Председатель Московского райсовета Харькова Л. Коновалов: Вместо райсоветов в районах города будут другие органы управления

В Харькове заговорили о ликвидации районных советов. О том, чем именно занимаются райсоветы, каковы их полномочия и изменится ли что-то для харьковчан, если районных советов не будет, рассказал в программе "STATUS QUO" председатель Московского райсовета Харькова Леонид Коновалов.

- Леонид Станиславович, Вы возглавляете районный совет самого крупного в Харькове района - Московского. Скажите, как много у Вас работы, как она построена?

- Работы много. Если мы говорим о работе районного совета, то нужно определиться в категориях. Категории следующие. Есть исполнительный орган, который работает на территории района, а есть представительский орган. Так вот райсовет - это представительский орган, у которого есть определенные полномочия. В частности, на сегодняшний день районный совет утверждает план социально-экономического развития территории, утверждает бюджет и избирает руководящие органы - исполнительный комитет районного совета. Фактически, полномочия районного совета - это работа депутатов в округах, изучение проблем жителей, по возможности их решение. Но на сегодня возможности депутатов райсовета очень ограничены. Есть программа социально-экономического развития города, и она решается на уровне города, потому что у исполкома райсовета нет ни хозяйствующих субъектов, ни коммунальной собственности, ни прав распределять материальные составляющие, ни финансовых ресурсов, которые необходимы для решения собственных вопросов. Раньше депутаты райсоветов могли заниматься назначением на должности, определением собственности, решали земельные вопросы, а горсовет был высшим представительским органом в Харькове и решал общие городские проблемы.

- Уточните, как участвуют районные советы в распределении бюджетных средств?

- Есть такие понятия, как собственные доходы и дотированные доходы (дотация из городского бюджета). На сегодня дотация из городского бюджета в Московском районе составляет около 90%, а собственных доходов - всего 10-15%, и в данной ситуации депутаты являются только лишь передаточным звеном. По закону мы не можем использовать деньги на социальную сферу (школы, больницы, социальная защита) без утверждения на сессиях райсовета. Скорее всего, решение о ликвидации райсоветов будет принято, ведь это деление на районы, создание райсоветов идет еще от советской власти, и наше государственное законодательство уже не позволяет работать райсоветам эффективно и рационально.

- Давайте вспомним, что такое районные советы. Согласно Большой советской энциклопедии, "советы депутатов трудящихся - это выборные представительные органы государственной власти в СССР. Все другие органы советского государства получают свои полномочия либо непосредственно, либо от советов".

Фактически советы - это демократическая форма управления, выборные органы власти. Если их сейчас убрать, не будет ли районное самоуправление ликвидировано полностью?

- Мы говорим о самоуправлении как о категории, которая определяться может по-разному: управлять территорией может и администрация, и это тоже является самоуправлением. Если говорить о представительских функциях самоуправления, то мы должны вспомнить, что в большинстве цивилизованных стран Европы и бюджеты, и управление формируется снизу вверх, а в нашем государстве - сверху вниз. Кроме того, у нас все управление идет из центра. А на сегодняшний день советы, пускай на меня не обидятся городские и областные депутаты, в большей степени являются политическими органами, то есть они закрепляют то решение, которое вырабатывает исполнительный орган. Другое дело, что чрезмерная централизация - это опасно. Однако до мелочей доходить тоже нельзя, а то мы начнем комитетам самоорганизации населения давать полномочия и по земельным отношениям, и по собственническим отношениям. В 602-м микрорайоне Харькова есть первый в городе комитет самоорганизации населения, у которого есть председатель, получающий зарплату и просящий, чтобы у него был свой бюджет для решения проблем жителей микрорайона.

- Возможно, в городе появится много таких комитетов?

- Да, они появятся. Другое дело, что они не будут ассоциироваться с выборными - это будут домовые комитеты. Проблема сегодня заключатся в том, что уровень развития страны, ее нищенское состояние не позволяют просто так распылять средства. В России, например, в бюджетной сфере есть излишек средств, и они начинают увеличивать сферы представительской власти в микрорайонах, хотя там нет советов уже давно.

Уже есть информация от городской власти, что кандидатура руководителя каждого района Харькова будет предлагаться мэром, но утверждаться на сессии горсовета.

- Как обстоит ситуация в других регионах Украины? Известны ли Вам города, в которых районных советов уже нет?

- Конечно. Это Львов, Запорожье, Одесса.

- Как давно там были приняты решения о ликвидации райсоветов?

- В 2004-2006 гг. Но я был в Запорожье, разговаривал с людьми, которые знают эту тему не понаслышке, и там уже ходят слухи о том, что городская представительская и исполнительная власть не справляется с тем объемом информации, которая стекается в одно место. И власть уже думает о том, чтобы вернуть органы местного самоуправления в районах - может быть, не в том виде, в котором они существовали раньше, а в немного упрощенном. Это связано с тем, что количество обращений, жалоб, просьб, подаваемых в райисполком, достаточно велико. Жителю все равно куда обращаться - в исполком, совет или к депутату. Жителю нужно, чтобы на территории района была управленческая структура, которая решает проблемы и имеет на это полномочия.

- В городах Луганске и Мариуполе решения о ликвидации райсоветов принимались очень сложно: они были оспорены в судах, и райсоветам были возвращены полномочия...

- В этих городах решения о ликвидации райсоветов были чисто политическими: сыграл субъективный фактор и личное желание руководства города.

- Давайте попробуем разобраться, чем же мотивирует горсовет необходимость принять решение о роспуске райсоветов. По словам вице-мэра Александра Кривцова, "райсоветы изжили себя не потому, что в их состав входят плохие депутаты. Просто в нынешних условиях нужно максимально соединить персональную ответственность мэра за положение дел в городе с возможностями влиять на ситуацию. Если райсоветы распределяют деньги по своему усмотрению, не учитывая общегородских проблем, то с чем остается городской голова? Необходима концентрация ресурсов именно на городском уровне, чтобы однотипно их использовать, исходя из общегородских приоритетов. Это можно сделать лишь при условии, что районами управляют администрации, назначенные горсоветом, а руководителем района является человек, напрямую подчиненный мэру, а не избранный райсоветом".

Получается, что райсоветы мешают мэру в выполнении его задач и расстановке приоритетов. Были ли у Вас разногласия с горсоветом в каких-то вопросах?

- Райсоветы не мешают мэру, и разногласий не было. Объективно - да, мы изжили эту тему. Но субъективно, если бы сейчас мы стремились усилить местное самоуправление, то горсовет исполнял бы функции политические, а районный совет решал все вопросы. Все зависит от постановки задачи. Сейчас задача - реформировать и администрировать управление более рационально, поскольку страна не в состоянии держать такой аппарат управления. В любой сложной ситуации чем жестче схема управления, тем она рациональнее и эффективнее. Я хочу подчеркнуть, что районные советы не ликвидируются: они будут работать до 30 марта, а в мае депутаты райсоветов не будут избираться. Однако орган управления останется. Как он будет называться - департаментом или исполкомом Харьковского горсовета в Московском районе, мы решим, когда будет документ, определяющий функции, полномочия, права и обязанности этого органа.

- Скажите, пожалуйста, а позволит ли решение о роспуске районных советов сэкономить средства, как говорит об этом Михаил Добкин?

- Да. В какой-то степени средства будут сэкономлены.

- Во сколько сейчас обходится содержание аппарата районного совета?

- Аппарат районного совета - это исполком. Депутаты райсовета зарплату не получают. Однако согласно законодательству, им выплачивается компенсация транспортных расходов. Депутаты Московского райсовета получают эту компенсацию в размере 100 грн. в месяц, в целом по району получается 90 тыс.грн. в год. Это тоже в какой-то степени экономия. Кроме того, будет сокращаться аппарат: у исполкома райсовета будет меньше функций, но я не думаю, что это существенная экономия.

- Сколько человек сейчас работает в исполкоме райсовета?

- В аппарате исполкома работает 65 человек. Хочу сказать, что депутаты Московского райсовета в этом году отказались от компенсации транспортных расходов и направили эти средства на строительство фонтана в парке Победы.

- Все-таки непонятно, в чем экономия? Депутаты зарплату не получают, 90 тыс.грн. - это небольшая сумма для города. Аппарат исполкома, скорее всего, останется...

- На сегодняшний день на содержание райсовета - транспорт, зарплату, содержание зданий - тратится около 3,5 млн.грн. в год. Это всего 1% районного бюджета. Экономия будет, но какая? Это будет зависеть от того, какие проблемы будут решаться в районе.

- Леонид Станиславович, скажите, городской голова советовался с председателями райсоветов о том, как лучше провести такую реформу?

- Конечно. Он проводил собеседования и лично, и на общем собрании.

- Вопрос о ликвидации райсоветов будет решен 25 ноября на сессии?

- Да, должен быть решен. Сейчас как раз идут общественные слушания по вопросу принятия этого решения.

- Говорят, что активистам некоторых партий, чьи лидеры баллотируются на пост президента Украины, за активную работу обещаны места именно в районных советах. Скажите, ни этим ли продиктовано решение городского совета о роспуске районных советов?

- Я думаю, нет. Я называю такие обещания "морковкой для осла" - чтобы он шел вперед.

- В конечном итоге пользу от любых нововведений должны получить горожане. Как Вы считаете, какую пользу получат харьковчане от упразднения районных советов?

- Горожане получат пользу не от отмены райсоветов. Дело в том, что если мне предложат дальше работать где-то в районе или в городе, я буду иметь все полномочия, которые есть у горисполкома, и уже на месте смогу решать проблемы.

- То есть у Вас будет больше полномочий по распределению средств?

- Конечно. Руководитель района будет утверждаться на сессии горсовета и будет иметь компетенцию, права и функции как у вице-мэра в сфере управления территорией своего района.

- Как Вы отреагируете, если перед выборами в мае городской голова предложит Вам возглавить район?

- Я посчитаю это за честь.

- Вы готовы продолжить работать в Московском районе?

- О себе говорить не буду - пусть меня оценивают жители района, которые в свое время будут говорить, кому они могут доверить власть. Скоро президентские выборы. И от того, кого украинцы изберут президентом, кого изберут в местные органы власти, зависит дальнейшая ситуация. Я буду идти на выборы по спискам Партии регионов, членом которой являюсь. Поэтому выбор людей будет оценкой того, как мы работаем.