Старт пенсионной реформы, отмена поездки губернатора во Львов и сессия облсоветаПенсионная реформа назрела давно: существующая система, при которой отчисления в Пенсионный фонд гораздо меньше, чем выплачиваемые пенсии, не только тянет бюджетные деньги, но и грозит повалить всю систему социального обеспечения, а в конечном итоге - обанкротить государство, и так находящееся не в лучшем финансовом положении. Поэтому главное событие минувшей недели – это, безусловно, принятие в первом чтении закона "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Пенсионная реформа, о которой так долго говорила власть, еще не свершилась, но был сделан первый шаг к ее реализации. Этот закон гарантирует то, за что ратовали регионалы, – снижение бюджетного бремени на содержание пенсионеров. Правда, происходит это довольно мягко. Наверняка, не один человек в Кабмине напряженно думал, как и задачу сокращения пенсионеров решить, и население не озлобить. Память о сложном принятии Налогового кодекса, вероятно, заставляла мозги работать в режиме кипения. Но в итоге меры, изложенные в новом законе, выглядят последовательными и продуманными.

В частности, самое, пожалуй, "взрывоопасное" положение реформы – увеличение пенсионного возраста для женщин с 55-ти до 60-ли лет - сопровождается неким переходным механизмом, который позволит тем, кто достиг 55-ти лет сейчас или достигнет этого возраста в ближайшие годы, выйти на пенсию раньше. Особое значение приобретает понятие "страхового стажа", т.е. суммарной продолжительности периодов работы, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Для вновь назначенных пенсий продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере повышается для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин с 25 до 35 лет. Эта мера напрямую отражает желание правительства перевести Пенсионный фонд на рельсы самоокупаемости. Коснулись изменения и военных пенсионеров, т.е. особой категории украинцев, которым пенсия назначается не по возрасту, а по выслуге лет: согласно новому закону, необходимая выслуга для назначения пенсии увеличивается с 20 до 25 лет, правда, произойдет это не сразу, а в течение десяти лет. Таким образом те, у кого выслуга 20 с небольшим лет, смогут уйти на пенсию, не дожидаясь четвертьвекового юбилея службы в погонах.

Еще одна норма должна порадовать радетелей за социальную справедливость: максимальную пенсию предлагается ограничить 10-ю минимумами, то есть 7640 гривнами. Правда, закон не имеет обратной силы, и пенсии тех, кто уже успел уйти на покой, уменьшаться не будут. Но вновь вышедшим на пенсию VIP-персонам придется распрощаться с мечтами о пенсии в десятки тысяч гривен. Кстати, новый закон должен вступить в силу только первого сентября. Таким образом, законодатели дали крупным чиновникам возможность задуматься над тем, оставить свои кресла прямо сейчас, и тогда пенсия будет насчитываться в режиме "no limit", или еще посидеть в должности, уйдя на пенсию, размер которой не будет дотягивать даже до 1000 долларов, т.е. будет просто "нищенским".

Главный политический вопрос, связанный с пенсионной реформой, – стоит ли ожидать "пенсионного майдана"? Ответ на него – скорее нет, чем да. Во-первых, законодатель, кажется, нашел разумный баланс между объективной необходимостью спасти пенсионную систему от коллапса и возможной субъективной оценкой норм закона обществом. Во-вторых, закон гарантирует, что уже начисленные пенсии уменьшаться не будут. И в-третьих, увеличение пенсионного возраста и выслуги происходит достаточно мягко, т.е. никаких резких изменений закон не обещает. Конечно, обиднее всего будет потенциальным пенсионерам, выход которых на пенсию не охвачен никакими переходными положениями. По сути, это подавляющее большинство работающего населения. Однако тут должна сыграть свою роль разъяснительная работа власти, которая, судя по тексту закона, сделала правильные выводы из "налогового майдана", а значит – постарается минимизировать риски, связанные с возможными вспышками недовольства.

Михаил Добкин, скорее всего, не поедет во Львов 22 июня. По его словам, сомнения относительно поездки у него возникли после высказывания по этому поводу лидера ВО "Свобода" Олега Тягнибока. "До вчерашнего дня мои планы были совершенно неизменны. Но вчера я прочел заявление Тягнибока о том, что разные люди (в том числе и мою фамилию он назвал) собираются приехать и топтаться на костях невинно убиенных НКВД жителей западных областей Украины. Это не дословно, но близко к тексту. Я понимаю, под каким соусом появилось это заявление, и, скорее всего, 22 июня может стать продолжением 9 мая. Быть участником того бесчинства, которое там было, у меня желания нет. Становиться пособником беспорядков, которые, я так понимаю, уже заложены в сценарии, я тоже не хочу", - заявил губернатор.

В общем-то, решение не ехать – правильное. Во всяком случае, более правильное, чем решение ехать, которое было эмоциональным и принятым под влиянием момента - после беспорядков во Львове, произошедших 9 мая. Однако повод для решения не ехать выбран не совсем удачный: можно подумать, что без заявления Тягнибока визит харьковского губернатора во Львов имел шансы пройти гладко. То, что этот вояж непременно приобрел бы политическую окраску, очевидно. Также очевидно, что вероятность беспорядков во Львове в годовщину начала Великой Отечественной войны довольно высока. Наверное, было бы правильно действительно не ехать, но объяснить свое отсутствие во Львове 22 июня необходимостью находиться в этот момент в Харькове, например, по просьбе местных ветеранских организаций.

А вообще сама эта ситуация выглядит, мягко говоря, абсурдной. Губернатор области (должность в государственной табели о рангах немаленькая) отказывается ехать в другую область, поскольку опасается, что его визит может стать одной из причин беспорядков. Сам этот факт является едва ли не большим свидетельством того, что Украина движется к расколу, чем беспорядки, произошедшие во Львове 9 мая. В конце концов, одно дело, когда беспорядки устраивают националисты (ситуация для Европы, в общем-то, банальная), а совсем другое, когда крупный чиновник ограничивает себя в перемещениях, опасаясь провокаций с их стороны. Выглядит эта ситуация так, как будто Харьковская область и Львовская находятся в двух разных Украинах. Конечно, ментальные, культурные и политические различия имеют место, но стоит ли лишний раз их подчеркивать? Тем более, Михаил Добкин всегда выступал за целостность страны.

В четверг, 23 июня, состоялась сессия Харьковского облсовета, на которой депутаты приняли несколько программ. Например, программу развития розничных рынков, которая, по мнению чиновников облгосадминистрации, крайне необходима, поскольку с отменой рыночного сбора местные администрации могут утратить всякий интерес к развитию рынков. Отдельного внимания заслуживает программа развития экспортного потенциала, которая построена на дополнении стимулирования маркетинговой деятельности предприятий области инструментами и факторами маркетинга территории. И, пожалуй, главная программа, принятая на сессии, – программа развития малого предпринимательства до 2015 года. На мероприятия, связанные с развитием инфраструктуры предпринимательства, поддержкой программ занятости, регуляторной политикой, защитой прав предпринимателей и т.д., планируется выделить почти 55 млн.грн., из которых на долю областного бюджета придется 14 миллионов. Эти суммы в разы превышают те, которые выделялись на аналогичные программы ранее. Остается надеяться, что эти средства действительно поспособствуют созданию в области здорового предпринимательского климата.

И последняя новость прошлой недели, заслуживающая внимания, – информация о крупных убыточных харьковских предприятиях. В их число попало КП "Харьковский метрополитен", которое за первый квартал 2011 г. получило 1,9 млн.грн. убытков. Впрочем, это еще не самое убыточное предприятие. Убытки также показали ОАО "Евроцемент-Украина" (197 млн. 418 тыс.грн.), КП "Харьковские тепловые сети" (222,8 млн.грн.), ГП "Завод им. Малышева" (86,96 млн.грн.), КП "ПТП "Вода" (58,5 млн.грн.), ОАО "Харьковгаз" (11,2 млн.грн.), ГП "Харьковской завод электроаппаратуры" (10,96 млн.грн.). Самой убыточной харьковской организацией оказался "УкрСиббанк", убытки которого составили 4,9 млрд.грн.

Причины убытков начальник Специализированной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в Харькове Галина Феденко назвала разные. В случае с "УкрСиббанком" это экономический кризис, в случае с коммунальными предприятиями, предоставляющими услуги тепло-, газо- и водоснабжения, – несоответствие тарифов себестоимости услуг. По данным СГНИ, убытки, которые декларировали перечисленные предприятия, не являются искусственными и вызваны объективными причинами.