О предвыборной скуке, надеждах на горячую воду и проблемах Тимошенко С началом осени в Харькове, как всегда, обострилась проблема долгов за газ. Это  значит,  что обострилась и проблема работы традиционно крупнейших должников "Нефтегаза Украины" и по совместительству крупнейших поставщиков тепла и горячей воды в дома харьковчан - ТЭЦ-5 и ТЭЦ-3. Сейчас оба эти предприятия простаивают, оставив значительную часть города без горячей воды - ее нет в квартирах и на ХТЗ, и на Холодной горе, и в центре, и в районе Одесской, и частично на Салтовке. Горячая вода из кранов не течет, несмотря на заверения тепловиков в том, что в отключении ТЭЦ нет ничего страшного, а чтобы снабдить город горячей водой, хватит и котельных. Конечно же, это невозможно, что и подтвердил вице-губернатор Валентин Дулуб: по его словам, котельные "изначально не были рассчитаны на то, чтобы удовлетворять потребности всего города в горячей воде".

Правдивость заявлений наших теплоэнергетиков - это вообще отдельный вопрос. Когда в последние дни июля отключили ТЭЦ-5, после чего пропала горячая вода в приближенных к ней районах города, никаких комментариев журналисты вообще не дождались. А когда через месяц отключили газ и ТЭЦ-3, то представитель "Харьковских теплосетей", не краснея, заявил, что никакой проблемы вообще нет - просто ТЭЦ остановили на плановый трехнедельный ремонт. И это несмотря на то, что факт прекращения подачи газа на ТЭЦ нехотя, но подтвердили газовики. Три недели, кстати, сейчас как раз истекают, и речи о возобновлении работы ТЭЦ и подаче горячей воды никто не ведет: теперь нам обещают запустить все к началу отопительного сезона для объектов социальной сферы, то есть к 1-му октября (жилье начинают отапливать двумя неделями позже).

Вопрос долгов предприятий теплокоммунэнерго за газ также полностью выведен из публичной плоскости. Еще в прошлом году предприятие "Газ Украины" ("дочка" "Нефтегаза", отвечающая за газоснабжение) регулярно публиковало сводки по областям о суммах задолженности и уровне оплаты, публично грозило не дать лимитов на газ злостным неплательщикам и обнародовало списки предприятий, котором собирается отключать подачу газа. Сейчас подобной информации в свободном доступе просто нет: ни о размерах долгов, ни о полученных/неполученных лимитах на отопительный сезон не известно вообще ничего. О том, что в этом вопросе все плохо и, может быть, даже хуже, чем всегда, можно судить только по косвенным данным. Например, по заявлениям руководства области о том, что проблемы ТЭЦ нужно решать на государственном уровне, по инсайдерской информации о постоянных закрытых для прессы совещаниях, проводимых в органах власти, и, собственно, по отсутствию горячей воды в кранах. Ведь в последние годы подобных отключений не было: без воды харьковчане оставались строго согласно графику ремонта теплосетей. Ну, была еще не очень четкая информация Минрегионстроя о том, что с расчетами теплоэнергетиков за газ все плохо, а Харьковская область – среди аутсайдеров.

Короче говоря, газовики, не особо надеясь на возвращение долгов, просто решили хоть чуть-чуть сэкономить перед началом отопительного сезона и на месяц-другой отключили должников. Ведь обеспечить своевременный пуск отопления все равно придется: это уже вопрос политики, а не экономики, особенно перед парламентскими выборами. Но проблема неэффективной работы теплоэнергетики остается, и ее как-то надо решать. Очередное повышение тарифов на тепло для населения вряд ли чем-то поможет - скорее всего, это только увеличит неплатежи. Местные власти намекают, что оптимизировать работу можно было бы, создав единое коммунальное предприятие (то есть подчинив остающуюся в госсобственности ТЭЦ-5 "Харьковским тепловым сетям"). У государства на этот счет другое мнение: ТЭЦ-5 в нынешнем году усиленно готовят к приватизации, а наиболее, пожалуй, проблемный крупный объект теплоэнергетики области – ТЭЦ-2 "Эсхар" - уже отдали в концессию. Впрочем, решит ли что-то передача отрасли в частные руки в условиях, когда коммунальная энергетика - это в значительной степени пока политика, – тоже вопрос.

В "политическо-пенитенциарной" жизни на прошлой неделе сначала все было стабильно. Киевский райсуд Харькова, который уже несколько месяцев не может начать судить Юлию Тимошенко по делу ЕЭСУ, привычно перенес заседание. Затягивание этого дела, похоже, устраивает и власть, и оппозицию: одни надеются, что решение Европейского суда по правам человека по первому делу Тимошенко сделает второе неактуальным, другие – что это самое второе дело наоборот будет запасным вариантом для того, чтобы оставить экс-премьера за решеткой.

Ситуация оживилась, когда начался еще один суд, связанный с деятельностью ЕЭСУ: Минобороны России, которое вело в 90-х какие-то мутные дела с корпорацией в стиле этих годов, вдруг захотело "сбить" с украинского государства кругленькую сумму по якобы гарантированным им, государством, долгам. Смешно в этой ситуации то, что нынешняя власть с политической точки зрения, возможно, и хотела бы признать долги и заявить об очередном значительном ущербе, нанесенном Юлий Тимошенко Украине. Однако платить за это реальные миллионы – непозволительная роскошь, поэтому власть в этом деле выступает как бы адвокатом Тимошенко, заявляя, что государственные гарантии российскому министерству приснились.

Еще большее оживление вызвали результаты  обыска в палате Тимошенко, который провели тюремщики. Они заявили об обнаружении тайника с запрещенными для зэков устройствами. Вообще-то жизнь заключенных ограничена довольно сильно и каждый из них мечтает, например, о мобильном телефоне, замаскированном среди продуктов передачи в палке колбасы. Такие находки в тюрьмах – обычное явление. Однако изъятые у Тимошенко устройства оказались вовсе не мобильниками, используя которые она могла бы пытаться подпольно руководить избирательной кампанией. Это были два дозиметра! С их помощью Юлия Владимировна следила, не облучают ли ее втихаря радиацией. Тут даже сложно что-либо комментировать. …А может, властям все-таки стоит выпустить Тимошенко, пока не поздно? Ведь противник со сломанной психикой может быть вдвойне опасным для них. И уж точно это будет не очень хорошо для страны. Зачем издеваться над женщиной? Ведь когда тебя реально преследуют – это очень благодатная почва для развития мании преследования…

Можно просто декриминализировать те пресловутые "сталинские" статьи Уголовного кодекса, по которым "прессуют" Юлию Владимировну, и всем будет хорошо. Тимошенко выйдет на свободу и сможет поправить здоровье. Президент Виктор Янукович будет избавлен от публичных порок, которые ему при каждом удобном случае устраивают европейские и заокеанские политики. Последняя произошла на днях на Ялтинском форуме, который традиционно проводит Фонд Виктора Пинчука как раз с целью сближения с Европой. На нем европейские политики в очередной раз пытались объяснить Януковичу, что сажать лидеров оппозиции в тюрьму нельзя, как бы сильно этого ни хотелось, а американка Кондолиза Райс просто публично игнорировала отечественного президента. А Украина сможет более или менее спокойно провести парламентские выборы и начать куда-то двигаться вместо того, чтобы все глубже увязать во внутренних и внешних разборках.

Кстати, о парламентских выборах. Избирательный процесс идет своим чередом. В очередной раз перетрясаются составы избиркомов (счастливчики из партий-фантомов, выигравшие в лотерее места в составах комиссий, продают их представителям "правильных" политсил). Кандидаты без особого усердия агитируют, а наблюдатели так же вяло фиксируют нарушения (в основном, традиционное использование админресурса и подкуп избирателей). А предвыборные расклады в мажоритарных округах Харькова становятся все более скучными. На прошлой неделе из предвыборной гонки выбыл всего один кандидат – единственный в Харькове представитель Народной партии Станислав Косинов. Но снятие Косиновым кандидатуры изменило картину в самом, как казалось, непредсказуемом округе города – 169-м (Киевский район). Этот округ все равно остается одним из интересных – здесь, кроме активно раскручиваемой властью Бережной, есть шумный кандидат от оппозиции Кирш и "герой-одиночка" Белогрищенко, однако именно присутствие Косинова, когда-то уже побеждавшего в этом округе, создавало интригу.

Свое схождение с дистанции Станислав Косинов объяснил тремя причинами. Двумя малоубедительными – неверием в эффективность парламента (а раньше он в это верил? Что изменилось?), а также желанием заниматься новорожденной дочерью, а не избирательной кампанией (до выборов какой-то месяц с небольшим, можно и потерпеть). И одной более серьезной – перспективой новой работы. То есть реально власть просто пообещала опасному для нее конкуренту интересную для него должность в исполнительных органах.

С уходом Косинова ярких кандидатов, представляющих "третью силу" - не власть и не оппозицию, – на семи харьковских округах практически не осталось. Интерес избирательная кампания представляет лишь в 173-м округе, где кое-какую работу, направленную на собственную популяризацию, ведут разжалованный из Партии регионов экс-председатель облсовета Салыгин и теневой оппозиционер Порада. Правда, тягаться с регионалом-строителем Денисенко, который обставил весь округ новыми лавочками и беседками, им тяжело. Да есть еще 171-й округ, в котором имеющему немало недоброжелателей регионалу Святашу противостоит многолетний лидер харьковских коммунистов Александровская. А так в каждом округе есть сильный кандидат от власти, далеко не всегда сильный – от оппозиции, безликие представители "УДАРА", партии Королевской и некоторых экзотических партий да неизвестные никому самовыдвиженцы. Парочка активных деятелей левого толка особо на ситуацию не влияет. Скука, да и только.