Евро-2012 в Харькове и чудеса в парламенте Пять лет Украина ждала этого события. Пять лет, с апреля 2007 года, когда исполком УЕФА принял то самое решение, Украина готовилась. Нет, это не пафос: кто-то действительно счастлив, что в его стране или даже его городе проходит такой крупный спортивный праздник, а кому-то слова "в рамках подготовки к Евро-2012" набили такую оскомину, что даже стало интересно, а как же это будет… На прошлой неделе финальная часть чемпионата Европы по футболу 2012 года стартовала.

Харьков входит в число принимающих городов: не сразу, не в 2007 году, но в 2009-м он получил это право. И что бы сейчас ни говорили – получил исключительно благодаря напряженной, кропотливой, системной работе. Разве выбор УЕФА не есть тому подтверждение?

Город потратил на подготовку к Евро около 10 миллиардов гривен. 40% этой суммы – средства государства, 14% - местных бюджетов, 45% - деньги инвесторов: в первую очередь Александра Ярославского, но не только его – еще и "Харьковоблэнерго", которое в преддверии Евро открыло и модернизировало несколько подстанций, и "Укрзалізниці" с ее реформированием системы пассажирских перевозок, и других компаний.

Сделано было многое. Первое, что бросается в глаза, - это аэропорт и стадион. Еще несколько лет назад люди предпочитали улетать из Киева, потому что харьковский аэропорт был советским, абсолютно запущенным аэровокзалом. Сейчас там все в порядке. На стадионе уже прошел матч чемпионата, и нареканий к нему нет. Были построены гостиницы. Быль отремонтированы дороги – не все, конечно, но немало. Были убраны или облагорожены откровенно непрезентабельные или уродующие Харьков места – вроде Конного рынка. Были отремонтированы вокзалы, скверы, парки и набережные. Вообще, клумб стало больше и в целом - чище и светлее. Хотя бы косметический ремонт коснулся многих домов. В больницы купили новое медоборудование. Похоже, впервые пришло понимание, что в Харькове, хоть он и не на море, не в горах и не основан тысячелетия назад, а есть в нем только самая большая площадь в Европе, все равно бывают иностранцы. И надо сделать как минимум так, чтобы им кто-нибудь смог помочь, как максимум – чтобы город показался им дружелюбным. Открыли туристическо-информационные пункты, разработали туристические маршруты, выпустили брошюры и карты на английском. Более цивилизованный вид принял городской транспорт – старых советских троллейбусов уже почти нет, в городе больше новых составов, водители сменили растянутые майки на форменные рубашки, а автобусы одинакового цвета, что бы ни говорили, не так режут глаз, как пестрые разноцветные машины.

Конечно, все эти аспекты подготовки к чемпионату, все эти "мероприятия в рамках подготовки" - иногда очень неоднозначные. Конечно, что-то сделано зря, что-то – недоделано, что-то сделано откровенно плохо. В будущем городу не нужно столько гостиниц, а цены на проживание в них сейчас, во время чемпионата, отпугивают туристов. Парковок на выездах построили слишком много – УЕФА вроде бы выдвинул несколько завышенные требования. Иностранцев, как оказалось, не интересуют экскурсии по области. Милиционеры за пять лет, которые у них были, так и не выучили английский язык. Не говоря уже, например, о водителях общественного транспорта. Новая форма гаишников, сопровождающих автобусы с футбольными командами, вызывает смех. К поездам "Hyundai" - масса вопросов без ответов. Метро на дальней Алексеевке так и не открыли. Больше чем года и 100 миллионов гривен не хватило, чтобы закончить к началу чемпионата ремонт проспекта Гагарина. На палаточный городок, построенный "на всякий случай" на Алексеевке, без слез смотреть нельзя. Центр Харькова в целом напоминает большую стройку. По самым оптимистичным прогнозам, гости чемпионата потратят в городе 30-50 миллионов евро, а на подготовку ушел миллиард…

Еще, конечно же, есть масса претензий, к Харькову напрямую отношения не имеющих, - о бездарной рекламе Украины на европейском телевидении, об элементарных лингвистических ошибках в англоязычных промо-роликах, о некоторой… странности главных талисманов Евро – Славека и Славко и, конечно же, о том, что какой может быть спортивный праздник, если в "застенках режима" томится Юлия Тимошенко… Из всего этого делается вывод, что Украина так и не стала Европой, хотя ей представлялся такой шанс! И виновата в этом политика, и политики, и действующая власть – государственная и местная… И уже начались разговоры о повсеместной коррупции при подготовке к Евро. Конечно же, она имела место быть, в нашей стране она вообще – часть общественных отношений, но переживания на эту тему могут принять такие масштабы, что сотрутся все позитивные впечатления от чемпионата…

В связи с этим хочется спросить – откуда такая уверенность, что Европой действительно "можно стать" за пять лет? Есть какие-то очевидные примеры подобного рывка и становления? Неужели для того, чтобы сделать шаг к цивилизованности, достаточно мощных финансовых вливаний? И ведь Европа – это не только отремонтированные со всех сторон, а не только с фасада, дома и чистые улицы. Это, прежде всего, люди, менталитет, мироощущение… Можно сколько угодно указывать на недостатки власти (и они действительно есть), но до тех пор, пока на зиму на даче за городом нельзя оставить ничего ценного, потому что все равно украдут, немного странно говорить о Европе. И второй вопрос – к тем, кто так любит апеллировать к недоделкам и настолько это тиражирует, что кажется, будто недоделки повсюду. Да, неположенный асфальт, непоставленный забор и разрытая клумба – это, конечно, плохо. Очень плохо и иногда даже стыдно. Но неужели все то, что сделано, - тоже плохо? Сделано в городе, где в сфере благоустройства ничего не делалось десятилетия? Есть гарантия, что если бы не Евро и огромные деньги под Евро, - все было бы хотя бы так, как есть, а не хуже? Ведь чемпионат пройдет, а мелкая и крупная инфраструктура у города останутся.

И еще один момент. Спортивный праздник – это, похоже, все-таки не праздник доделанных или недоделанных объектов. Это праздник настроения. В субботу по Харькову прошли шествием тысячи голландских болельщиков. Они пели. Они смеялись. Они махали руками. Они дудели в свои дудки. Они снимали харьковчан не меньше, чем харьковчане их. Они хотели фотографироваться с милиционерами и девушками. Они привезли с собой детей. Они привезли людей в инвалидных колясках. Они привезли свои оранжевые костюмы, смешные тапки и шапки. Они позировали. Да, в Харькове что-то недоделано, и недокрашено, и наверняка украдено, и все такое прочее… Но несмотря на все это казалось, что они, голландцы, были счастливы. Хочется верить, что так и есть. Хочется, чтобы им понравился наш стадион, и аэропорт, и наши улицы, и наша площадь, и главное – наши люди. Ведь у нас тоже есть люди, которые могут смеяться, хоть и есть какие-то проблемы. И тогда, несмотря на все трудности, вполне может получиться настоящий праздник.

Теперь - несколько слов о двух событиях всеукраинского масштаба. Они были не очень резонансными, но очень показательными: на их примере проявилось сразу несколько политических уродств нашей страны.

На прошлой неделе парламент принял два законопроекта, которые уже, пожалуй, можно окрестить эпохальными. Во втором чтении и как закон был принят законопроект №9127 "О гарантиях государства по выполнению судебных решений", из-за которого еще осенью чернобыльцы и афганцы штурмовали Кабмин. В первом чтении депутаты приняли законопроект "Об основах государственной языковой политики", который буквально пару недель назад спровоцировал очередную драку в Верховной Раде.

Сначала – о законопроекте №9127. Текст этого документа можно условно разбить на две части. Основные его положения действительно касаются исполнения решений судов: погашение каких-либо долгов на основании тех или иных судебных решений должно осуществляться в порядке и в сроки, установленные Кабмином. Однако были в законопроекте еще и переходные положения. Текст этих статей не имел вообще никакого отношения к судебным решениям, зато напрямую затрагивал интересы миллионов украинских льготников. Согласно документу, выплаты и льготы чернобыльцев, афганцев, ветеранов и инвалидов войны, милиционеров, шахтеров, медиков, учителей и других категорий льготников тоже должны осуществляться в порядке, установленном правительством. Грубо говоря, стань документ законом, Кабмин мог бы вручную регулировать всю громоздкую систему льгот в Украине: захотел – что-то кому-то добавил, захотел – урезал, захотел – обнулил. Эта перспектива и вызвала нешуточных размеров протестную волну в обществе.

После осенних акций протеста ситуация заглохла больше чем на полгода. И вот вечером во вторник депутаты неожиданно приняли этот закон, но – без учета норм заключительных и переходных положений. То есть в системе льгот ничего не меняется, хотя на самом деле она требует реформирования (в Украине, по разным данным, от 30% до 40% населения имеют ту или иную льготу, их начисление регламентируется более чем 100 нормативно-правовыми актами, и бюджет элементарно не справляется с такой нагрузкой). Очевидно, что в главном законодательном органе страны в очередной раз было принято исключительно политическое решение. Конечно же, 30-40% льготников – это миллионы избирателей, которым буквально через несколько месяцев представится шанс исполнить свой гражданский долг. Выборы – уже совсем скоро, а потому никакое непопулярное, пусть и нужное, решение, которое может испугать, разозлить, разочаровать электорат или еще хуже – вызвать волну акций протеста и социальную нестабильность, – принято не будет. Хотя справедливости ради стоит отметить, что такое реформирование, как было предложено законопроектом, - это и не реформирование вовсе, а просто попытка уйти от решения проблемы бессистемным ручным регулированием.

При этом со стороны кажется, что власть пошла навстречу сотням протестующих и отказалась от жесткой меры, которую не приемлют люди. Чтобы рассеять это впечатление, достаточно вчитаться в ту часть закона, которая все же была принята. В значительной степени она тоже касается льготников – суды постоянно рассматривают иски о недоначислении или перерасчете какой-то льготы. По закону получается, что в случае положительного решения суда государство гарантирует выплату таких долгов, но – исходя из своих финансовых ресурсов, то есть бюджетных средств. Есть деньги в госбюджете – есть и выплаты, нет денег – нет выплат, и это законно. То есть решение суда, даже если на то, чтобы его добиться ушли годы, вообще перестает быть гарантом получения реальных денег, а все будет зависеть исключительно от бюджетного финансирования. Конечно, это позволит государству сдержать рост своих финансовых обязательств: только по уже принятым решениям судов Украина должна своим гражданам-льготникам больше 10 миллиардов гривен. Желание по крайней мере не наращивать этот бюджетный груз понятно и объяснимо. Но вот это желание рассеять внимание - мол, самое спорное мы не принимаем (коль уж попытка протащить это самое спорное под совершенно другим названием провалилась) – оставляет очень неприятный осадок.

И – законопроект о языках. Напомним, документ предлагает закрепить на законодательном уровне понятие "региональный язык" и предоставлять статус регионального тому или иному языку, если 10% населения какой-либо административной территории являются его носителями. Фактически, в таких регионах вводится двуязычие, потому что многие сферы общественной жизни должны вестись на обоих языках – государственном и региональном. О невыполнимости, несостоятельности и непроработанности этого документа уже сказано очень много. Первая попытка поставить его на голосование закончилась мордобоем в парламенте. Было очевидно явное идеологическое противостояние его сторонников и противников. И вот – первое чтение документ прошел. Внимание, вопрос: означает ли это, что законопроект доработан, он стал лучше, взвешеннее, к нему меньше вопросов? Или, может быть, в главном законодательном органе страны велась дискуссия и сторонники принятия этого решения смогли убедить какое-то количество своих оппонентов в его целесообразности? Нет, и еще раз нет. Регионалы просто предприняли некие исключительно организационные шаги, чтобы протащить закон, а оппозиция разработала план, как этому воспрепятствовать. Шаги провластного большинства – уговорить нескольких внефракционных депутатов проголосовать "за". Нельзя сказать, что подобные методы принятия законов положительно характеризуют нашу Раду, но, в конце концов, практика взаимовыгодных договоренностей распространена повсеместно. А вот план оппозиции и то, что к такому плану вынуждены вообще прибегать, – яркое свидетельство полной деградации и несостоятельности нашего парламента. Он был прост: когда документ поставили бы на голосование, лидер фракции "Батьківщина" Андрей Кожемякин должен был передать Владимиру Литвину заявление с требованием объявить перерыв. В это же время несколько депутатов от оппозиции сымитировали бы блокирование трибуны. Ожидалось, что в ответ на это какие-то парламентарии от большинства тоже двинутся к трибуне. И в это время другие депутаты от оппозиции должны были физически повыдергивать из гнезд карточки для голосования тех депутатов, которые на заседании отсутствуют, но чей голос был бы отдан "за". В итоге Кожемякин почему-то команду о блокировании трибуны не отдал, план провалился, а законопроект был принят за 30 секунд.

Сейчас много говорится о тактическом проигрыше оппозиции в этой ситуации. Да, пожалуй, так и есть. На войне как на войне, играть приходится по навязанным правилам, но играть же надо… В итоге – голосование сорвать не удалось, общественность этот вопрос не взволновал – значит, донести его важность не смогли, агитации и разъяснительной работы не было почти никакой, а реакция на произошедшее как обычно отдавала беспомощностью – мол, в этот раз почему-то проиграли, но вообще обязательно победим. Но то, что способ ведения диалога или противостояния в парламенте – уже почти всегда только силовой, то, что никаких компромиссных решений не принималось уже Бог знает сколько, то, что 20 человек в зале парламента вполне могут дать 260 голосов, то, что даже внутри вроде бы идейно объединенной группы политики не могут договориться между собой, вызывает оторопь и мысли об уродстве нашей политической жизни.