О приближении Евро, корейских поездах и странных террористахНу вот, дождались: до начала Евро-2012 осталось несколько дней. Да, разговоры о подготовке к турниру и необходимости провести его на высоком уровне всем давно надоели, сами подготовительные работы и связанные с ними постоянные перекрытия улиц и прочие неудобства раздражали, а качество и необходимость сделанного порой вызывали скептицизм. Тем не менее, не вызывает сомнения то, что три футбольных матча, которые пройдут в Харькове в ближайшие две недели, – это серьезная веха в истории города. И спустя годы, показывая наш город гостям, мы обязательно будем говорить: «А еще в Харькове был большой футбол». Показывать как достопримечательность место на Журавлевке, где стояли лагерем голландцы, не забывать сказать об объектах инфраструктуры, что «это строилось к Евро», и рассказывать околофутбольные байки, которые обязательно появятся.

И приход в город чего-то значительного уже чувствуется. Ощущения небанальности происходящего добавили привезенные УЕФА и развешанные по всему городу странные фиолетовые таблички с малопонятными значками. Говорят, что европейские болельщики к подобным обозначениям привыкли. Ну, пусть даже эти с первого взгляда довольно бессистемно натыканные стрелочки и приведут их куда-то не туда – будет лишний повод для общения с местными жителями. Ведь хотя правоохранительные органы в лучших советских традициях и рекомендовали нам поменьше контактировать с иностранцами, не выезжать на дороги в дни матчей и вообще на всякий случай вести себя максимально тихо, чемпионат – это прежде всего праздник общения.

На площади Свободы уже вырос торгово-развлекательный объект со странными матрешкоподобными фигурами на входе под названием фан-зона. Тут ярко проявилась коммерческая жилка УЕФА – на первое место явно поставлено не удобство просмотра футбольных матчей, а продажа пива, сувениров и проведение концертов. Что ж, задачу сделать турнир коммерчески успешным никто не отменял. Вокруг фан-зоны спешно где меняют, а где просто латают асфальт. В саду Шевченко натыкали вагончиков с фаст-фудом с милым сердцу гостей из Нидерландов названием "Amsterdam snack". Растет и палаточный городок для голландских фанатов в Журавлевском гидропарке, хотя, наверное, было бы правильно, если бы его уже построили и протестировали. В несколько смен продолжают экстренно доделывать проспект Гагарина – транспортная артерия к аэропорту, похоже, стала наиболее многострадальным объектом Евро.

А вот парк Горького объектом Евро так и не стал, хотя финансирование его реконструкции и проходит в городских документах в графе "Подготовка к Евро-2012". Его обещали открыть к 1 июня, но лето пришло, а в парке нужно сделать очень много – некоторые аттракционы еще не установили, а те, что установили, – не успели протестировать. Кроме того, говорят, есть какие-то проблемы с организацией энергоснабжения. Так что когда харьковчане смогут покататься на новом «чертовом колесе», пока не ясно. А голландские, немецкие и датские фанаты обозреть город с высоты птичьего полета, если у них вдруг возникнет такое желание, вообще не смогут.

Что еще обращает на себя внимание? Возле "Металлиста" и по маршруту передвижения фанатов порядок вроде бы навели, даже Конный рынок внешне стал намного приличней.

На площади Конституции среди свежепокрашенных и капитально отреставрированных фасадов белой вороной выглядит облезлый старый корпус Университета искусств, который начали красить в последний момент. Может, еще успеют? Ну, и в центре площади, там, где был памятник советской власти, а в будущем обещают богиню Нику, гости Евро увидят сплошной разгром. Скандальный котлован в начале Пушкинской, как и обещали, завесили баннерами, демонстрирующими, как красиво здесь когда-нибудь станет. А вообще Харьков - очень разный: новострои соседствуют с трущобами, высокотехнологичные объекты – с реликтами советских времен, а свернув с гладкого и ровного проспекта, можно сразу попасть в сплошные рытвины и колдобины. Поэтому очень интересно, каким его увидят и как опишут привыкшие к комфорту европейские туристы и в массе своей критично настроенные по отношению к Украине западные журналисты. Ждать осталось недолго – и те, и другие наводнят наш город уже через несколько дней.

Но футбол и все, что с ним связано, – это пока будущее, а на прошлой неделе самым обсуждаемым событием стали новшества в железнодорожном транспорте. Прежде всего -скоростные поезда "Hyundai". Теперь между Харьковом и Киевом вместо ставших привычными "Столичных экспрессов" кременчугского производства ходят очень симпатичные внешне «корейцы». Хотя уже можно смело говорить "скандально известные "корейцы", поскольку преимуществ у новых поездов перед старыми оказалось не так уж и много, а недостатки обнаружились очень существенные.

Сначала о преимуществах. Новые поезда более быстрые и плавные. Однако вместо обещанных когда-то 3,5 часов дороги до Киева мы имеем 4,5 - то есть всего на час меньше, чем ехал старый экспресс. Миллиарды, вложенные в реконструкцию железнодорожного полотна, миллиардные же долги перед корейскими кредиторами, профинансировавшими закупку поездов, - и в результате выигрыш всего часа. Как оказалось, с декларированной ранее скоростью в 160 км/ч по нашим рельсам, несмотря на реконструкцию, поезда ходить просто не в состоянии. Поэтому скорость была снижена до очень скромных ста с небольшим километров. Так что даже преимущества можно записывать в недостатки.

А их хватает и так. Прежде всего - это цена. Минтранс и "Укрзалізниця" просто огорошили всех, назначив на новые поезда базовую цену в 422 грн. в первом классе и 275 грн. – во втором. Раньше "Столичным экспрессом" добраться до Киева стоило около сотни. Видно, транспортным ведомством руководят очень богатые люди - они даже не могли себе представить, что такое смешное на их взгляд повышение тарифов вызовет в обществе целую бурю эмоций. Можно же было подымать цену поэтапно, процентов на двадцать три раза в год…

Нам говорят, что такая цена - это вообще дешево по сравнению со скоростными поездами в Европе и России. Да, цены на поезда в странах Евросоюза, конечно, впечатляют. Однако исследователи подсчитали, что стоимость билета на поездку, приблизительно соответствующую маршруту Харьков-Киев, в Германии и Италии составляет около 3% средней зарплаты, в Австрии - 1,7%. У нас же поездка на "Hyundai" до Киева потянет на более 10% официальной средней зарплаты. Так что цены в Украине значительно более "кусачие", даже если учитывать то, что официальные данные о средней зарплате ниже

реальных. В России поездка на скоростном "Сапсане" из Санкт-Петербурга в Москву будет стоить серьезную сумму в три с лишним тысячи рублей. Но ведь кроме этого состава между двумя столицами ходит несколько десятков пассажирских поездов, которые гораздо дешевле.

А у нас транспортники объявили войну ночным поездам, от которых они в течение нескольких лет хотят полностью избавиться. Зачем? Причина, в принципе, понятна - чтобы заставить людей ездить дорогими и не всегда удобными "Hyundai". И что тогда делать человеку, которому, например, утром надо быть на совещании в Киеве? Приезжать вечерним поездом и снимать на ночь отель? Ехать автобусом или автомобилем? Кстати, считавшаяся еще недавно дорогим удовольствием поездка на автомобиле в связи с новыми обстоятельствами выглядит такой уже далеко не всегда. Билет из Харькова до Миргорода (240 км) в новом поезде обходится в 200 грн. (во втором классе). Бензин для автомобиля с более-менее экономичным двигателем на такую поездку, получается, обойдется дешевле. А если сбрасываться вдвоем-втроем, то автомобиль окажется в разы дешевле поезда.

Вот и получается, что билеты на оставшиеся еще ночные поезда раскупаются очень быстро, а те, кому они не достались, вынуждены обращать внимание на "Hyundai". Например, по состоянию на середину дня четверга на один из самых востребованных поездов – вечерний пятничный – оставались непроданными 25% билетов второго класса и более 80% - первого. При этом на остальные поезда на этот день билетов уже не было (кроме нескольких «люксов»). Выбора у людей не осталось, и по состоянию на середину дня пятницы билеты второго класса уже были раскуплены полностью, первого же большая часть так и оставалась непроданной.

А в субботу, 2 июня, на платформу в качестве поезда категории "Интерсити" (так по-европейски у нас стали называть дневные экспрессы после появления "Hyundai") подали совсем не «корейца», а похожих стальных оттенков новое произведение Крюковского вагоностроительного завода. Оказалось, что корейский поезд сломался (и это далеко не первое происшествие с ним за время тестирования и эксплуатации). Да, с большим трудом его приспосабливают к нашим, пусть даже реконструированным, дорогам. Но "Hyundai" будут поступать к нам пачками, а новый отечественный поезд существует пока в единственном экземпляре и перспективы его производства туманны – говорят, что у "Укрзалізниці" нет средств на намного более дешевые и лучше приспособленные к нашим дорогам отечественные составы. Так что вместо развития украинской промышленности будем кормить корейских рабочих и влезать в долги перед корейскими банками.

Зачем? Самая интересная версия – это делается для того, чтобы выставить такой стратегически важный объект, как железная дорога (пассажирские перевозки – это только верхушка айсберга: ключевую роль железная дорога играет в развитии многих отраслей тяжелой промышленности), банкротом и ненужным балластом для государства и инициировать ее приватизацию. Желающих поглотить столь лакомый кусок хватает. Но это уже совсем другая история.

А еще на прошлой неделе сюрприз преподнесли правоохранители - они отрапортовали о задержании организаторов взрывов в Днепропетровске. Ряд взрывов прогремел в конце

апреля и вызвал нешуточную панику, особенно в преддверии Евро. Более того, генеральный прокурор Виктор Пшонка пообещал в ближайшее время раскрыть аналогичное, но значительно менее резонансное происшествие, которое имело место в прошлом году в Харькове.

По версии СБУ, взрывы в Днепропетровске организовали четверо непрофессионалов, никогда не имевших отношения ни к чему военному. Двое из них - преподаватели-политологи, причем один даже давал комментарии по поводу теракта для телевидения. Причиной совершения преступления названы деньги.

Хотелось бы надеяться, что задержали именно террористов, а не, как это иногда бывает, первых попавшихся. Потому как странностей в этом деле много. Главная - насколько же неадекватными людьми нужно быть, чтобы из-за каких-то четырех с половиной миллионов подвергать риску жизни сотен людей и ставить на уши всю страну (в т.ч. все спецслужбы)? И потом совершенно по-детски попасться во время получения денег? Имея при этом неплохое место работы и хорошую репутацию? Все это несколько странно… Еще более странно прозвучали слова о том, что правоохранители "серьезно проверяют политические взгляды задержанных". То есть завтра может оказаться, что кнопку взрывного устройства нажимала в Харькове украинская заключенная №1 Юлия Тимошенко. Это уже даже и не смешно.

Не менее странно выглядит и заявление о скором раскрытии харьковского теракта, прозвучавшее сразу после поимки подозреваемых в Днепропетровске. Напомним, взрыв прогремел возле сигаретного киоска на Бурсацком спуске в октябре 2011 г. Никто не пострадал, сила взрыва в тротиловом эквиваленте составила до 100 г. Зная логику правоохранителей, можно предположить, что под шумок на политологов-подрывников решили повесить и харьковский "висяк". Мол, приезжали потренироваться - и звучит более-менее логично, и галочка о раскрытии преступления проставлена