Что ждет интернет-магазины? Новый закон о торговле может поменять правила игрыВ последние годы рынок электронной коммерции в Украине уверенно растет. Не смотря на экономические кризисы и спады, периоды политической нестабильности, ситуацию с налоговым кодексом и отсутствие профильных законов. И каждый год - стабильные 50-60% роста. Этот рост обеспечивается естественными процессами: предприниматели открывают интернет-магазины в еще незаполненных нишах, потребители привыкают к покупкам через сеть. Несложно также и отследить репутацию продавца или товара: форумы и отзывы в помощь. Было бы время и желание искать, анализировать и принимать продуманное решение.

В общем, ситуация выглядит очень симпатично. Нужно ли здесь что-то регулировать? Логика законодателя понятна: во-первых, нужно контролировать поступление налогов от участников этого рынка; во-вторых, необходимо демонстрировать заботу о потребителе. Проект закона "О внутренней торговле" посвящен не только интернет-магазинам. Так называемая "дистанционная торговля" описана только в одной статье, но она вносит заметные изменения в правила, по которым сейчас работают коммерсанты в сети. Законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде, а представители бизнеса продолжают его обсуждать и критиковать.

Президент Украинской торговой ассоциации Игорь Баленко в конце минувшей недели заявил, что этот закон приведет к подорожанию товаров широкого потребления и к закрытию небольших магазинов. Поэтому ассоциация предлагает Кабинету министров сесть вместе и заново пройтись по всем пунктам закона. Глава Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоске несколькими днями ранее выступил с таким же заявлением в своем блоге на сайте газеты "Дело". Он был более сдержан в оценках, чем его украинский коллега, но все-таки упомянул, что разработчики закона не провели ни одного публичного обсуждения проекта с представителями делового сообщества. Между тем, компании-члены Американской торговой палаты после предварительного анализа выделили ряд пунктов, которые вызывают у них опасения. В этом перечне есть и восьмая статья законопроекта - "Особенности организации дистанционной торговли", касающаяся интернет-магазинов.

Главное новшество: интернет-магазины в случае принятия законопроекта будут обязаны иметь офис. Работа над законопроектом "О внутренней торговле" длится уже три года, первые наработки появились в Минэкономразвития еще в 2008 г., за это время редакции менялись несколько раз. В первом проекте, датированном июнем 2010 г., кроме офиса у интернет-магазинов была также обязанность иметь склад. Вокруг этих двух пунктов и возникла дискуссия, которая длится до сих пор.

В декабре прошлого года в Госкомпредпринимательства журналистам сообщили, что обе эти нормы исключили.Об этом заявил прессе зампредседателя Госкомпредпринимательства Орест Сохар: "Мы прислушались к представителям бизнеса и решили убрать данную норму из законопроекта, чтобы стимулировать развитие дистанционной торговли, но при этом рынок предложил создать реестр интернет-магазинов, способствовать прозрачности данного рынка".

Но уже в феврале 2011 г. на рассмотрение Совета предпринимателей при Кабинете министров был вынесен другой текст проекта, в котором офис остался, а склад - нет. Если бы законопроект приняли в прежнем виде, части интернет-предпринимателей пришлось бы для соблюдения формальностей арендовать склад, который им совершенно не нужен.

Крупные интернет-магазины с большими оборотами вряд ли заметили бы перемены, офисы у них и так давно есть, у некоторых - даже оффлайновые точки, в которых продается практически тот же ассортимент, что и на сайте. Склад - хотя бы небольшой - можно выделить в офисном помещении. Предприниматель Виталий Гречко не видит никакой проблемы в том, чтобы снять офис или склад. И не понимает, почему в интернете развели такой сыр-бор вокруг законопроекта.

Виталий Гречко, интернет-предприниматель, магазин "BeBeauty": "Это совершенно ни на что не влияет. Скажут нам снять офис – снимем офис, скажут арендовать склад – арендуем. А если обяжут покрасить двери офиса в зеленый цвет – не проблема, покрасим. Дело в том, что все эти затраты все равно будут включены в цену товара. Так что на доходах магазина это не отразится. Да и на покупателях не отразится. Ну, допустим, какой-то магазин торгует телефонами. За день продает 10 штук. За месяц, получается, 300. Офис снимет за 300 долларов – по одному доллару на каждый проданный телефон накинет – было 200 долларов, стало 201. Покупатель разницы не заметит даже".

Но для новых игроков этого рынка (и для части старых) склад и офис в действительности не нужны. Если интернет-магазин является только площадкой-посредником между покупателем и производителем, то функция менеджеров магазина - обработать заказ, принять оплату и доставить покупку напрямую от поставщика к потребителю. И никаких складов. "На самом деле нам пока не нужно отдельное помещение для хранения товара, мы продаем косметические средства: получили у поставщика, отвезли покупателю. Наше внимание сосредоточено на развитии самого сайта интернет-магазина, а не на складах и офисах. Хорошо, что отменили норму о складе, но если в законе останется требование иметь офис, у каждого интернет-магазина неизбежно будут дополнительные расходы, которые придется заложить в цену товара", - считает Катерина Острогляд, интернет-предприниматель, магазин "GirlsWillbeGirls".

В то же время в Европе наличие офиса у любого интернет-магазина - это нормальная практика, рассказала юрист компании "Кибенко, Оника и партнеры" Полина Нестеренко: "По нашему мнению, закон должен усилить защиту прав потребителей, ведь сегодня от продавцов-мошенников в сети никто не застрахован. И способов их найти и наказать нет. Если обратиться к европейскому опыту в данном вопросе, то я бы отметила, что еще в 2000 г. была принята директива ЕС, которая обязала всех субъектов, ведущих деятельность через интернет, иметь фиксированное место деятельности ("fixed establishment"). Таким образом обеспечили информационную прозрачность деятельности интернет-коммерсантов. И, как видим, развитие этого рынка директива не остановила".

А чем руководствуется не европейский, а украинский законодатель, требуя офис от интернет-магазинов? Предприниматель Юлия, которая попросила не называть ее фамилию, считает, что эта норма приведет к дополнительным проверкам и коррупционным схемам. Есть офис - значит, есть куда приехать и налоговой, и пожарным, и санстанции: "Это придумано, чтобы эту часть рынка можно было "осязать", ведь "виртуалов" сейчас сложнее проконтролировать и прощупать. А если есть офис - можно легче понимать ситуацию в этой нише и ее товарообороты. А значит - контролировать и отбирать себе, если есть, что отбирать", - утверждает Юлия.

От такого применения закона не застрахованы ни мелкие, ни крупные магазины. Ведь согласно последней редакции законопроекта, все они теперь обязаны публиковать данные о фактическом адресе. И если интернет-магазину с большими оборотами офис и склад были нужны и раньше, то раньше никто не обязывал их сообщать, где этот офис и склад расположены. В сегодняшней редакции, которую зарегистрировали в Верховной Раде, в статью "Дистанционная торговля" добавили целый список сведений, которые продавец должен сообщать покупателю о себе. Также в последней редакции авторы законопроекта изменили размер штрафа за дистанционную торговлю без офиса: изначально авторы предлагали взимать 100 необлагаемых налогом минимумов, в другой версии — от 300 до 500, в парламент внесли все-таки проект с суммой штрафа в 100 минимумов.

В августе этого года стало известно, что рабочая группа при Кабмине проанализировала последний вариант законопроекта и в результате получился пакет предложений и замечаний - 91 лист! К слову, весь законопроект помещался изначально всего на 17 страницах. 12 октября Кабинет министров одобрил последний вариант законопроекта, через месяц документ подали в Верховную Раду, где сейчас он ожидает рассмотрения. А в сообществах, группах и форумах пользователи продолжают задавать вопросы. Попадает ли под действие этого закона торговля он-лайн контентом, для которого не нужна доставка? Например, продажа программ и звуковых файлов? Как офис поможет защитить права покупателей, если они находятся в Ужгороде, а офис магазина - в Донецке? Считаются ли субъектами дистанционной торговли интернет-биржа или интернет-аукцион? Ответы на эти вопросы могут быть зафиксированы в другом законопроекте - "Об электронной коммерции", который регулирует вопросы электронных договоров, платежей, доставки. Он акцентирует внимание на создании правил для документооборота в сфере электронной коммерции, но явно не призван описать эту сферу полностью и отрегулировать все ее аспекты. Этот проект уже побывал в Раде, но еще в апреле депутаты отправили его на доработку.

Справка "SQ". Консалтинговая компания "Appleton Mayer" оценивает емкость украинского рынка интернет-коммерции в 400-500 млн. долл. в год. Последний опрос на эту тему показал, что почти две трети украинцев, пользующихся интернетом, имеют опыт покупок через интернет. Украинцы чаще всего покупают в интернете компьютеры и оргтехнику (44% всех покупателей), бытовую технику (37%), книги и журналы (35%). Также часто покупают в сети мобильные телефоны и аксессуары (27%), пользуется популярностью бронирование/покупка билетов (22%), сувенирно-подарочная продукция (16%), еда и напитки (12%), товары для детей (11%), мультимедийная продукция (9%), канцтовары (9%), фото- и аудиотехника (8%).