Дождались-таки наши любители джаза праздника на своей улице. 22 августа на летней площадке «Радмир Экспохолл» (ст. метро «Академика Павлова»), ул. Ак. Павлова, 271, (открытая площадка перед «Радмиром») состоится невероятный концерт в формате open-air. Концерт посвящен открытию следующего джазового сезона KHARKIV ZA JAZZ FEST. Итак, новый сезон KHARKIV ZA JAZZ FEST, откройся!

Ураган джазовых ритмов и вибраций голоса уникальной певицы Мины Агосси испытали на себе в позапрошлом году россияне. Она гастролировала по России в рамках фестиваля «Французская весна». Как встретят певицу украинцы на своей земле, покажет этот концерт, а мы пока заочно познакомим читателей со звездой джазовой музыки.

Мина Агосси воспитывалась в Нигере, Кот-д’Ивуаре, Марокко, Франции – и впитала все музыкальные традиции этих мест. Она свободно поет на французском и английском языках, в ее музыке слышатся ритмы африканских племен. Прежде чем обратиться к джазу, Мина перепробовала множество музыкальных стилей и направлений. Их отголоски до сих пор слышны в ее пронзительной, искушенной, наивной, яростной манере пения. На концертах трио Агосси всегда жарко.

Взрывной темперамент обаятельной Мины отмечают все: и западная пресса, и ценители джаза. Такого быстрого контакта со зрителями удается добиться немногим исполнителям. Ее поведение можно бы назвать кокетством, но, думаю, это не очень уместно по отношению к коллегам. Хотя джаз как раз предполагает распространение утонченных любовных флюидов – вне зависимости от того, направлены они на зал или на самих музыкантов. Все дело в том, что трио (несомненный лидер группы – Мина вместе со своими верными музыкантами, контрабасистом Реми Шоданем и барабанщиком Иширо Оноэ) – живой организм, он должен двигаться в едином ритме.

Помимо этого певица использует в качестве инструмента все свое тело, лучится звуком, который иногда напоминает безобидные напевы французского шансонье, переходящие в самые неожиданные моменты в гортанный, очень мощный звук, чем-то отдаленно напоминающий исполнительскую манеру Бьорк. Именно такая двойная образность, сочетание в себе хрупкого романтизма с неукротимой энергией безраздельно завоевывают сердца поклонников. Максимальная открытость публике и жизненная энергия – вот что характеризует эту артистку.

А теперь краткий общеобразовательный экскурс в историю мирового джаза. Однажды великий джазовый музыкант Майлс Дэвис, беседуя с Эриком Нисенсоном, автором знаменитой книги Ascension, упомянул, что это именно он познакомил другого гиганта джаза, Джона Колтрейна, с творчеством Арама Хачатуряна и в результате армянский композитор оказал огромное влияние на музыку, которую Колтрейн исполнял в 60-е годы. После этого пусть кто-нибудь скажет, что армяне имеют к джазу опосредованное отношение...

Коллектив Katuner тоже приезжает в Украину впервые. Он много раз выступал с сольными программами на концертных площадках и в клубах столицы Армении и уже стал одним из самых востребованных и активных коллективов армянской джаз-сцены.

Группа эта играет только оригинальные композиции и уже имеет собственный, легко узнаваемый саунд. В музыке «Котов» гармонично соединились приемы джаз-рока 70-х, M-BASE 80-х, World Fusion, мелос и ритмика армянской музыки.

И, наконец, тоже впервые в Украине на летней площадке «Радмир Экспохолла» – необычный проект из России Zventa Sventana. Он появился на российской сцене в 2005 году. В последнее время дал крен в сторону world music, вплетая русские народные мотивы в джаз, фанк и диско. Основательницы группы – дипломированная исполнительница фольклора Алена Романова и известная молодая джазовая вокалистка Христина (Тина) Кузнецова – не побоялись выразить свое мнение о том, каким должен быть русский этно-джаз. Впрочем, даже не этно-джаз, а этно-соул-трип-хоп-джаз: так вернее будет.

Имя Тины на слуху в джазовой тусовке, очень многие знают о том, что есть такая «талантливая девочка из Казани», что она играла с Анатолием Герасимовым, Сергеем Старостиным и Владимиром Чекасиным. У нее был дуэт с саксофонистом Александром Довгополым, «Круглый бэнд» другого саксофониста, молодого авангардиста Алексея Круглова; был собственный коллектив. В Тине увидели надежду отечественного джаза, вокалистку, свободно и естественно владеющую стилистикой соул и джаза – впрочем, не скрывающую своей тяги к этнике. Но потом произошло нечто, после чего девушка целиком и полностью, так сказать, извлекла себя из джазовой парадигмы. Этим «вдруг» стало знакомство с Аленой.

– Я пришла на один фестиваль, там пели какие-то женщины, и… вышла Алена, – вспоминает Тина свое первое знакомство с нынешней партнершей. – В платочке, лаптях. Села на стульчик. Я как джазовый человек, как существо практически полярное тому, что происходило, сидела и думала: «Откуда, откуда в ней все это? Откуда в фольклоре вообще это может быть?» Человек настолько свободен, настолько необычаен! Какая-то потрясающая подача, какой-то сумасшедший лад. Мало того, что поет самобытно, да еще и песни какие-то достала совершенно корневые… Божественно! Алена пела a cappella и пребывала в неком коконе: головой водит туда-сюда… улыбка блаженная… Словом, это была «любовь с первого взгляда». Я подошла после концерта, предложила встретиться, говорю: «Хочу узнать о фольклоре все!»

К слову, техника народного пения очень во многом походит на джазовую. По звукоизвлечению, особенностям дыхания, по тому, что и в народном, и в джазовом вокале используются речевые интонации.

Девушки часто ездят в этнографические экспедиции. «Экспедиции – это отдельный разговор, – продолжает Тина. – Когда приезжаешь в деревню, понимаешь сразу: ты вернешься сюда не раз, не два и не десять. Если человек занимается народной песней, он просто обязан ездить в такие места: это как воздух. Ты получаешь не только записанный рабочий материал – новый взгляд на мир. Слушаешь бабушек, смотришь на них и переоцениваешь все. Это не просто слова, это так и есть, правда. Мы можем поехать в деревню на день-два, можем на неделю, можем на месяц. Естественно, имеет огромное значение то, пару ли дней ты там побывал или задержался надолго.

Название нашей группы подсказал мой папа, – рассказывает Тина, – и оно мне очень понравилось. Был такой философ, провидец Даниил Андреев, – думаю, его «Розу Мира» многие читали. Смысл ее сводится к тому, что кроме нашей планеты существует бесконечное количество миров. А Zventa Sventana – это такая духовная сущность в женском обличье, олицетворяющая собой материнское начало, всепоглощающую спасительную светлую силу, не имеющую ничего общего с сексуальностью. Чистая материнская любовь».

Ну что, харьковчане, вы еще сомневаетесь, где проведете пятничный вечер 22 августа?