STATUS NOTICE

Новые старые трамваи и смена кадров у силовиков

Новые старые трамваи и смена кадров у силовиков

В облуправлении Службы безопасности Украины в Харьковской области в "магический" день – 11.11.11 – настали новые времена. Президент Виктор Янукович уволил начальника управления Александра Полковниченко и назначил на эту должность Владимира Вишневского. Последние пять лет СБУ в Харькове руководили, периодически сменяя друг друга, два человека – Александр Полковниченко и Андрей Мухатаев, поэтому очевидно, что новый начальник – это грядущие изменения.

Правда, чего ждать от этого руководителя, пока сказать тяжело. Спецслужбы есть спецслужбы – о Вишневском нет почти никакой информации. Известно только, что раньше он занимал должность начальника управления военной контрразведки Департамента контрразведки СБУ. Как и Полковниченко, Вишневский - генерал-майор. Перевод в Харьков руководителя центрального управления в данном случае не стоит воспринимать как ссылку: наверное, новая должность даже лучше. Во всяком случае, руководить региональным управлением в большой области - это не хуже, чем возглавлять перманентно реформируемую военную контрразведку, перспективы которой сейчас не совсем понятны. В ходе реформ она, в частности, уже потеряла часть подразделений на местах, в том числе в Харькове.

Стоит, наверное, обратить внимание на следующую деталь: в назначении нового руководителя СБУ области прослеживаются некоторые аналогии с недавним назначением начальника облуправления милиции. И харьковской милицией, и СБУ до последнего времени руководили местные кадры – соответственно Михаил Мартынов и Александр Полковниченко, которые здесь родились и провели значительную часть карьеры. Вместо них ставят людей со стороны - Виктора Козицкого и Владимира Вишневского. Из этого несложно сделать вывод об усилении вертикали центральной власти и ослаблении влияния на силовые структуры власти местной.

Однако для губернатора Харьковщины Михаила Добкина не все так плохо: по крайней мере, одного местного генерала, занимающего в области ключевой пост, он, похоже, отстоял. Речь идет о председателе Государственной налоговой администрации в Харьковской области Станиславе Денисюке. В рамках глобальной реорганизации налоговых органов и плановой ротации руководящих кадров "засидевшегося" в Харькове Денисюка хотели перебросить в одну из периферийных областей, а на его место, опять-таки, поставить "варяга". Михаил Добкин публично выступил против таких планов и пообещал сделать все для того, чтобы Денисюк остался в Харькове. Сложно утверждать наверняка, тем более что за это время в Киеве успели поменять главного налоговика, но компетентные источники подтверждают, что Денисюк с большой долей вероятности таки останется.

Любопытным событием прошлой недели также стало "умиротворение" областной властью основных чернобыльских и афганских организаций Харьковщины, организовывавших громкие акции протеста против принятия закона, который ограничивает их льготы. Подробно о том, чего хотели и чего не хотели чернобыльцы и афганцы, можно прочесть в нашем прошлом обзоре. Отметим только, что на фоне общей аполитичности в стране афганцы с чернобыльцами показали, что серьезные акции протеста в Украине все-таки возможны, если затронуты конкретные материальные интересы отдельных групп людей. Вспомним, что штурм дверей Верховной Рады со снесением забора и драками с "Беркутом" так напугал Виктора Януковича, что он даже заявил о закупке в стране оружия для совершения нападений на органы власти, явно намекая на организаторов акций протеста. А харьковчане были в авангарде всех киевских событий, что не могло не волновать власть.

В результате Харьковская облгосадминистрация подписала с Харьковским областным союзом ветеранов Афганистана иХарьковской облорганизацией "Союза Чернобыль Украина"меморандумы о взаимодействии и сотрудничестве.Согласно условиям меморандумов, областная власть взяла на себя обязательства уделять особое внимание материальным проблемам чернобыльцев и афганцев – например, содействовать в вопросах выделения помещений, земельных участков под индивидуальное строительство, предусмотреть дополнительное финансирование на питание и лечение инвалидов, выделять деньги на просветительские мероприятия и т.п. За это льготники обязались решать все спорные вопросы "исключительно путем конструктивного диалога на заседаниях общественного совета при Харьковской облгосадминистрации", то есть не принимать участия в массовых акциях протеста, если они будут в дальнейшем.

Так что одной головной болью у власти стало меньше. Правда, афганцы и чернобыльцы оставили себе возможность для маневра. Как пояснил председатель Харьковской облорганизации Союза ветеранов Афганистана Владимир Рыжков, не все афганцы являются членами союза: существует много других общественных организаций ветеранов Афганистана, которые "вправе самостоятельно принимать решения или предпринимать какие-либо действия".

Возможно также обострение уличного противостояния и благодаря другим игрокам. Отшумевший год назад и закончившийся, по сути, ничем "предпринимательский майдан" решил напомнить о себе. По сообщению председателя Харьковской облорганизации профсоюза предпринимателей Валерия Репина, предприниматели намерены провести 1 декабря всеукраинскую забастовку.Акция вызвана тем, что "через год после "предпринимательского майдана" обещания власти предпринимателям не выполнены". Интересно будет посмотреть, что представляет собой предпринимательское движение год спустя. За это время его руководители (по крайней мере, в Харькове) успели перессориться, кто-то под давлением власти (или наоборот, получив какие-то преференции) отказался от активного участия в движении. То есть для того, чтобы по массовости и накалу повторились прошлогодние события, должно произойти нечто неординарное.

Одной из самых обсуждаемых тем на прошлой неделе стала закупка для Харькова двадцати старых пражских трамваев. 7 ноября харьковский городской голова Геннадий Кернес выдал журналистам новость о том, что партия чешских трамваев прибыла в Харьков и находится сейчас в трамвайном депо, ожидая выхода на маршруты. "Мы закупили 20 трамваев, они уже в депо. Трамваи – бывшие в употреблении, они прошли предпродажную подготовку, но это качественный и современный транспорт", - заявил мэр.

Новые трамваи – это, конечно, хорошо, особенно учитывая плачевное состояние трамвайного парка города. Проехаться сейчас в большинстве харьковских трамваев – развлечение не для слабонервных. В основном, это громыхающие "старики" (значительная их часть – явно отъездившие свое чешские "Татры") с покореженной внутренней обивкой салонов и отпадающей кусками многослойной краской. В салонах –грязно и холодно. На многих маршрутах трамваи ходят без кондукторов, и водители либо открывают на остановках только переднюю дверь, либо, остановив машину в тихом месте, сами идут обилечивать пассажиров, тем самым затягивая и без того небыструю поездку. Машин на многих маршрутах мало, интервалы в движении – большие. Поэтому неудивительно, что основные пассажиры трамваев – льготники.

Упадок харьковского городского трамвая легко проследить по последним 10-20 годам. В 1991 г. в Харькове было 5 трамвайных (4 пассажирских и 1 грузовое) депо, 27 маршрутов. На балансе числилось около 700 машин. Сейчас депо осталось два, трамваев числится в два раза меньше, а одновременно работает около 150 машин. Выходят они на десяток с небольшим маршрутов, половина из которых в вечернее время не работает. Маршруты постепенно сокращаются, улицы с трамвайными рельсами встречаются реже.

Только за последние десять лет демонтировались рельсы по Московскому проспекту от ул.Морозова до Новых домов (дальше, до пр. Тракторостроителей, рельсов нет еще с 1980-х), выведена из эксплуатации линия по ул.Чеботарской (она до сих пор не демонтирована, продолжает ржаветь и разрушаться), в 2005 г. демонтирована трамвайная линия по Харьковской набережной и ул. Шевченко от Московского проспекта до ул.Матюшенко. В позапрошлом году трамвай убрали с Пушкинской, в прошлом и нынешнем – с начала Клочковской, а также с ул.Полевой. И это далеко не полный перечень. А вводили в эксплуатацию трамвайные линии в последний раз больше 20 лет назад, в 1989 г. Причем этот самый новый участок харьковского трамвая – от Клочковской до Котлова по Новому мосту – сейчас не используется: вместо этого трамваи с Южного вокзала на Алексеевку ходят витиеватым маршрутом через Центральный рынок.

Правда, Геннадий Кернес в конце прошлого года заявил, что район от Клочковской в сторону Центрального рынка - это последний участок, где планируется демонтаж трамвайных линий. Однако оставшаяся сеть никак не позволит трамваю играть ключевую роль в городской транспортной системе.

Но все же свою нишу трамвай занимает – важен он, например, для жителей Новоселовки, Новожаново, Залютино, Журавлевки, частично – Салтовки и Алексеевки. Прежде всего, конечно, для пенсионеров и других льготников. Такая специализация делает трамваи априори убыточным видом транспорта. Но возить пенсионеров все равно нужно, и отмахнуться от этого власти не удастся.

Чтобы трамваи не были обузой для городской власти, трамвайные и троллейбусные депо в ходе глобальной реформы городского транспорта, начавшейся в Харькове в прошлом году, отдали частным автобусным перевозчикам. Нынешний директор КП "Салтовское трамвайное депо" Дмитрий Липовой (именно это депо стало обладателем 20 новых трамваев), как и начальники остальных депо электротранспорта, - руководитель одной из фирм – автобусных перевозчиков города. Как именно городская власть заинтересовала "маршруточников" взвалить на себя груз ответственности за наиболее упадочный вид городского транспорта – харьковский трамвай, – тайна за семью печатями. Из видимого – власть не мешает им тихо поднимать стоимость проезда в автобусах и разрешает использовать ввезенный из-за границы автобусный "секонд-хэнд". А они в ответ развивают инфраструктуру (остановки и т. П.), дружно по команде перекрашиваются в зеленый цвет, а теперь еще и решают проблемы электротранспорта. Следствием этих процессов и стал приезд в Харьков двадцати "чехов".

Правда, как оказалось на следующий день, приехали пока только три трамвая, остальные – на подходе. Новичков показали журналистам. Оказалось, что они, мягко говоря, не моложе своих харьковских собратьев-инвалидов. Приехали в Харьков трамваи Т3М, которые мало чем отличаются от хорошо знакомых харьковчанам Т3. По словам директора Департамента транспорта и связи горсовета Сергея Дульфана, это трамваи 1970-х годов выпуска и до последнего времени они ходили по улицам Праги. Деньги на трамваи дали частные автоперевозчики. Стоили машины недорого – по словам Дульфана, около 20 тыс. долл. за штуку, по данным других источников – еще дешевле. Новых трамваев на всю сумму, потраченную на эти чешские, можно взять один – два.

"Эти трамваи в лучшем состоянии, чем наши такого же года выпуска, потому что чехи лучше за ними ухаживали", - заявил С.Дульфан и добавил, что они прослужат не менее 15 лет. Если планы города именно такие – гонять по городу списанные в Чехии сорокалетние трамваи еще полтора десятка лет, – то участь харьковского трамвая как городского вида транспорта незавидна. Как бы бережно не эксплуатировали их чехи, в наших условиях можно не сомневаться, что лет через пять – семь, и это если трамваи действительно в хорошем состоянии, они перестанут чем-либо отличаться от используемых ныне на маршрутах города машин. Впрочем, чтобы понять, насколько действительно хорошей или плохой была покупка, надо дождаться выхода трамваев на маршруты. Говорят, это будет уже скоро.