Новшества в работе такси и "Витина тысяча"На прошлой неделе стало известно, что под эгидой борьбы за безопасность и комфорт харьковчан мэрия взялась за еще одну сферу жизни города, в которой вроде как пора навести хоть какой-то порядок, - рынок услуг такси. В Харькове создана Ассоциация такси, в состав которой вошли пока что 10 служб такси из приблизительно 100 функционирующих в городе. Как рассказала представитель ассоциации Лариса Кравчук, 98% водителей такси работают нелегально. Такие нелегальные службы в погоне за клиентом демпингуют на рынке, но при этом предоставляют некачественную услугу – за техническим состоянием автомобилей и состоянием здоровья водителей никто не следит. Задачи созданной ассоциации – поэтапная легализация рынка такси Харькова, организация юридической службы, которая будет бесплатно консультировать водителей, создание предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, повышение уровня квалификации сотрудников диспетчерских служб и шоферов. Кроме того, директор КП "Харьковпасс" Максим Мусеев отдельно подчеркнул, что для легально работающих такси за средства горбюджета и инвесторов в городе создадут около 100 стоянок. Для таксистов, не входящих в ассоциацию, въезд на них будет закрыт.

Видимо, эта модернизация – один из аспектов начатой властью широкомасштабной транспортной реформы, в рамках которой был скорректирован рынок частных автоперевозок, перекрашен общественный транспорт, обещано строительство крупных автовокзалов, открыты пассажирские терминалы и т.д. Сфера такси, конечно, тоже нуждается в реформировании: сейчас служб даже слишком много, цены у них очень разные, понять, какие службы относятся к вип-классу, а какие – к эконом-классу, непросто, никакого контроля за техническим состоянием автопарка, похоже, нет, машины приезжают разваленные, а иногда и не приезжают вовсе, и так далее.

Однако создание Ассоциации такси Харькова несет некоторые риски. Основной - конечно, для потребителей услуг, для клиентов. Фактически создание ассоциации означает монополизацию рынка, а выражаясь простым и понятным языком – возможность диктования цен. Да, пусть пока в состав ассоциации вошли далеко не все службы такси. Но способность власти, скажем так, убеждать предпринимателей в целесообразности какой-либо инициативы - общеизвестна (достаточно вспомнить, как быстро мэрия договорилась с частными перевозчиками, а остальные просто исчезли с рынка, или как тихо и без шума провайдеры начали ремонтировать подъезды). Поэтому, скорее всего, все службы, которые хотят продолжать работать, войдут в ассоциацию. А значит, на рынке услуг такси будет единая тарифная политика, и не факт, что это будет выгодно потребителю.

Конечно, останутся частники. Но если идея Максима Мусеева с организацией крупных парковок будет реализована, то доход "иванов" значительно упадет. Логично устроить такие стоянки такси у мест массового скопления людей – это, прежде всего, вокзалы, транспортные узлы, крупные торговые и развлекательные центры. Если там действительно будут стоянки ассоциации, то частникам в этих районах быстро не останется места. Под предлогом отсутствия лицензий или каким-нибудь другим их постепенно вытеснят с самых "хлебных" мест, и останется им лишь курсирование по улицам в поисках клиента.

Вступление в крупную ассоциацию, пожалуй, несет некоторые риски и для самих таксистов. Во-первых, совершенно понятно, что выручка таксиста напрямую зависит от района, который он обслуживает. Как добиться того, чтобы дежурить, к примеру, на вечно кипящем Южном вокзале, а не мирно отдыхающей Северной Салтовке, - пока неясно, зато ясно, что этот вопрос – очень благодатная почва для коррупции. Кроме того, настораживают слова о создании предприятий, которые будут заниматься обслуживанием и ремонтом именно автомобилей такси. В итоге вполне может оказаться, что для работы под эгидой ассоциации ремонтироваться и получать какие-то технические бумажки надо именно в конкретном подшефном предприятии, зато услуги этого предприятия стоят несколько дороже, чем обычного СТО.

Однако любое реформирование несет риски, но это никак не означает, что от него стоит отказаться. Представитель ассоциации Лариса Кравчук произнесла заветные слова о модернизации "в рамках подготовки к Евро-2012", то есть первые результаты этой реформы должны стать очевидны уже очень скоро. Хочется надеяться, что потребитель от всего этого хотя бы не проиграет, а реформаторы обратят внимание не только на самые глобальные, но и на более мелкие недостатки в работе харьковского такси – например, в городе появятся машины, оборудованные детскими креслами.

В Украине есть несколько повторяющихся из года в год признаков того, что выборы, парламентские или президентские, - не за горами. Один из них - обещания вернуть населению вклады Сбербанка СССР. Итак, на прошлой неделе Виктор Янукович заявил, что с 1 июня и до конца 2012 года украинцам будут выплачиваться сгоревшие вклады советских времен. По словам президента, свои деньги все еще не вернули шесть миллионов граждан страны, и личную ответственность за улучшение их финансового благосостояния будут нести премьер-министр Николай Азаров, министр социальной политики Сергей Тигипко и руководитель Нацбанка Сергей Арбузов. Многими спикерами сразу же было сказано много слов о "стратегическом планировании социальных реформ", "своевременном повышении социальных стандартов" и вообще гениальности социальных инициатив президента. И только назначенный ответственным Тигипко отметил, что на реализацию гениальных социальных инициатив нужно 16 миллиардов гривен, которых в госбюджете нет. Но Министерство финансов, конечно, работает и всё просчитало, и можно надеяться на введение налога на роскошь и рост поступлений от таможни.

Хоть Янукович и не называл сумму выплаты, положенной каждому гражданину, в интернете эту инициативу тут же окрестили "Витиной тысячей" - по аналогии с "Юлиной тысячей". Напомним, в начале 2008 года по инициативе Юлии Тимошенко, которая тогда занимала пост премьер-министра, в Украине начали возвращать гражданам обесцененные вклады Сбербанка СССР – по тысяче гривен каждому. Первоначально на эти цели было выделено 5 миллиардов 760 миллионов гривен и проведена невероятная пиар-кампания. В итоге деньги вернули где-то шести с половиной миллионам человек из двадцати, а эксперты буквально кричали об инфляции и эмиссии гривны. В 2009 году выплаты компенсаций отложили на неопределенный срок, в 2010-м из-за проблем с бюджетом они тоже не осуществлялись.

Стоит отметить, что в уже далеком 2009 году нынешний премьер-министр, а тогда – просто один из лидеров регионалов Николай Азаров оценивал действия Юлии Тимошенко так: "Я оппонирую не Тимошенко лично, а порочной политике и практике... Давайте будем объективными. У Януковича никогда не было желания делать какие-либо авантюрные заявления. Даже ради предвыборного пиара. И это один из ключевых акцентов кампании. Вы думаете, мы не знали в 2007 году, какие технологические ходы будет использовать Тимошенко? По той же контрактной армии, возврату вкладов... Поверьте, мы могли перехватить инициативу. Но не пошли на это. Не могли врать народу. Вот и вся разница в задачах штаба, кампании, кандидата". Вряд ли с тех пор изменились критерии авантюризма или общая экономическая ситуация. Просто теперь уже Виктор Янукович попал в ситуацию "предвыборного пиара" и вернулся к такой простой, но уже такой несвежей идее с вкладами.

Если рассуждать с чисто теоретической точки зрения, то политически, конечно, на этом можно сыграть. В конце концов, шесть миллионов человек – это больше 15% избирателей. Так что выплаченная тысяча гривен, да еще подкрепленная каким-нибудь слоганом вроде "Тимошенко обещала - Янукович сделал", вполне может дать регионалам такие нужные на фоне обвала рейтинга голоса.

Но со здравой практической точки зрения идея кажется неосуществимой. В госбюджете денег на выплаты нет - он и так дефицитный. Вопрос займов у международных финансовых организаций забуксовал. А после подобной инициативы власти может забуксовать еще сильнее: известно, что одно из условий Международного валютного фонда - именно сокращение социальных расходов. На фоне требования МВФ поднять тарифы ЖКХ для населения и попыток власти снять с себя бремя выплат хоть некоторым льготникам инициатива по выдаче вкладов Сбербанка СССР выглядит уж очень одиозно.

Вряд ли Министерство финансов действительно всё просчитало, как заверяет Тигипко, - тогда бы цифры прозвучали более конкретные, да и источники финансирования – более реальные. Закручивать гайки на таможне, конечно, можно бесконечно, но введение налога на богатство  – это пока что просто перспектива, планы (кстати, еще пару месяцев назад тот же Тигипко деньги от налога на роскошь планировал пустить на погашение дефицита Пенсионного фона). Соответствующий законопроект еще даже не зарегистрирован в парламенте, зато интернет уже пестрит информацией о том, как этот налог можно будет обойти.

Остается один выход: эти деньги просто напечатают, хотя, конечно, правительство и Нацбанк всячески отрицают такую возможность. Это приведет к инфляции и расшатыванию гривны. В итоге "покупательская способность" этой самой 1000 гривен (или сколько подарит каждому гражданину президент?) может значительно упасть, однако пострадают в результате вообще все жители Украины, а не только счастливые обладатели компенсации. Возможен, конечно, вариант, который минимизирует финансовые потери: выплаты начнут не с 1 июня, а приблизительно с 1 сентября, а приостановят сразу после выборов. Быстрым этот процесс все равно не будет – достаточно вспомнить, какая бумажная волокита была еще при аналогичной кампании Тимошенко, - так что получить вожделенную сумму многие не успеют, и экономика сильно не пострадает. Правда, чисто политически это может сыграть против Партии регионов: такую прямолинейную манипуляцию народ раскусит и не простит.

Главная международная новость прошлой недели: в России – новый старый президент. В результате выборов, прошедших 4 марта, Владимир Путин набрал больше 63% голосов избирателей, его ближайший конкурент, лидер коммунистов Геннадий Зюганов – около 17%. Самовыдвиженец Михаил Прохоров, позиционировавшийся как современный оппозиционный кандидат и олицетворение грядущих либеральных перемен, получил поддержку 8% населения, формально оппозиционный, зато неформально веселый Владимир Жириновский – 6%. Таким образом, Россия снова выбрала Путина, причем, вероятно, на 12 лет.

Этих выборов ждали и даже пророчили какие-то неожиданности, а о "катастрофическом падении рейтинга "Единой России", что вроде как должно было вылиться в провал Путина, не знали только совсем аполитичные граждане. О том, что выборы будут сфальсифицированы, тоже заговорили несколько месяцев назад. Сколько процентов голосов можно сфальсифицировать в ходе выборов? Эксперты утверждают, что максимум - порядка 10. Кроме того, Россия – огромная страна, просто гигантская. Любая попытка масштабных фальсификаций утонет в ней в свободном волеизъявлении граждан. Даже если предположить, что Путину таки что-то пририсовали, он все равно победил с огромным отрывом. И основная причина этого и того, что масштабных протестных акций, как и реализации "оранжевого сценария" в России не будет, – вовсе не в админресурсе или жесткости власти. Основная причина в том, что на данном этапе альтернативы Путину в России нет.

Во-первых, нет действительно лидера общественного мнения, в багаже которого были бы не только пламенные речи о том, как всё плохо, но и реальные действия. Путина очень по-разному оценивают сейчас, но в том, что он был полезен России 10-15 лет назад, не сомневается все еще почти никто. Во-вторых, Путин, в том числе благодаря своей жесткости, безапелляционности, уверенности, нежеланию идти на компромиссы, гораздо ближе россиянам ментально, чем разговорчивые либералы. И в-третьих – чисто технологический аспект. Россия настолько велика территориально, что действенная агитация, как и электоральная победа, возможны в ней только при наличии очень мощной и разветвленной партийной структуры. Ни один кандидат не способен лично охватить какой-то весомый процент российских избирателей. А выстраивание такой партийной структуры требует времени, денег и человеческих ресурсов, причем вкладываемых системно, изо дня в день. Ни у одного из конкурентов Владимира Путина не было в активе этого козыря, а "Единая Россия", несмотря на формальное дистанцирование, продолжала за него агитировать. Поэтому – достаточно убедительная победа "лидера нации", однако не такая убедительная, как 8 лет назад или даже 4 года назад у Дмитрия Медведева: за это время власть потеряла почти 10% голосов. И этот задел может стать платформой для системной работы оппозиции.