А. Белогрищенко: Люди ко мне обращаются, хотя я не чиновник, а представитель общественной организацииПосле публикации статьи с прогнозом относительно кандидатов в народные депутаты по мажоритарным округам в Харьковской области мы начали серию интервью с теми людьми, которые уже определились со своими намерениями. Первым гостем рубрики "Выборы-2012" был Степан Гавриш. Мы продолжаем интервью с потенциальными участниками "харьковского лобби" в парламенте. Сегодняшний собеседник - Андрей Белогрищенко.

- Андрей Иванович, по какому избирательному округу и от какой партии или же самовыдвиженцем вы будете выдвигаться в кандидаты в народные депутаты Украины?

- Я буду баллотироваться в Верховную Раду Украины либо по 168-му (Дзержинский район Харькова), либо по 169-му (Киевский район, часть Московского района Харькова) избирательному округу. На ближайшей пресс-конференции я открыто об этом заявлю и озвучу свои планы. Пока что окончательно не решено, пойду ли я на выборы самовыдвиженцем или буду выдвигаться от партии "Удар" Виталия Кличко.

- А почему выбор пал на партию "Удар"?

- Мне импонирует программа, с которой выступает Виталий Кличко, его взгляды на решение экономических проблем, имеющих место в государстве, и его предложения, связанные с развитием местного самоуправления. Мне близко его видение экономических моделей строительства Украины в целом. Даже если я стану народным депутатом, идя самовыдвиженцем, мне все равно придется работать с той или иной парламентской фракцией. Вероятнее всего, ею станет фракция партии "Удар", если не возникнет какой-то другой фракции, сформированной непосредственно мажоритарщиками - самовыдвиженцами.

- Поступали ли вам предложения о сотрудничестве от других партий?

- Были предложения от четырех или пяти партий. Но две из них влились сегодня в ряды объединенной оппозиции. Остальные не могут рассчитывать на попадание в парламент. Поэтому я принял решение остановиться на сотрудничестве с партией "Удар". Хотя я являюсь беспартийным.

- По Киевскому и Дзержинскому району идут достаточно мощные кандидаты в депутаты от Партии регионов, которых активно поддерживает городская власть. Вас не пугает такая конкуренция?

- То, что я не боюсь сильных конкурентов, я уже доказал, баллотируясь на пост мэра Харькова в 2010 году. Я думаю, вряд ли можно было назвать слабыми конкурентами Геннадия Кернеса или Арсена Авакова. Поэтому я не боюсь оппонентов - у меня есть с чем идти к избирателям. Я знаю эти округа, знаю их жителей.

- А что вас связывает с этими округами?

- Я баллотировался в 2002 г. по Киевскому району. Правда, тогда победил Станислав Косинов. Но на то время у меня были слабые финансовые ресурсы и, соответственно, немного возможностей заявить о себе. В этот раз я рассчитываю на победу. В Дзержинском районе еще в 1990-х годах я баллотировался в областной совет - и побеждал. Поэтому эти округа мне знакомы. Здесь много студенческих городков. Студентов я хорошо знаю и понимаю, поскольку преподавал в разных вузах - например, в Харьковском университете технологии и организации питания, в университете сельского хозяйства. Вузы, в которых я работал, расположены в Дзержинском либо Киевском районах.

Вообще, я всегда активно помогал молодежи, тем же командам КВН, молодым спортсменам. Являюсь почетным президентом областной федерации айкидо, кендо и смежных боевых искусств. Так что студенческая аудитория действительно мне близка и знакома. Не говоря уже о представителях научной сферы. Я и сам ученый, кандидат наук. Поэтому и связывает меня с этими округами преподавание в институтах, научно-исследовательская работа, работа со студентами, спортсменами.

- А как вы планируете вести свою предвыборную кампанию?

- Прежде всего, в рамках закона и максимально общаясь с избирателями. Методы, которые сегодня взяли на вооружение некоторые кандидаты - раздача подарков, пакетов с продуктами, - мне не импонируют. Такие шаги могут сыграть даже негативную роль, сработать против кандидата – и это будет только справедливо. Сегодня избиратель уже не тот, что 10 лет назад: людям нужна не предвыборная гречка, а принципиальная позиция кандидата, залог защиты интересов избирателей в парламенте. Я буду продолжать работать с людьми, которые знают меня, знают мою политическую позицию, мою работу как общественного деятеля на территории вышеупомянутых районов. Уверен, что могу рассчитывать на их поддержку, поскольку они всегда могут рассчитывать на мою. Сейчас многие люди продолжают обращаться ко мне за помощью по самым разным вопросам, в том числе – с проблемами конкретных микрорайонов или частного сектора, хотя я не чиновник, а представитель общественной организации. Вот, к примеру, на днях приходили избиратели Киевского района, просили помочь отстоять озеро и источник, которые попали под незаконные "огораживания".

- Помнится, баллотируясь в мэры Харькова в 2010 году, вы заявляли о препятствиях и попытках сорвать вашу избирательную кампанию. Не думаете, что сейчас ситуация может повториться?

- Сегодня, уже основываясь на опыте, я предпринимаю шаги, которые позволят мне избежать давления, испытанного тогда. Я прекрасно понимаю, что мне не дадут возможности размещать свою рекламу на билбордах: еще тогда, в 2010 году, местная власть запретила размещать мои рекламные щиты на территории Харькова. Тогда я объявил конкурс, предложил 10 тысяч любому, кто разместит мой билборд в Харькове. Несмотря на это, никто не откликнулся. Было только одно предложение - разместить рекламу за территорией города, в Дергачевском районе. Даже рекламу общественной организации, где фигурировала моя фамилия, сорвали со всего общественного транспорта. Хотя все договоры были оплачены вперед, автобусы с этой рекламой проездили по городу максимум две недели. Договоры были расторгнуты рекламистами в одностороннем порядке, деньги никто не вернул, естественно. Поэтому я отчетливо понимаю, что в этой избирательной кампании рассчитывать на внешнюю рекламу не приходится.

- А на что вы тогда рассчитываете?

- Вы знаете, в любом случае сработает реклама "из уст в уста". Я рассчитываю, что в этих районах - Киевском и Дзержинском - работает много активных и сознательных людей, которые, обсуждая разные вопросы, смогут передавать друг другу информацию, распространяемую нами через газеты, листовки, личные встречи. Очень важно донести до людей, что не просто есть такой Андрей Белогрищенко, а что я буду баллотироваться в Верховную Раду с такой-то программой, с такими-то предложениями.

- Тогда вопрос: вы баллотируетесь в Верховную Раду, а с чем туда идете? У вас есть определенные наработки, проекты?

- Безусловно, они есть, их много. Кроме того, различные идеи и предложения постоянно возникают в ходе моих встреч с харьковчанами. Например, ко мне поступало много обращений, связанных с работой тренеров детских и юношеских спортивных школ. Немногие знают, что тренер детской спортивной школы сегодня не приравнивается к учителю. То есть человек, работающий с детьми, воспитывающий молодых спортсменов, в отличие от, например, учителя физкультуры в школе, лишен соответствующих льгот и надбавок, имеет более короткий отпуск и так далее. Это нужно решать законодательно.

Что касается специфики Дзержинского и Киевского районов: для меня очень важно решение проблем, связанных с занятостью, особенно трудоустройством молодежи. Существуют проблемы с экологией, поскольку в этих районах много домов и улиц, которые подтапливаются весной. Также немало вопросов, связанных с социальной защитой населения. Все это нужно формулировать в конкретные предложения для законодательных актов. Кроме того, есть моя программа, которая была обнародована, когда я был кандидатом в мэры. Она и сегодня актуальна. Из нее я возьму самое важное, то, что необходимо решать на законодательном уровне.

- Вы не оставите эти проблемы, будете добиваться их решения независимо от развития событий?

- В любом случае буду продвигать эти вопросы, делать все, чтобы мои предложения реализовывались через фракции, которые пройдут в Верховную Раду. То есть независимо от результатов выборов я передам все свои предложения фракции партии "Удар", и она будет стараться их реализовать.

- Андрей Иванович, после выборов мэра харьковчане меньше слышат о вас, о вашей деятельности. Скажите, чем вы занимались в последнее время, скажем, последние года два?

- Активно занимался общественной деятельностью. Я и сейчас остаюсь президентом общественной организации "Харківські сузір’я". Мы помогаем молодым спортсменам, которые выступают на международных соревнованиях, юным талантам, которые развиваются при поддержке нашей организации. "Харківські сузір’я" продолжают представлять Харьков на разных уровнях как город талантливых поэтов, музыкантов, спортсменов, ученых. Если говорить обо мне, то я никуда не пропал. Просто сегодня резко ограничены мои возможности для участия в различных телепроектах или телепрограммах, поскольку руководство города сосредоточило в своих руках местные каналы. В результате доступ на эти телеканалы для меня закрыт. Поэтому я стараюсь доносить свою позицию через газеты, радио, непосредственное участие в мероприятиях, проводимых нашей организацией.

- Что с вашим бизнесом? Ничего нового в Харькове не создали после ООО "Tobacco"?

- Сейчас у меня нет бизнеса в Харькове. После выборов 2010 года его полностью уничтожили. Ничего нового я не открывал, не создавал. Все мои попытки реализовать какие бы то ни было бизнес-проекты ни к чему не привели: я был предупрежден, что здесь, в Харькове, мне ничего сделать не дадут, разрешений, которые необходимо получить для создания и ведения бизнеса на территории города, я не получу. А собирался, например, открыть выставочный центр по презентации российских и белорусских товаров. Я не стал подымать скандал по поводу нарушения принципа равенства в возможности заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это вряд ли кому-то интересно, а сосредоточил свое внимание на том, чтобы организовать бизнес в других регионах. А в Харькове я занимаюсь только общественной работой.

- Андрей Иванович, хотелось бы еще поговорить о начале вашей политической карьеры. Мы знаем, что вы выходец из комсомола, со студенчества активно занимались общественной и политической работой...

- Да, я всегда был человеком активным, еще в школе возглавлял культмассовый сектор. В студенческие годы я был участником команды КВН, членом сборной области по боксу, играл в вокально-инструментальном ансамбле. И в сложный период развала комсомола - 1987-й год - на одной из дискотек ко мне подошел первый секретарь Сумского горкома комсомола (тогда А. Белогрищенко учился в Сумском филиале Харьковского сельскохозяйственного института им.В.Докучаева - "SQ") и предложил попробовать себя на комсомольском поприще, возглавить одну из комсомольских организаций. Я сразу сказал, что не привык к протоколам, собраниям, что я живой человек и люблю вести за собой ребят в том направлении, которое всем интересно. Меня заверили, что как раз такие люди и нужны в комсомоле. Это было уже активное время перестройки, тогда искали новых лидеров. И с 1987-го года я был одним из тех людей, которые буквально через год предложили демократическую платформу в комсомоле. В газете мы опубликовали устав "Союза молодежи", который шел как альтернатива комсомолу. Причем главный редактор этой газеты через неделю уволился. Но этот устав был поддержан молодежью Сумской области. Так я стал неформальным лидером. Кроме того, тогда же в противовес первому секретарю обкома комсомола моя кандидатура была предложена в кандидаты в члены ЦК Компартии Украины.

Тогда идея переформатирования, демократизации партии и комсомола буквально витала в воздухе. В Харькове строительство демплатформы в городской организации КПСС возглавил заведующий орготделом горкома партии Евгений Кушнарёв.

Но мои критические взгляды многим не нравились. Все делалось для того, чтобы я как можно меньше участвовал в различных форумах, съездах. И я видел, что уже ничего хорошего ожидать ни от комсомола, ни от Компартии не приходится. Потому что функционеры, которые были при власти, не хотели никакой перестройки и всеми силами сопротивлялись попыткам менять что-либо в комсомоле и партии. Тогда я принял решение - в 1990-м году ушел с комсомольской работы, поступил в аспирантуру и занялся наукой.

Если сегодня говорить о самых активных людях, которые проводили в Украине демократические реформы, то все они были комсомольскими лидерами периода перестройки. В последние два-три года перед развалом Союза в комсомол приходили люди, имевшие собственное мнение и не боявшиеся его отстаивать. Поскольку выбор руководителей, секретарей комитета комсомола уже действительно происходил открыто, избирали людей, имеющих определенный авторитет в обществе. Это были далеко не те годы, когда в секретари комитета комсомола выбирали пай-мальчика или пай-девочку, чтобы они выполняли указания сверху. О себе могу сказать, что я бы никогда не стал комсомольским функционером, скажем, во времена Брежнева, Андропова, Черненко и так далее. Когда я работал в комсомоле, было уже совсем другое время. Это были одни из лучших лет в моем опыте самореализации. Я реализовался как молодежный лидер, познакомился со многими интересными людьми, которые хотели изменить общество. Мы проводили молодежные форумы, музыкальные и творческие вечера, которые не устраивали в филармонии.

- Опыт такой работы вам пригодился в дальнейшей жизни?

- Я получил самый ценный опыт – опыт общения с людьми, опыт организатора. Когда я поступил в аспирантуру, многие мои организаторские качества были замечены. Я стал старостой нескольких групп аспирантов. В общении с преподавателями я мог спокойно отстаивать свою позицию, высказывать несогласие с тем или иным вопросом, чего не могли себе позволить другие, те, кто не прошел школы полемики и реализации своих возможностей. Все это позволило мне стать первым стипендиатом Государственного комитета по науке. Я выиграл всеукраинский научный конкурс. На тот момент я занимался продуктами питания, обладающими радиопротекторными свойствами, разработкой новых видов продуктов и предложил теорию, идущую вразрез с традиционной. И мне тогда говорили: как ты можешь спорить с доктором наук?! Я не скажу, что знал больше, - я просто по-другому смотрел на проблему. В итоге моя научная работа победила, опередив труды очень весомых ученых. А я получил финансирование Государственного комитета по науке, благодаря чему была открыта научная лаборатория. Под моим руководством - молодого кандидата наук - работали профессора, доктора наук, старшие научные сотрудники. Вместе со мной они реализовывали тот проект, который я предложил.

Хочу сказать, что всегда очень сложно выходить на всеобщее обсуждение с теми вопросами, которые традиционно считаются неудобными, будь то наука, политика или что-то другое. Когда ты предлагаешь альтернативный путь решения тех же городских проблем, это всегда затрагивает интересы разного рода руководителей. Хотя история учит, что именно благодаря альтернативным точкам зрения в обществе что-то менялось к лучшему.

Если бы я был руководителем города, то не придерживался бы позиции, характерной для сегодняшней городской власти, - не учитывать альтернативную точку зрения на любую проблему, которая сегодня есть в городе - будь то демонтаж трамвайных путей по ул. Пушкинской, ситуация с Лесопарком и так далее. Это нормально, когда есть другие мнения. Но реакция городской власти на тех, кто отстаивает противоположную точку зрения, часто имеет не просто острую, а оскорбительную форму, иногда даже с применением силы. Таким путем невозможно ни построить гармоничное общество, ни найти оптимальные пути решения проблемы. Действуя по-своему, надо хоть частично учитывать другую точку зрения. Тогда это будет оптимально. А одна точка зрения может быть ошибочна, что в итоге приведет к плохим последствиям. Я достаточно много общался с руководителями других регионов и знаю, как они реагируют на дискуссии. Вы знаете, такого острого неприятия альтернативного мнения, как у нас в городе, я не встречал нигде. Речь не идет о том, чтобы не решать какие-то вопросы. Речь идет о том, каким путем их решать. И в любом случае необходимо учитывать мнение большинства. Если на то пошло, так это большинство формирует местное самоуправление.

- Как вы думаете, какой будет реакция на ваше заявление об участии в выборах?

- Я точно знаю, что как только я появляюсь на каких-то политических форумах или мероприятиях, то обязательно возникает активность, и это меня радует. Думаю, что мое участие в выборах в Верховную Раду в любом случае оживит избирательный процесс и даст избирателю дополнительные возможности для того, чтобы осознанно сделать демократический выбор. Для этого я намерен максимально доносить информацию не только о себе, но и о других участниках процесса. Избиратели имеют право знать о позициях кандидатов по важным для общества вопросам. Я буду поднимать болезненные вопросы, буду говорить о тех проблемах, которые нужно решать в регионе и в моих округах, буду предлагать пути решения. Возможно, эти предложения попробует реализовать другой человек, который победит на выборах. Но если они будут услышаны - значит, говорил я не зря.