Электрички в Белгород и массовая забота о здоровье ТимошенкоНа прошлой неделе Южная железная дорога огорошила информацией о том, что с 1 августа могут быть отменены все электрички на Белгород и обратно. Инициатор этого – российская сторона, точнее – компания "Черноземье", которая курирует эти маршруты от России. Причина – у "Черноземья" нет денег на финансирование пригородных межгосударственных поездов. Если договор между этой российской компанией и Южной железной дорогой таки будет расторгнут, с августа перестанут курсировать 12 пар пригородных поездов – не только до Белгорода, но и до других станций белгородского направления.

Конечно же, вопрос пытаются урегулировать на всех уровнях. Начальник ЮЖД Виктор Остапчук направил обращения с просьбой сохранить приграничные маршруты президенту ОАО "Российские железные дороги" Владимиру Якунину, председателю Харьковской облгосадминистрации Михаилу Добкину, генеральному консулу России в Харькове Сергею Семенову, начальнику Юго-Восточной железной дороги Анатолию Володько. Вице-губернатор Андрей Моченков рассказал, что руководство Харьковской обладминистрации обсудило этот вопрос с коллегами из Белгорода. Белгородская власть обратится в Госдуму с просьбой выделить 15 миллионов рублей на финансирование электричек и надеется на положительное решение российских парламентариев.

Межгосударственное сообщение в приграничных регионах – это не прихоть или что-то желательное, это необходимость. В Харьковской области живет немало выходцев из России, которые осели здесь еще во времена СССР, чаще всего – приехав учиться в наши вузы и оставшись после их окончания в Украине. Многие из них – уроженцы именно Белгорода или Белгородской области, потому что регионы соседствуют. Электрички – это самый традиционный способ "съездить к родственникам". Автобус или маршрутка, конечно, доезжают до пункта назначения гораздо быстрее: добраться до Белгорода автотранспортом с учетом прохождения таможни можно за два – два с половиной часа, электрика же идет четыре часа. Но на автобус не всегда можно взять билет, тем более – перед самым отъездом, а электрички вмещают всех желающих. Да и дешевле они на порядок: билет на автобус до Белгорода стоит 60 гривен, на любой пассажирский поезд этого направления - 75-100 гривен, а на электричку – около 20. Пенсионеры еще и имеют льготы на проезд. Если электрички отменят, то для того чтобы удовлетворить существующий спрос на транспорт в белгородском направлении и не вызвать недовольства населения, надо будет как минимум значительно увеличить парк автобусов, обслуживающих этот маршрут. Как максимум – задуматься о корректировании тарифной политики, но этого, конечно, никто делать не будет.

Есть еще одна категория людей, по которым отмена этих пригородных поездов ударит очень сильно. Именно в электричках на маршруте Харьков-Белгород до сих пор можно встретить "челночников", причем это не единичные случаи, а массовое явление. В больших клетчатых сумках, которые ассоциируются с 90-ми годами, они перевозят все: продукты, одежду, галантерею… И если людей, которые ездят в соседний регион России по личным целям, еще можно пересадить на автотранспорт, то тех, для кого электричка Белгород-Харьков – средство ведения бизнеса, автобус никак не устроит. Во-первых, таких людей слишком много. Во-вторых, таможенное оформление пассажиров электрички и пассажиров автобуса - это две разные вещи: первое проходит гораздо более формально и что самое главное – в электричках багаж почти не осматривается, его не надо ставить на движущуюся ленту и так далее. Конечно, эту ситуацию можно оценивать по-разному. Ясное дело, что этот "бизнес на электричках" не имеет ничего общего с налогообложением и часто откровенно незаконен. Если с отменой электричек он тоже зачахнет – то для государства это вроде как плюс. Но с другой стороны, идеально было бы перевести его на легальные рельсы, но этого не случится, и это минус. Кроме того, что будут делать те сотни людей, которые лишатся заработка? Это тоже большой вопрос.

На прошлой неделе с новостных лент опять не сходили события, связанные с Юлией Тимошенко, которые стараниями их участников уже сложно охарактеризовать каким-либо иным словом, кроме "возня". Причем в последние дни преуспели в этом деле не сторонники и защита экс-премьера, как это было раньше, а ее противники, которые, правда, пытаются отрицать свое участие в очередной эскалации конфликта.

Итак, из прошлонедельных событий по Тимошенко: и Киевский райсуд Харькова, который рассматривает второе дело экс-премьера, и Высший спецсуд, занимающийся кассацией по делу первому, свои заседания перенесли. Причина одинакова: суд хочет получить информацию о состоянии здоровья подсудимой, а заключение медэкспертизы не готово – нескольких недель на это не хватило. Примечательно, что оба суда в принципе могут рассматривать дела без подсудимой, но этого не делают. Налицо попытка затянуть процесс. И если в случае с кассационной жалобой это объяснимо, то откладывание в долгий ящик второго дела как-то не вписывается в общую концепцию ситуации. Возможно, цель такой тактики власти – дождаться решения Европейского суда по правам человека, которое должно быть в начале осени, и в зависимости от его сути и общего тона скорректировать дальнейшие действия.

А пока что эти события как обычно утонули в волне сопровождающих их действий. На прошлой неделе все неожиданно озаботились состоянием здоровья Юлии Владимировны и динамикой ее лечения. Еще недавно общественности всячески пытались навязать мысль, что экс-премьер – симулянтка, но в последние дни ее судьба внезапно взволновала очень многих. Сначала с совместным заявлением выступили лучшие харьковские медики, которые отметили, что лечение "вахтовым методом", которое практикуют специалисты из немецкой клиники "Шарите", не дает результатов, пациентка по-прежнему больна, и это очень тревожно. Кроме того, такой подход в целом дискредитирует отечественную медицину. Потом эти же врачи вызвали лечащего врача экс-премьера Лутца Хармса на консилиум и остались недовольны его проведением. Правда, претензий было больше к адвокату лидера БЮТ Сергею Власенко, чем к Хармсу. Потом представители общественных организаций буквально слово в слово повторили заявление врачей и тоже выразили обеспокоенность здоровьем Тимошенко. Потом какие-то молодые люди начали откровенную травлю доктора Хармса, встречая его с разными плакатами у гостиницы и провожая в аэропорту (говорят, это были представители "Молодых регионов", но лидер организации это отрицает). По мнению этих активистов, Хармс берет деньги за то, чтобы пиарить версию о тяжелой болезни экс-премьера. Потом главврач ЦКБ заявил, что в палате Тимошенко нашли какие-то непринятые таблетки, и все опять заговорили о том, что она на самом деле здорова (хотя еще пару дней назад харьковские врачи были уверены, что вроде как больна). Власенко привычно отбивался, делая эмоциональные заявления и апеллируя к темному прошлому оппонентов…

В целом ситуация оставляет все более стойкое ощущение грязи. Столь спонтанные и единогласные выступления и медиков, и общественников, и "молодежи, которая имеет гражданскую позицию" вызывают сомнения в их искренности. Очевидно, что всеми этими людьми кто-то дирижирует. Вот только выглядит это коллективное проявление заботы уж очень наигранно, а в случае с заявлением медиков – откровенно нехорошо. Да, то, что Тимошенко отказалась от услуг украинских врачей, действительно дискредитирует отечественную медицину. Но говорить об этом надо было сразу и постоянно. А теперь имена выдающихся харьковских специалистов в глазах мировой общественности будут замешаны в политическом скандале и манипуляциях, и что в итоге их больше дикредитирует – неизвестно.

Нападки на Хармса тоже выглядят как следование логике "на войне все средства хороши". Да, всем известно отношение канцлера Германии Ангелы Меркель к процессу над Тимошенко, ситуации в Украине и лично к Виктору Януковичу, а Хармс – из Германии. Да, Тимошенко действительно лечится уже два месяца, но ведь точных сведений о ее состоянии у широкой общественности нет. Но это не главное. Главное – то, что "Шарите" - это не просто "немецкая частная клиника", как пытаются представить украинской общественности. Это крупнейший медицинский комплекс Европы с 300-летней историей. В состав "Шарите" входит около 100 клиник и институтов, там работает 10 тысяч специалистов и ежегодно лечится миллион человек. Такие структуры очень серьезно относятся к своему имиджу и не будут рисковать репутацией ради одного, пусть и VIP-пациента. И доктор Хармс – это часть "Шарите", в данном случае – лицо "Шарите". Скорее всего, он делает все возможное, но – в рамках тех условий, которые поставила ему сама Тимошенко (кровь она по-прежнему не сдает, от инъекций отказывается). И травля доктора – ход совершенно бессмысленный и очень некрасивый. То, как грубо это было сделано, даже наводит на подозрение, что основная цель – выжить Хармса, заставить его отказаться от пациентки. Если это случится, сторонники Тимошенко заговорят о том, что к экс-премьеру приставят отечественных медиков, чтобы убить ее… Как бы бредово это ни звучало, в этих словах можно будет найти определенную логику. И тогда украинская медицина будет дискредитирована еще раз.