Лас-Вегасы на пустырях, общественные работы впечатляющего масштаба и лучший город для жизни

В четверг, 11 июня, Верховная Рада преодолела вето президента на закон "О запрете игорного бизнеса в Украине". За это решение проголосовали целых 390 народных депутатов от всех парламентских фракций. Так что теперь весь игорный бизнес в Украине вновь запрещен. Депутаты и Кабмин разрабатывают проект закона, который будет регулировать эту сферу, но вряд ли его положения спасут тех, кто стоял у руля игорного бизнеса до запрета. Один из авторов законопроекта народный депутат от БЮТ Валерий Писаренко уже рассказал о том, что из себя будет представлять игорный бизнес в том случае, если законопроект пройдет Верховную Раду. Планируется, что в депрессивных районах Украины будут созданы специальные игорные зоны. Видимо, по мысли депутатов, однорукие бандиты должны вывести эти регионы из состояния депрессии. Таких зон в Украине будет не более четырех. А депутат от БЮТ Владимир Бондаренко рассказал, что граждане, которые захотят поиграть, должны будут предъявить документы и доказать, что они раньше не были банкротами и не имеют долгов перед другими людьми.

Нового законопроекта еще никто не видел, но, исходя из комментариев нардепов, понятно, что во многом законопроект об игорном бизнесе будет повторять аналогичный нормативный акт, действующий в России. В 2006 г. там был принят закон о создании четырех игорных зон вне поселений. До 1 июля 2009 г. туда должны быть переведены все игорные заведения, кроме букмекерских контор и тотализаторов. До 1 июля осталось всего ничего, но российские игорные зоны до сих пор не озарились неоновыми вывесками казино. В принципе, это логично, если принять во внимание тот факт, что одна из игорных зон должна быть в Сибири, а еще одна – на Алтае. Как это будет выглядеть в Украине – пока непонятно. Однако уже сейчас ясно, что, во-первых, наш игорный бизнес массово переместится в тень, а во-вторых, казино в специально отведенных игорных зонах могут так и остаться фантазиями украинских политиков и чиновников.

Дело в том, что затраты на создание инфраструктуры в игорных зонах предстоят немалые: нужно будет построить не только здания казино, но и гостиницы, магазины, рестораны,  провести коммуникации, сделать дороги и т.д. А прибыли от таких зон будет примерно столько же, сколько хозяева игорных заведений получали с "точек", устроенных в пластиковых павильонах в центре города. Вряд ли найдутся желающие создавать гигантские инфраструктурные проекты для размещения игровых автоматов.

А что до Лас-Вегаса, который часто упоминают чиновники, наивно полагая, что украинские пустыри можно будет превратить в Мекку игорного бизнеса, то следует помнить, что Лас-Вегас появился в невадской пустыне не по воле чиновников, а благодаря воображению, упорству и склонности к аферам мафиози Багси Сигала. Так что до тех пор, пока в Украине не появится свой Багси Сигал, вряд ли стоит ожидать развития игорных зон.

Кроме преодоления вето президента на запрет игорного бизнеса, на прошлой неделе депутаты Верховной Рады выдали на-гора еще один общественно полезный закон: теперь граждане, уволенные по соглашению сторон, признаются утратившими работу по независящим от них обстоятельствам. А значит, они могут претендовать на пособие по безработице.

По оценкам Минтруда, количество зарегистрированных в 2009 г. в центрах занятости граждан, которые были уволены по соглашению сторон, составляет около 112 тысяч, или почти 40% общего количества зарегистрированных безработных. Проблема уволенных по соглашению сторон могла привести к росту социальной напряженности. Видимо, поэтому депутаты поддержали инициативу правительства, которое внесло соответствующий законопроект на рассмотрение.

И все было бы отлично – правительство и депутаты в едином порыве решили помочь безработным, количество которых неуклонно растет, если бы не одно "но". Дело в том, что проблема уволенных по соглашению сторон имеет свою историю, о которой чиновники и депутаты стыдливо молчат. 13 января вступил в силу один из антикризисных законов, принятых Верховной Радой в конце декабря 2008 г., согласно которому уволенные по соглашению сторон  приравнены к уволенным по собственному желанию, а значит, в течение 90 дней не имеют права получать пособие по безработице. Т.е. фактически депутаты отменили принятое ими же решение. Еще в начале года государство потуже затягивало пояс, стремясь сократить социальные выплаты. Это было понятно. Но зачем депутаты вернули выплаты, ими же отмененные? Неужели кризис в Украине закончился и в бюджете появились деньги на поддержку безработных? Скорее всего, дело в другом. В нашей стране принять закон - это еще не значит его выполнять. Вполне вероятно, обратившиеся за пособиями натолкнутся на извечное "платить должны, но нечем" и уйдут несолоно хлебавши. Но как бы там ни было – забота проявлена.

По-своему помочь безработным решили и в Харькове. 15 июня в нашем городе начнется проведение оплачиваемых общественных работ, которые рассчитаны на три месяца. По словам начальника управления труда и социальной защиты Харьковского горсовета Светланы Горбуновой-Рубан, заявки на участие в таких работах подали 50 чел. В основном это студенты, пенсионеры, инвалиды. Участники общественных работ будут заниматься уборкой зеленых зон, придомовых территорий и нескольких подъездов жилых домов. Оплата труда будет зависеть от объема выполненных работ, минимальная оплата - 3 грн. 55 коп. в час.

Организовать общественные работы для помощи безработным и нуждающимся - идея однозначно правильная, но масштаб ее исполнения свидетельствует о том, что вряд ли усилия городских чиновников будут иметь хотя бы какой-то эффект. 50 человек, занятых в общественных работах, - это капля в море, которая никак не поможет снять социальное напряжение. Кроме того, сам характер этих работ вряд ли поможет коммунальному хозяйству. Очевидно, что если бы чиновники действительно хотели решить проблему трудоустройства безработных, то количество участников общественных работ было бы в сотни раз больше. Этому предшествовала бы рекламная кампания, чтобы о возможности потрудиться узнали самые неимущие слои населения. Работы, на которые привлекались бы участники проекта, тоже, очевидно, отличались бы от уборки подъездов. В конце концов, в городе много действительно серьезных проблем, для решения которых нужны рабочие руки. Это, прежде всего, ремонт дорог и обветшалого коммунального хозяйства. Конечно, на это требуются немалые средства, которых, кажется, нет. По крайней мере, так будет утверждать каждый чиновник.

Но попробуем оценить масштаб общественных работ "по-харьковски" в денежном эквиваленте. Для этого умножим 3,55 грн. в час, которые обещает платить городская власть, на количество рабочих часов и число занятых в общественных работах человек. Получится, что общественные работы обойдутся в сумму, немного превышающую 100 тыс.грн. При этом в горбюджете на зарплату чиновникам управления труда и социальной защиты горсовета заложено 1,4 млн.грн., т.е. чиновники "проедят" в 14 раз больше чем те, кому они призваны помогать. Снова вооружившись калькулятором, можно прикинуть, что на зарплату чиновников управления труда и соцзащиты горсовета можно было бы нанять для выполнения общественных работ более 600 человек, каждый из которых проработал бы три месяца. 600 человек - тоже немного, но при правильном распределении этого трудового ресурса польза для города была бы ощутимой.

Общественные работы в условиях кризиса были впервые организованы в США как один из механизмов преодоления Великой депрессии. Там безработные не убирали зеленые зоны, а были заняты на строительстве дорог, каналов, мостов, общественных зданий, т.е. были задействованы на действительно важных для инфраструктуры объектах. О масштабе общественных работ, которые помогли США пережить Великую депрессию, свидетельствует тот факт, что численность занятых на них достигала 4 млн. чел. Институт общественных работ просуществовал в США до 1939 г., оказавшись настолько действенным механизмом трудоустройства малоимущих слоев населения, что на шесть лет пережил Великую депрессию, закончившуюся в 1933-м.

На прошлой неделе журнал "Фокус", который славится своими рейтингами, обнародовал рейтинг "Лучшие города для жизни". В списке из 55 городов Украины Харьков оказался на 6-м месте, хотя в аналогичном рейтинге 2008 г. был на 50-м. В журнале отметили, что в рейтинге этого года более пристальное внимание обращалось на деловой и финансовый потенциал городов. Если в благополучные времена важным показателем качества жизни считались экологическая безопасность, благоустройство и развитие коммунального хозяйства, то в условиях кризиса для многих людей важнее живые деньги, возможность заработка и экономического выживания, вселяющие уверенность в завтрашнем дне. Оказалось, что Харьков со своими дорогами, транспортными и коммунальными проблемами оказался более пригоден для жизни, чем многие города Украины. Наверное, тот "потенциал" Харькова, о котором так любят говорить чиновники, действительно имеет место.