Жизнь населения во время проведения военных действий никогда не была легкой, а затяжное проведение АТО становится крахом не только для человеческих жизней, но и для инфраструктуры огромного промышленного региона. Население здесь стало перед вопросом физического выживания, ведь на что живет Донбасс сейчас можно только гадать. Только после наступления мира можно надеяться на возобновление работы предприятий. Малый и средний бизнес работает «шатко-валко». Война нарушила все налаженные партнерские связи по сбыту и снабжению. И реальность теперь такова, что, не дождавшись мира, а взамен получив экономическую блокаду, компании и частные предприниматели переориентируют свою работу на российский рынок.

Жители Донбасса ныне предоставлены сами себе. Немногочисленные гуманитарные миссии предоставляют редкую помощь оккупированному краю. Ходят легенды о гумконвоях из России. Одно не подвергается сомнению - гуманитарка от Ахметова, да и она с течением времени «редеет». Новоявленное руководство не подконтрольной Киеву части Донецкой области делает шаги по созданию некой государственности - открыли республиканский банк, работают социальная и пенсионная служба. Донецк и эта часть области стали полностью рублевой зоной - все это результат отсутствия торговых отношений с Украиной.

Кто в данном случае выигрывает - Россия, которая получила дополнительный рынок сбыта своей продукции, или Украина, которая таким образом пытается «не кормить» ополченцев товарами собственного производства, простым людям выяснять нет желания. Есть желание жить (не смотря на разрушенные окрестности), работать и растить детей. Кому-то удается найти работу - хотя и не очень хорошо оплачиваемую. Работают образовательные учреждения, платят пенсии и пособия. Есть возможность учиться дистанционно по украинским программам. Работаю и угольные шахты. Есть, конечно, сложности с выплатой зарплаты - но народ Донбасса всегда был очень терпелив и в этой ситуации понимает, что выбирать сейчас не приходится. К сожалению, уставший от войны народ, начинает привыкать к регулярным звукам различного оружия и понимает, что жить нужно здесь и сейчас. Поэтому, понемногу открываются супермаркеты, налаживают работу мелкий и средний бизнес. Восстановить полностью работу крупным промышленным гигантам, конечно, сложнее - надо по-новому выстраивать цепочку снабжение-сбыт. Поэтому ответ на вопрос «на что живет Донбасс» очевиден - на то, что сам произведет. Словом Донбасс живет и ждет мира.