Снос киосков на Центральном рынке, весы на въезде в Харьков и День Победы

Неделя между праздниками традиционно не богата событиями, но даже в эти дни произошли мероприятия, которые нельзя не вспомнить.

С июня прошлого года по инициативе городской власти в Харькове снесли несколько сотен незаконно установленных малых архитектурных форм, в просторечии – киосков. В их число попали и киоски "Tabacco". Владелец этой сети Андрей Белогрищенко связал демонтаж киосков со своим желанием баллотироваться в мэры. Уже тогда эта версия происходящего казалась притянутой за уши, а в четверг, 6 мая, стало окончательно понятно, что политика ни при чем: просто городская власть решила-таки навести порядок с малыми архитектурными формами.

На прошлой неделе демонтировали 15 киосков на Центральном рынке. Хозяева этих сооружений не потрудились оформить нужные документы. Убирать свои киоски самостоятельно они тоже не стали: городская власть взяла эту работу на себя. Никаких протестов на этот раз не случилось, да и поводов протестовать не было: не все хозяева малых архитектурных форм, как Белогрищенко, претендуют на мэрское кресло. Тем более, администрация рынка с пониманием отнеслась к инициативе городской власти. По словам Игоря Овечкина - директора компании, управляющей Центральным рынком, - администрация пытается ликвидировать стихийную торговлю, но убрать малые архитектурные формы самостоятельно не может, так что помощь городской власти и милиции пришлась очень кстати.

Все вроде правильно, и незаконно установленные киоски, конечно, нужно сносить. Только остался вопрос: как они вообще появились, причем прямо под окнами городского управления внутренних дел? И простояли эти малые архитектурные формы не один месяц. Для полноты картины борьбы городской власти с незаконно установленными киосками следовало бы найти ответственных за их появление. Но не хозяев, а тех, кто брал у них деньги за функционирование пластиковых уродцев. Ведь наивно предполагать, что в данном случае обошлось без вездесущей "крыши".

Председатель облгосадминистрации Михаил Добкин, поднявшись по карьерной лестнице, вынужден заниматься тем же, чем занимался, будучи мэром, – дорогами. Правда, уже не городскими, а областными. Для решения проблемы дорог губернатор, не мудрствуя лукаво, предложил способ, которым пытались решить многие проблемы Харькова. Этот способ – создание очередного коммунального предприятия. В четверг, 6 мая, на коллегии облгосадминистрации Добкин назвал работу облотделения "Укравтодора" по содержанию дорог неудовлетворительной и поручил начальнику службы автомобильных дорог в Харьковской области Евгению Зражевцу, зампредседателя Харьковского облсовета Николаю Титову и профильной комиссии облсовета проработать вопрос создания коммунального предприятия, которое будет заниматься ремонтом областных дорог. Это предприятие, по мысли губернатора, должно получить в лизинг дорожную технику. Кроме того, Михаил Добкин заявил о необходимости привлечения для решения проблемы дорог кредитных средств, пообещав со своей стороны искать возможность получения денег из госбюджета.

Еще одна любопытная инициатива областной власти – плата за проезд по городу большегрузных автомобилей: Михаил Добкин заявил, что на въезде в Харьков нужно установить весы и взвешивать большегрузные автомобили, а в случае перегруженности - взимать плату за проезд. Собранные средства будут направлены на ремонт дорог. При этом губернатор сразу очертил проблему, которая возникнет, - деньги могут пройти мимо местного бюджета: по словам Добкина, "главное, чтобы деньги не уходили в Киев и не растворялись там". Чтобы этого не случилось, юристам поручили разработать механизм перечисления собранных средств в местный бюджет.

На первый взгляд – инициатива правильная. Но, скорее всего, оплачивать проезд большегрузных автомобилей будут вовсе не хозяева грузов, а конечные потребители перевозимых товаров. На "большегрузную пошлину" подорожают все товары, доставляемые в город по автодорогам. Учитывая то, что порта в Харькове нет, воздушное сообщение не играет существенной роли в грузоперевозках, а оптовики вряд ли станут возить товары "Газелями", можно предположить, что возрастет в цене почти все, что доставляется в Харьков извне. Так как плата будет браться за вес, существенно подорожает в основном сырье (песок, металл, лес), а не промышленные товары - например, бытовая техника, одежда. Вряд ли это обрадует харьковских строителей и промышленников.

Самое парадоксальное, что не особенно ощутят этого подорожания те, чья хозяйственная деятельность действительно убивает харьковские дороги. Речь идет о крупных оптовиках. Например, рынок "Барабашово" принимает десятки фур на своих оптовых площадках. Очевидно, реализуя инициативу городской власти, необходимо не только взимать плату за вес, но и дифференцировать ее в зависимости от груза: с машины, везущей металл для промышленного предприятия, брать денег меньше, чем с фуры аналогичного тоннажа, везущей на рынок китайский ширпотреб. Эту дифференциацию нужно ввести хотя бы потому, что стоимость килограмма металла гораздо ниже стоимости килограмма готовой продукции. Но для проверки накладных (не говоря уже о досмотре автомобилей) и дифференциации оплаты необходимы соответствующие полномочия, которые областной власти получить будет очень сложно.

Есть еще одна проблема в реализации этого проекта, причем эта проблема хоронила не одно полезное начинание. Речь идет о коррупции. Можно с большой долей вероятности предположить, чем закончится идея взимания платы за въезд в город большегрузных автомобилей: сформируется "параллельная" система оплаты, и деньги будут проходить мимо областного бюджета, оседая в карманах тех, кто работает на пунктах взвешивания. Так что Михаил Добкин зря переживает о том, что деньги растворятся в Киеве, – растворятся они гораздо раньше. Основание так думать дает деятельность еще одного "околотранспортного" коммунального предприятия - "Муниципальная парковка". Его сотрудники берут плату, в разы превышающую официальный тариф, естественно, не утруждая себя выдачей квитанций. Уже не один год миллионные суммы проходят мимо городского бюджета, и проблема эта, кажется, далека от разрешения.

На Мемориале Славы в Лесопарке к 65-й годовщине Победы над гитлеровской Германией городские коммунальщики завершили первый этап капитальных работ. На мемориале отреставрировали все барельефы, заменили гранитные плиты центральной аллеи, привели в порядок стоящие вдоль нее скульптурные композиции, покрасили все надписи, отшлифовали и покрыли лаком крест, установили скамейки и урны, отреставрировали комплекс "Родина-мать". Кроме того, на клумбах мемориального комплекса высажены цветы в виде георгиевских ленточек, пятиконечной звезды - символа Вооруженных сил, а также надписей  "9 Мая" и "С Днем Победы".

Празднование Дня Победы прошло на высоком идейно-художественном уровне: были и возложения цветов, и парад, и "фронтовая каша"… Конечно, не обошлось без накладок. Например, из-за недомогания на параде не смогла выступить Эдита Пьеха, которая должна была исполнить фронтовые песни. Салют начался на полчаса позже заявленного времени, и его первые залпы совпали с первыми каплями дождя. А пятиконечная звезда, которую на здании облгосадминистрации очертили лазеры, во время праздничного концерта почему-то оказалась… перевернутой. Но как бы там ни было – праздник состоялся.

Автор присоединяется к поздравлениям ИА "STATUS QUO" и желает ветеранам Великой Отечественной войны здоровья и оптимизма.