Кандидат в депутаты Федор Вениславский: В парламенте я не буду примыкать ни к власти, ни к оппозицииБеседа с кандидатом в народные депутаты, доцентом кафедры конституционного права юридической академии Федором Вениславским в студии "Status Quo" production" состоялась после записи видеоблога, поздно вечером. День кандидата был занят встречами с избирателями. Очевидно, поэтому другого времени для общения с прессой не нашлось. Два помощника покинули Вениславского сразу после записи по причине позднего времени и заметной усталости. Сам кандидат при этом выглядел бодро и явно не нуждался в услугах помощников. Простая, но грамотная речь выдавала в нем профессионального лектора, а четкие формулировки – человека, который знает, чего хочет и как этого добиться.

- Как появилась идея баллотироваться в народные депутаты?

- Я в народные депутаты иду не в первый раз, а в третий. Причем впервые я баллотировался в 2002 году на Западной Украине, в 23-м избирательном округе. На сайте ЦИК есть информация о том, что я набрал 39 тысяч голосов. На самом деле это огромная цифра, потому что 80% народных депутатов с 2002-го по 2008-й год набирали от 15 до 30 тысяч. Там же, на сайте Центризбиркома, можно найти информацию о том, что на 23-м округе мажоритарных бюллетеней было испорчено восемь тысяч, а партийных - всего четыре. Очевидно, что целенаправленно портились мажоритарные бюллетени. Кроме того, в 2002 году ко мне обращались многие люди, которые каялись в том, что мои бюллетени клались в стопку к моему конкуренту. Была задействована примитивная, но эффективная технология.

- Кто тогда был вашим конкурентом?

- Самый богатый человек Западной Украины Игорь Еремеев - собственник НПК "Галичина", сети заправок "WOG", Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода... Может быть, об этом не стоит писать, но мне приятно, что благодаря мне он потратил на свою кампанию раза в три больше, чем планировал. Так что несмотря на то, что я не победил, мое участие в тех выборах принесло определенную пользу избирателям.

- Почему вы снова пытаетесь попасть в парламент?

- Депутатство не является для меня самоцелью. У меня есть опыт и знания, которые могут быть использованы в Верховной Раде Украины. Я лично участвовал в подготовке многих законопроектов, подготовил несколько десятков заключений по делам, которые рассматривал Конституционный Суд Украины. Кроме того, я могу противостоять любому давлению и отстаивать свою точку зрения. Думаю, в интернете достаточно информации обо мне, подтверждающей, что на самом деле я – человек, не подконтрольный никаким силам, и заставить меня что-то сделать против воли невозможно.

- Вы - городской житель. Почему выбрали именно сельский округ?

- Причина проста: моя избирательная кампания построена на прямом контакте с людьми. В селе приезд кандидата - значимое событие. Тем более, в селе отдаленном, где плохие дороги, иногда нет даже магазинов, транспорт не ходит… Там люди охотно приходят на встречи и начинают общаться.

Конечно, они идут с целью что-то получить. Друзья, которые помогают мне в селах, рассказывают, что люди, собираясь на встречу с кандидатом, говорят: "Может, хоть гречку дадут". Но после того как я с ними пообщаюсь 30-40 минут, я вижу другое выражение в глазах. Люди правильно оценивают происходящее. Они понимают, что те, кто их покупает, идут во власть с одной целью – "отбить" деньги, добиться больших преференций для своего бизнеса, а не заботиться о своих избирателях.

- А почему именно этот округ – Змиевской, Харьковский районы?

- На самом деле все очень просто. Мои друзья, зная мою позицию и возможности, еще в сентябре прошлого года убедили меня в том, что я должен избираться в Змиевском и Харьковском районах, потому что многие из них именно оттуда и хорошо осведомлены о проблемах этой территории. Тогда еще не было закона о выборах, но уже было понятно, что выборы по одномандатным мажоритарным округам будут. Не было тогда и границ округов, но было очевидно, что избирательный округ будет примерно в границах Змиевского и Харьковского районов. Я даже не знал, кто станет моими конкурентами, но, послушав друзей, понял, что это действительно тот округ, в котором у меня будет возможность напрямую общаться с людьми. А встретившись за последние два месяца с избирателями этих двух районов больше четырехсот раз, я убедился в правильности принятого решения.

- Почему именно самовыдвижение?

- Моя позиция по поводу самовыдвижения - принципиальная. Ни от какой политической партии я выдвигаться не хотел. А предложения были. После того как люди поняли, что я начал активную подготовку к избирательной кампании, ко мне подходили лидеры областных организаций политических партий и предлагали: "Давай мы тебя выдвинем, ты будешь в нашей команде". Я отвечал отказом, потому что считаю - партий в Украине нет: есть клубы по финансовым интересам. А у меня никогда не было желания быть зависимым от закрытого клуба по решению конкретных вопросов конкретных людей.

- Что это были за партии и что вам обещали их представители?

- Это были не регионалы. О других я не буду говорить. Обещали, что партийная структура на местах сможет эффективно организовать избирательную кампанию. Были даже варианты с оказанием материальной помощи, но я свою кампанию финансирую абсолютно самостоятельно. Она у меня очень скромная. Я читаю в интернете о суммах, которые некоторые кандидаты тратят или планируют потратить на свою кампанию, и, знаете, у меня кроме сарказма это ничего не вызывает.

- Если не секрет, во сколько обходится кампания без учета "подарков" избирателям? Сколько стоит кампания, если играть по-честному?

- Если без подарков, то, по моим подсчетам, кампания может обойтись в сто тысяч гривен. У тех кандидатов, которые идут на подкуп избирателей, суммы другого порядка, потому что львиная доля расходов приходится на детские площадки, компьютеры, школы, окна, двери, крыши и так далее.

- По данным ЦИК, вы задекларировали 101 тысячу гривен дохода за прошлый год. Избирательная кампания, даже самая скромная, стоит гораздо дороже…

- Я трачу на кампанию только свои средства. 100 тысяч дохода в прошлом году - это официальная заработная плата доцента юридической академии со всеми доплатами. Но до 2010 года я оказывал юридические услуги крупным предприятиям. У меня были контракты с Мировым банком, Министерством юстиции Канады, Министерством юстиции Украины, Никопольским заводом ферросплавов, Северодонецким научно-производственным объединением "Импульс"… Эти предприятия платили мне достаточно, и часть заработанных денег я расходую на свою избирательную кампанию.

- Судя по отзывам на студенческих сайтах, вы очень популярный в кругу студентов преподаватель. Даже признаний в любви от студенток я при беглом просмотре насчитал больше десятка. Ваши студенты помогают вам в избирательной кампании?

- Студенты не работают у меня волонтерами. Хотя предложений очень много: на моем сайте и бывшие, и нынешние студенты предлагают свои услуги, говорят, что готовы поработать наблюдателями, агитаторами. Но я их к этой деятельности не привлекаю. У меня сын - студент третьего курса нашей юридической академии. Он и его друзья по мере сил помогают, но это всего 6-7 человек. Других студентов я к своей кампании не привлекаю.

- Почему? Тем более, если студенты искренне готовы помочь?

- Заставлять молодых людей, живущих в городе, ехать в районы за 50-60 километров - некорректно. Это во-первых. А во-вторых, было бы неправильно утверждать, что городской студент эффективно сработает в селе. Я считаю, что помощниками-агитаторами должны быть люди, живущие там же, где мои избиратели. Это наиболее эффективно. Я нашел авторитетных людей почти в каждом селе. И они оказывают мне очень хорошую помощь.

- Это и есть ваша команда?

- Да. В каждом селе у меня есть несколько человек, в городах это несколько десятков человек. Это люди, которые помогают доносить мою позицию до избирателей.

- Вы уже провели более 400 встреч с избирателями. Какие вопросы волнуют людей?

- Конечно, местные проблемы. 90% людей просят сделать в селе дорогу, обеспечить уличное освещение, решить вопрос с качеством питьевой воды, вывозом мусора. Там, где нет газа, просят помочь с газификацией. Там, где в многоэтажках не функционирует канализация, - решить вопрос с канализацией. Это самые распространенные просьбы. Причем эти проблемы носят системный характер во всем государстве. Я объясняю избирателям, что обещание решить эти проблемы все и сразу будет очередным обманом.

- Что для вас было неожиданностью? Что удивило?

- Что меня действительно удивило, так это то, что власть целенаправленно сокращает в селах фельдшерско-акушерские пункты. За первой медицинской помощью людям нужно ехать за 10, 15, а то и 30 километров. Как может бабушка с палочками или на костылях поехать за медицинской помощью? Я считаю, это преступление против своего народа.

Еще меня поразило то, чего просят старики в селах. Они говорят: "Вы вот это пообещайте, и мы за вас проголосуем всей улицей, всем поселком... Пообещайте, что нас после смерти не повезут в морг". Я спрашиваю, в чем проблема? Они рассказывают, что для того, чтобы забрать тело из морга, надо заплатить тысячу гривен, две или больше. Для многих семей это неподъемные суммы. Зачем везти умершего в 100 лет человека в морг выяснять причину смерти? Это доказывает абсурдность нашего законодательства.

А буквально позавчера у меня была встреча в селе Кукуливка Змиевского района. Там несколько десятков дворов, но нет магазина. Они за хлебом ездят за пять километров. Местная власть о них просто забыла. И таких примеров в избирательном округе много.

- По поводу вашей программы. Ее центральный пункт – ответственность и подотчетность власти. Как этого добиться? Менять законы? Конституцию?

- Действительно, действующая Конституция не предусматривает возможности отзыва народного депутата избирателями. Поэтому работа высшего законодательного органа страны такая некачественная. Чтобы обеспечить отзыв депутатов избирателями, необходимо, как вы правильно сказали, менять Конституцию. Есть еще механизмы, которые можно задействовать, чтобы власть была подотчетна своим избирателям, причем не только власть законодательная, но и, например, судьи, прокуроры… Они тоже должны быть подотчетны людям.

Например, если граждане определенного населенного пункта собрали определенное количество подписей, то должен подниматься вопрос о досрочном прекращении полномочий того или иного должностного лица. Для народных депутатов это невозможно сделать без изменения Конституции. Кроме того, нужно принять законы, которые позволят на местном уровне проводить референдумы. Эти референдумы должны иметь юридический вес.

Есть такой парадокс законодательства, который я, став народным депутатом, обязательно буду менять. Чтобы территориальная громада села, поселка, города отозвала своего сельского, поселкового, городского голову, она должна провести местный референдум. Для этого необходимо провести собрание, на котором создать инициативную группу. Но чтобы эта инициативная группа начала собирать подписи за досрочное прекращение полномочий головы, ее должен зарегистрировать сам голова. В истории Украины только один раз в Киевской области был прецедент, когда голова зарегистрировал такую инициативную группу. Он был уверен, что его не отзовут, а его отозвали. Все остальные просто не регистрируют. Это та архаичность закона, которую нужно менять, и делать закон эффективным.

- Вы ощущаете давление со стороны власти?

- Людям, которые мне помогают, угрожают, причем большинству. Уже дошло до того, что школьную уборщицу обвинили в том, что она помогает Вениславскому, и сказали: "Если ты будешь ему помогать, больше в школе уборщицей работать не будешь". Я считаю, что это стыдно для действующей власти. Кроме того, идут четкие указания не давать встречаться с людьми, не предоставлять помещений, отказывать под любым предлогом в предоставлении залов домов культуры, клубов. При этом работники местных органов самоуправления открыто агитируют за кандидата от действующей власти, хотя они по закону обязаны быть нейтральными. Так что административный ресурс я наблюдаю в действии каждый день. И он используется очень открыто и цинично. 

- Последний вопрос. Вы мажоритарий-самовыдвиженец. Предположим, в Верховной Раде к вам подойдет некто и скажет: "У нас есть власть и возможность помочь избирателям вашего округа решить конкретные проблемы. В обмен на это войдите в нашу фракцию". Вы пойдете на такую сделку?

- Вопрос сложный. На одной чаше весов - политический выбор и совесть, на другой - конкретные проблемы людей в округе… Но я как специалист уверен, что такой ситуации не возникнет. В этой Верховной Раде сложится очень мощная группа людей, которые будут независимыми. Более того, я могу спрогнозировать, что даже те, кого изберут по партийным спискам, будут выходить из фракций и примыкать к группам народных депутатов. Тем более, нынешняя Конституция и закон "О статусе народного депутата" позволяют народному депутату стать как членом депутатской фракции, так и членом депутатской группы. Объединения народных депутатов по непартийному признаку будут мощной силой. Так что я не могу сказать, что я ни к кому не примкну. Я буду объединяться с теми людьми, которые не принадлежат ни к одной из политических сил.

С другой стороны, я человек прагматичный и готов голосовать за любые рациональные предложения, от каких бы политических сил они ни поступали. Если партия власти предложит закон, который будет соответствовать моему видению развития государства и  пойдет на благо людям, я за него проголосую. Также я проголосую за такой закон, если его предложит оппозиция. Но я не буду примыкать в парламенте ни к власти, ни к оппозиции. Я открыто говорю об этом избирателям, и им это импонирует. Люди понимают, что политическая поляризация не рациональна.