиграла суд первой инстанции. Судей не смутил тот факт, что бенефициар "ИнтерАми" к тому времени уже не один год находился под следствием. Не смутила судей и сумма иска: за гораздо меньшие деньги можно купить не то что интерьер, а интерьер вкупе с целым самолетом бизнес-класса. Правда, позже апелляционный суд засомневался в обоснованности претензий компании к заводу, и иск затерялся в судебных коридорах.

Дело Науменко имело все шансы стать очередным "судебным долгостроем", которых немало в украинских судах. Но как гром среди ясного неба последовал приговор, и приговор очень серьезный - 10 лет лишения свободы. Для Украины этот случай, пожалуй, беспрецедентный - и по резонансу, и, главное, по вердикту. Возможно, катализатором этого судебного процесса стало заявление первого вице-премьера Андрея Клюева, который 10 июня на совещании в Харьковской облгосадминистрации сказал: "Нужно будет разобраться, почему предыдущий директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия гуляет на свободе". Судебная власть в Украине, конечно, является отдельной ветвью раскидистого властного дерева, однако учитывая то, что судей назначает президент, суды не могут не прислушаться к мнению команды главы государства.

Административная реформа, задуманная и проводимая Виктором Януковичем, нашла горячий отклик в сердцах местных чиновников. Губернатор области Михаил Добкин заявил: "Мы будем выполнять все указы президента Украины Виктора Януковича, все решения Кабинета министров о сокращении бюрократического аппарата", - и добавил, что реформа президента - системная, и сокращение чиновничьего аппарата наверху - это только первый шаг, за которым последует "огромное количество мероприятий по реформированию управленческой системы". Через пару дней губернатор сообщил, что ему придется уволить кого-то из своих заместителей. Кроме того, по словам Добкина, в облгосадминистрации должны подготовить предложения по изменению структуры территориальных представительств министерств и ведомств с целью исключения дублирования функций. При этом губернатор отметил, что функции ликвидируемых представительств министерств и ведомств должны быть переданы обладминистрации. В среду, 15 декабря, председатель облсовета Сергей Чернов фактически поддержал идею передачи полномочий на места, заявив, что "в областной и районных госадминистрациях Харьковщины работает 3,4 тыс. человек, а в территориальных управлениях центральных органов власти, расположенных в области, более 10 тыс. человек". По словам Чернова, сотрудники местных администраций - это люди, которые "организовывают производство и привлекают инвестиции".

Итак, руководство области, похоже, решило под шумок административной реформы добавить себе полномочий. С одной стороны, это противоречит идее централизации власти, а с другой – губернаторы тоже являются частью президентской властной вертикали. Именно губернаторы и председатели райадминистраций могут стать серьезным противовесом мэрам и местным советам. Впрочем, таким противовесом могут быть и территориальные структуры центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), которых в обилии наплодил президент. В этом случае губернаторы, которые и так имеют немного полномочий, превратятся в свадебных генералов.

В будущем возможна даже война за полномочия между руководителями территориальных отделений ЦОИВов и губернаторами. Победу в этой войне определит не сила и ловкость сторон, а президент. В конце концов, президент должен будет решить, как ему удобнее управлять: то ли отдать власть на местах губернаторам и спрашивать с них за все, что происходит на вверенной территории, то ли выстроить властную вертикаль не по территориальному, а по отраслевому признаку, дергая за веревочки ЦОИВы, которые будут воплощать волю гаранта через свои территориальные отделения.

В среду, 15 декабря, после допроса в Генпрокуратуре лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что ей выдвинули обвинение в злоупотреблении средствами от продажи квот по Киотскому протоколу. Деньги эти были направлены на выплату пенсий. В тот же день стало известно, что мерой пресечения для Тимошенко выбрана подписка о невыезде.

Вкратце суть дела такова. В 2009 г. по распоряжению правительства Тимошенко Нацагентство экологических инвестиций Украины заключило с японскими компаниями и профильным министерством Испании пять договоров продажи выбросов парниковых газов на сумму 320 млн. евро, или 3,3 млрд. грн. Аудит, заказанный правительством Николая Азарова в компании "Trout Cacheris", установил, что 200 млн. из этих средств были отконвертированы в 2,3 млрд. грн. и направлены в Пенсионный фонд.

Сама Тимошенко факт выплаты пенсий за счет средств, вырученных от продажи квот, не скрывала и даже пыталась поставить себе в заслугу тот факт, что в кризисное время выплатила пенсии. Правда, согласно Киотскому протоколу, средства от продажи квот должны идти исключительно на экологические программы. Собственно, это и есть главный аргумент обвинения. Уголовное дело возбуждено по ч.3 ст. 365 Уголовного кодекса Украины – превышение власти или служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия. Санкция по этой статье – лишение свободы на срок от семи до десяти лет.

Сама Тимошенко и ее коллеги по партии, конечно, назвали уголовное дело политическими репрессиями. В общем-то иначе его возбуждение трактовать нельзя. Конечно, Юлия Тимошенко в 2009 г. активно готовилась к президентским выборам и старалась любой ценой заткнуть бюджетные дыры, связанные с социальными выплатами. Так что формально основания для возбуждения уголовного дела есть. Однако можно ли считать "тяжкими последствиями" нарушение условий Киотского протокола? Да и вообще, когда на одной чаше весов - соблюдение международных соглашений, а на другой - пенсии для сотен тысяч граждан, о том, что выбрать, задумается любой руководитель вне зависимости от того, грядут выборы или нет. Кроме того, в действиях Юлии Тимошенко не просматривается никакого корыстного умысла (если не считать таковым стремление к президентскому креслу): эти деньги не были присвоены ни самой Тимошенко, ни кем-то из ее окружения. В общем, уголовное дело выглядит исключительно как попытка давления на оппозицию. К тому же попытка довольно неуклюжая – что такое Киотский протокол, мало кто знает, а пенсии – вещь всем понятная. Так что Тимошенко со своими актерскими и ораторскими способностями сможет убедить общественность в своих благих намерениях.

Коллеги Тимошенко в Верховной Раде решили выразить протест действиям власти в отношении своей шефини традиционным для украинского парламента способом: в четверг, 16 декабря, они заблокировали трибуну. Это не вызвало особого резонанса - трибуна Верховной Рады блокируется очень часто. Но вечером того же дня произошло событие, которое потрясло общественность.

Потасовки и даже драки в украинском парламенте случаются нередко. До прошлого четверга эти случаи носили спонтанный характер и выглядели результатом бьющей через край эмоциональности народных избранников. В четверг в парламенте произошла драка масштабная, а главное - запланированная. Вечером в здание Верховной Рады прибыли нардепы от Партии регионов в количестве около 40 человек (цифры разнятся - БЮТовцы заявили, что регионалов было 100) с целью разблокировать трибуну. Конечно, снять блокаду трибуны увещеваниями было невозможно, а потому события развивались так, как должны были развиваться, учитывая боевой настрой обеих сторон. Итогом депутатской забавы "стенка на стенку" стал приезд нескольких "скорых", которые развезли пострадавших по больницам. Пострадавших оказалось пятеро - все из стана оппозиции. Трибуна была разблокирована.

Похоже, такое средство оппозиционной борьбы, как блокирование трибуны Верховной Рады, канет в Лету. Партия власти однозначно дала понять, что на всякое силовое действие будет отвечать силой, не особо разбираясь в средствах.

Итак, с одной стороны, когда один народный избранник бьет другого народного избранника стулом по голове, это как-то не согласуется с "европейскими демократическими ценностями" и отдает азиатчиной. С другой стороны, блокирование трибуны – тоже не самый демократичный метод ведения политической дискуссии. Сложно себе представить, что трибуну Конгресса США блокируют проигравшие выборы демократы или республиканцы. Да и вообще, блокирование высшего законодательного органа страны означает пусть и временный, но паралич одной из ветвей власти, что вряд ли позитивно отражается на функционировании всех властных институтов. Поэтому весь этот балаган под названием "блокирование трибуны" давно пора было прекращать. А то, как именно это произошло, вполне укладывается в методы действий нынешней украинской власти.