Сокращения от Януковича, ремонт градусника и суд над КернесомНа прошлой неделе президент Украины продолжил сокращать государственный аппарат. На этот раз изменения коснулись президентской администрации: своим указом Виктор Янукович сократил ее до 514 штатных единиц. Кроме того, теперь в администрации будет один первый заместитель и два заместителя главы вместо работавших раньше двух первых заместителей и еще шести просто заместителей. В тот же день стало известно, кто из чиновников лишился кресел: не повезло Анне Герман, Елене Лукаш, Андрею Портнову, Марине Ставнийчук, Андрею Гончаруку и Юрию Ладному. Все они были назначены советниками президента и возглавили управления в его администрации, а Лукаш стала представителем Януковича в Конституционном суде. Так что оснований жаловаться ни у кого нет. Даже Анна Герман, которая год назад не скрывала своего разочарования тем, что была назначена лишь замом главы Администрации президента, а теперь оказалась отодвинута еще дальше от главного тела страны, как обычно излучала оптимизм. В эфире "5 канала" она заявила, что президент "формирует новую команду", и добавила: "Мы формируем команду", - как будто подчеркивая, что ничего фатального не произошло и она по-прежнему находится в числе небожителей, определяющих политику страны.

Совет национальной безопасности и обороны тоже попал под нож: Янукович сократил количество сотрудников аппарата СНБО на 57% - до 90 человек, число первых заместителей секретаря СНБО было сокращено с трех до одного, заместителей - с пяти до двух. Удержится ли на своей должности харьковчанин Стапан Гавриш, пока неясно. Но то, что кресло под ним зашаталось, – очевидно. Причем, скорее всего, он сам это понимает. Иначе как объяснить тот факт, что человек, который последние несколько лет не был публичной фигурой, через два дня после указа президента о реформировании СНБО опубликовал на "Украинской правде" довольно пространную статью, цель у которой, похоже, только одна – напомнить о своем существовании.

Реформирование, затеянное президентом, вряд ли можно назвать "формированием новой команды", как это пытается представить Анна Герман. Никакой новой команды в ближайшее время у Януковича не будет. Хотя бы потому, что новым лицам взяться просто неоткуда, да и кланы, прочно удерживающие власть в стране, появления "новых команд" не допустят. Просто пришло время перетрясти кадры с целью оптимизации. Некоторые люди год назад получили свои должности в качестве приза за оказанную Януковичу помощь, прежде всего - на выборах, а теперь возникла необходимость назначить этих людей на должности попроще, но на которых они принесут больше пользы. Пожалуй, самый показательный пример – экс-БЮТовец Андрей Портнов: высококлассный юрист, он наверняка будет полезнее во главе управления по вопросам судоустройства Администрации президента с его конкретной работой, чем в должности одного из замов главы администрации. В общем-то аналогичная ситуация с Еленой Лукаш, которая, очевидно, принесет больше пользы, представляя президента в Конституционном суде. В понижении Анны Герман тоже есть смысл: ее деятельная натура и неуемные амбиции слишком раздражали партийцев и других членов команды президента, и потому ее понижение – правильный шаг, отчасти снимающий напряжение в окружении главы государства. Так что реформирование аппарата президента имеет свою логику.

Если посмотреть на ситуацию, не обращая внимания на личности, то сокращение президентского аппарата – это еще и положительный сигнал общественности, которая всегда позитивно воспринимает любые чиновничьи увольнения, наивно полагая, что чем меньше чиновников "сидит на шее", тем лучше. Кроме того, сокращение численности аппарата почти всегда приводит к оптимизации управления, ускорению и упрощению принятия решений. А это, учитывая темп реформ, взятый президентом, – немаловажно.

В тот день, когда появилась информация о реформировании Администрации президента, ее руководитель Сергей Левочкин заявил, что в ближайшее время сократят и структуры областных государственных администраций. "Такое сокращение произойдет, как это принято сейчас называть, в рамках второго этапа административной реформы, и она запланирована президентом на второй и третий кварталы 2011 года", - сказал Левочкин. Кроме того, он отметил, что в рамках админреформы будет ограничено количество заместителей председателей облгосадминистраций: каждый губернатор сможет иметь не больше одного первого зама и двух замов.

Еще в конце февраля Михаил Добкин говорил о том же. Правда, при этом он заявил, что члены рабочей группы по админреформе предлагают оставить в Харьковской области четверых, а не троих вице-губернаторов: четвертый заместитель будет заниматься вопросами подготовки к Евро-2012.

Как бы там ни было, после заявления Левочкина стало окончательно понятно, что реформы областной администрации не миновать, и произойти это должно уже к осени. Однако, скорее всего, местные чиновники пойдут по той же схеме, что их коллеги из Администрации президента: сокращенные заместители губернатора просто возглавят профильные управления. Так что особых потрясений от админреформы на местном уровне ожидать не стоит.

Сессия Харьковского горсовета, состоявшаяся в среду, опять приняла несколько судьбоносных решений, главное из которых, пожалуй, привлечение кредитов коммунальными предприятиями "Горэлектротранс" и "Жилкомсервис". Мэр Харькова Геннадий Кернес так и не объяснил журналистам, на какие конкретно цели будут расходоваться эти деньги и под залог какого имущества они будут браться. Хотя эти вопросы - самые интересные: любой банк - это не благотворительная организация и вряд ли станет работать себе в убыток, рискуя выдать кредит, не обеспеченный достойным залогом. Тем более, речь идет о весьма крупных суммах – 70 миллионов гривен для "Горэлектротранса" и 25 миллионов – для "Жилкомсервиса". При этом оба эти предприятия убыточные. Остается надеяться, что мэр знает что делает. На коллективный разум горсовета в этом вопросе, кажется, рассчитывать не приходится. Во всяком случае, по словам депутата от фракции "Батьківщина" Игоря Поддубного, вопрос о кредитах рассматривался в комиссиях в каком-то ином ключе, но, тем не менее, был проголосован положительно.

Еще одно решение сессии горсовета, заслуживающее внимания, – выделение денег на ремонт своеобразного неформального памятника Харькова - градусника на Бурсацком спуске. Не было бы в этом ничего удивительного, если бы не заложенная на ремонт сумма – 780 тысяч гривен. Судя по этой цифре и по истории с метрополитеновскими скамейками, можно ожидать, что градусник будет сделан из каких-то ценных пород дерева, выложен кристаллами Сваровски или засияет сусальным золотом. Как бы там ни было, будет странно, если градусник после выделения на реконструкцию таких средств не станет одним из чудес Харькова, а то и Украины.

Харьковские общественники, собирающие малочисленные пикеты, зато вовсю выступающие в оппозиционных СМИ, похоже, уже не знают, что делать с властью, которая реагирует на их деятельность, как слон из известной басни. На прошлой неделе они вознамерились власть судить. В четверг стало известно, что общественные организации Харькова собираются провести общественный суд над харьковским городским головой Геннадием Кернесом, директором Департамента транспорта и связи горсовета Сергеем Дульфаном и генеральным директором КП "Горэлектротранс" Сергеем Почепецким. Спикером мероприятия стал руководитель общественной организации "Прорвемся!" Андрей Ильгов, который заявил, что на рассмотрение суда будет вынесено дело "Громада против развала транспортной системы города Харькова", в частности, речь пойдет об уничтожении трамвайных и троллейбусных маршрутов, демонтаже рельсов и критическом финансовом состоянии "Горэлектротранса". По словам Ильгова, суд назначен на 12 апреля.

Кроме того, Ильгов заявил: "Если вышеперечисленные лица виновны, юридический департамент общественного суда подведет приговор под Уголовный кодекс и отправит его в Генеральную прокуратуру, а также в прокуратуры Харьковской области и города". Сама формулировка "подведет под Уголовный кодекс" свидетельствует об уровне компетентности будущего "суда". Да и вообще, пока непонятно, будут ли среди участников акции люди, которые могут более-менее профессионально не то чтобы судить, а хотя бы рассуждать об эффективности принимаемых властью решений. В общем, вопрос "А судьи кто?" остается открытым.