субботин, турбоатомГенеральный директор АО "Турбоатом" Виктор Субботин в программе "Тема дня" на телеканале "Суспільне" рассказал, как работает предприятия в условиях эпидемии коронавируса, а также о выплаченных налогах и дивидендах, текущих и будущих заказах.

- По информации Харьковского офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы, по итогам трех кварталов 2019 года "Турбоатом" был вторым среди налогоплательщиков Харьковщины после табачной. Сколько предприятие уплатило налогов в прошлом году?

- Хочу сказать, что "Турбоатом" является одним из самых рентабельных машиностроительных предприятий Украины. В начале текущего года мы посчитали, сколько денег заплатили стране за последние 10 лет. Оказалось, что налогов, в том числе и дивидендов на государственную долю, мы заплатили в размере 430 млн долл. Это огромная сумма.

В прошлом году мы заплатили до полумиллиарда налогов, а налогов вместе с дивидендами - 1 млрд 100 млн грн. Это очень большая сумма, которая нам далась непросто. Так сложилось, что правительство потребовало от государственных предприятий 90% прибыли за прошлый год. Это впервые за 10 лет, когда мы отдали государству 90% прибыли. Это было сложно.

- А по финансовому плану на 2020 год?

- Полмиллиарда. Это вполне посильная задача, если все планы реализации будут выполнены исходя из той ситуации,  в которую попадает экономика страны.

- 17 марта, когда правительство ввело общенациональный карантин, ваше предприятие перешло на режим неполного рабочего дня, об этом сообщал ваш сайт. Что это означает? Сколько людей ушли в отпуска, оплачиваемые или неоплачиваемые? Сколько осталось на рабочих местах?

- Хочу подчеркнуть, что эпидемия коронавируса - это серьезное испытание для всего человечества, и наша задача, прежде всего, сохранить жизни и здоровье людей. Поэтому мы с профсоюзным комитетом посоветовались на счет необходимости в текущей ситуации выводить на работу весь коллектив завода. Было принято совместное решение обеспечить критичную работу цехов и подразделений завода и дать возможность сохранить себя рабочим технических профессий и техническому персоналу, который не является в текущей деятельности крайне необходимым. На сегодня из около 3,5 тысяч сотрудников полный рабочий день - у 1,5 тысячи человек (станочники, сварщики, изготовители, инженеры, конструктора, технологи, которые обеспечивают ежедневный рабочий процесс). 800 человек до 3 апреля взяли отпуск за свой счет, около 600 человек в тарифном отпуске и около 100 сотрудников работают удаленно.

Мы, безусловно, понимаем, что нашим людям сложно сидеть в неоплачиваемом отпуске. Поэтому принято решение обратиться в городской центр занятости, чтобы в случае, если чрезвычайная ситуация будет продолжена надолго, наши работники получили выплаты в размере  2 тысяч гривен в соответствии с законом. Все необходимые списки мы уже подготовили и передали ХГЦЗ. Речь идет о тех людях, которые сейчас ушли в тарифные отпуска и отпуска за свой счет.

- Они будут в отпусках все время?

- Они будут работать половину рабочего времени в зависимости от загрузок  на том или ином участке.

- Сегодня в социальных сетях опубликовано фото приказа. Такой  приказ существует?

- Да, это этот приказ. 

- В нем говорится, что сотрудники до октября будут работать половину рабочего времени...

- Нет, не до октября, а три месяца - до 1 июля. Относительно комментариев, которые сопровождают этот приказ, - они абсолютно  неуместны: высказывается предположение, что лучше остановить завод, всем заплатить 2/3 и разойтись, закрыть предприятие. То есть предлагается обанкротить предприятие, чтобы за какое-то время получить 2/3 зарплаты. Как можно обанкротить предприятие? Как можно не выполнять конкретные заказы, которые мы сегодня имеем? Наши заказчики - ЧАО "Укргидроэнерго", средства - это кредиты Европейского банка реконструкции и развития. В сумме - это контракты на 5,5 млрд грн. По ним мы работаем с заводом "Электротяжмаш": мы - генеральный поставщик, а "Электротяжмаш" у нас на подряде. Как можно все остановить  и не выполнять контракт? Мы будем работать!

- Все ли работники будут работать половину рабочего времени?

- Нам необходимо на сегодня как минимум 1,5 тысячи рабочих мест для выполнения уже имеющихся контрактов. Завод обязан их выполнить в указанные сроки. Они будут работать полный рабочий день.

- В этом приказе идет речь об уменьшении объемов производства? О каком уменьшении идет речь, насколько оно существенное?

- Есть предположение, что такое возможно в силу соответствующих обстоятельств. На сегодня пока ни один из наших заказчиков, а это, как я уже сказал, "Укргидроэнерго" и НАЭК "Энергоатом" (компания, которая управляет атомными станциями Украины), не заявили о конкретном снижении по действующим контрактам.

- В приказе идет речь о задержке поставок комплектующих в Украину из-за границы...

- К сожалению, мы констатируем, что поставки по импорту из Европы пока остановлены. В частности, конденсаторы (контракты с "Энергоатомом"), которые мы производим для   атомных станций - миллионников, комплектуются трубкой из нержавеющей стали, которая закупается в Италии. Сегодня машины из Италии не выходят.

- Все задержки связаны с коронавирусом?

- Да, заводы в Италии остановлены, не производят отгрузку. Пока на наших складах есть заделы, и производство не остановлено. Но если смотреть хотя бы на среднесрочную перспективу, то нам нужно реально понимать, что может ожидать коллектив завода и как мы можем помочь сотрудникам не остаться и без денег, и без работы. Ведь в этом ответственность руководства!

- Насколько задержка с поставкой комплектующих, например, на месяц-два может стать проблемой, если границы не будут открыты?

- Я бы не хотел смотреть на ближайшую перспективу очень пессимистично. На сегодня дирекция завода адекватно оценивает ситуацию и принимает соответствующие решения, в том числе и то, которое мы сейчас  обсуждаем. Это нужно для того, чтобы сохранить завод,  обеспечить производство, выполнить действующие контракты и максимально помочь людям пережить эту пандемию.

- Если не будет необходимости в этом приказе с 1 июня, то завод вернется в обычный режим работы?

- Я приду к вам накануне 1 июня и доложу вам и харьковчанам о ситуации.

- Думаете, что вам все-таки придется продлять карантин?

- Я надеюсь, что общими усилиями мы победим и переживем эту ситуацию, завод не будет остановлен, все контракты будут выполнены, мы получим оплату, заплатим все налоги и дивиденды, и все будет хорошо.

- Невозможность сбыта продукции за границу из-за пандемии тоже отмечена в приказе. Куда именно вы должны были сбывать продукцию?

- В этом году по экспорту у нас есть европейские заказчики - это Болгария, Венгрия. Мы должны были им отгружать продукцию в ближайшие полмесяца. На сегодня эти страны закрыли границы. Поэтому: продукцию мы производим,  а будет ли возможность отгрузить ее в срок - посмотрим по ситуации. Похожее положение и с продукцией для Казахстана.

- Проплаты за эти контракты уже выполнены?

- Авансы проплачены. За эти деньги мы закупаем все сырье и материалы. Все контракты по срокам выполняются, но есть вопросы по возможности отгрузок. Будем принимать решение по ситуации.

- В феврале облгосадминистрация говорила о ряде переговоров с Узбекистаном, Таджикистаном, о возможных контрактах, в которых будет задействовано ваше предприятие. В частности, говорилось, что контракт с Узбекской АЭС должен был обеспечить завод загрузкой на 7 лет. Об этом также говорил Дмитрий Кулеба в этом студии, на тот момент он был вице-премьером. Можно об этом подробнее?

- Да. Узбекистан принял решение строить первую атомную станцию - 4 блока по 1 тыс МВт в 2 этапа. Сегодня они определяют поставщика. "Турбоатом" также рассматривается как референтный производитель турбины 1 тыс МВт.  И мы вели активные переговоры, которые продолжаются и сейчас. Наша турбина оценивается как приоритетная. Они хотят именно нашу харьковскую турбину-миллионник поставить в Узбекистане, потому что у нас великолепная референция: 20 наших миллионников в работе на протяжении десятилетий, и за все время - ни одной аварийной ситуации. Через посольство Узбекистана МИД Узбекистана и МИД Украины, узбекские энергетики вышли на "Турбоатом" с просьбой дать предложения по технике и по цене. Мы дали свои предложения. Они сказали, что наше предложение лучше.

- Дмитрий Кулеба говорил, что по этому контракту есть очень серьезная конкуренция с Россией...

- Мы прекрасно понимаем, что рынок турбин является конкурентным.

- Борьба уже завершена или нет?

- Если говорить конкретно по конкурентам из России, а это концерн "Силовые машины", то техническое предложение "Турбоатома" намного лучше их технического предложения. И это проверено годами. И наша референция намного лучше.

- Что такое референция?

- Это опыт работы, авторитет производителя: например, блок в эксплуатации 20 лет - и к нему нет никаких претензий.

- Когда вы ожидаете окончательного решения?

- Все стало на паузу из-за коронавируса. В ближайший месяц мы должны были лететь в Узбекистан на соответствующий форум. Я докладывал губернатору, мы были в посольстве Узбекистана, презентовали наши возможности, которые были восприняты очень позитивно. Ждем завершения карантина, едем в Узбекистан, боремся за контракт - у нас есть очень хорошие шансы его получить. Надеемся, что это будет в этом году. Узбекистан очень активно занимается этим процессом.

- ХОГА говорила о переговорах с Таджикистаном о модернизации Рогунской ГЭС, самой большой ГЭС Центральной Азии. Речь шла о шести агрегатах...

- На Рогунской ГЭС проектная мощность - 6 гидроагрегатов, единичная мощность одного - более 600 МВт. Это очень мощная станция. Из этих шести два гидроагрегата - это наше, харьковское производство. Турбина - "Турбоатома", а генератор - "Электротяжмаша". И речь идет о достройке еще 4-х агрегатов. Конечно, мы  имеем, прямо скажем, техническое преимущество, поскольку станция построена под наше оборудование. Мы работаем в очень тесном контакте с таджикскими партнерами. Более того, когда в 2009 году действующий президент Таджикистана был в Харькове и на "Турбоатоме", он сказал, что наш завод - это родной отец энергетики Таджикистана.

- Когда ожидаете решение по этим контрактам?

- До конца текущего года. Энергетики заинтересованы, но есть, конечно, целый комплекс вопросов, в том числе и по финансированию. Кроме того, рядом, буквально через границу, находятся китайские конкуренты. И они предлагают не только оборудование, но и финансирование, чтобы за деньги Китая была куплена китайская турбина. Мы понимаем, что Украина не может предложить Таджикистану кредит, чтобы за эти деньги была куплена харьковская турбина. Поэтому нам, "Турбоатому" и "Электротяжмашу", приходится доказывать свою жизнеспособность и конкурентность.

- Имеют ли значение сейчас личные встречи?

- Конечно. В целом, в бизнесе миром правит не капитал, а люди.

- Пандемия в этом мешает?

- Безусловно, сейчас мы не можем общаться.

- Хочется спросить о защите ваших сотрудников: маски, средства дезинфекции. Обеспечиваете ли вы этим своих работников?

- Безусловно. Мы закупили бесконтактные термометры, антибактериальные лампы, пошили 10 тысяч масок...

- В соцсетях были фотографии масок...

- Это фейк, это не наши маски. Также мы закупили более 2 тысяч литров антибактериального средства, 550 пар перчаток, 70 настенных дезораторов. Кроме того, принято решение, которое внесено в коллективный договор, о закупке 2-х аппаратов ИВЛ. 16 апреля эти аппараты будут в Харькове, у нас на заводе. У нас есть заводская поликлиника, где работает 30 врачей. Аппараты будут приняты на баланс поликлиники, но если будет потребность, то мы будем их  передавать городским поликлиникам для спасения жизни харьковчан. На все эти мероприятия "Турбоатом" потратил 2 млн 760 тыс грн.

От себя лично и от семьи на мероприятия по противодействию распространения коронавируса  мы выделили 1 млн грн. По решению антикризисного штаба за эти деньги был куплен микроскоп.

- Вы доверяете антикризисному штабу в распоряжении средствами?

- Конечно, это открытая информация, есть перечень необходимого оборудования, который составлялся совместно с медучреждениями. Есть областной штаб, куда входят губернатор, мэр, харьковские бизнесмены, которые сплотились в борьбе с пандемией. И это очень правильно.

- Эти средства вы внесли от себя и "Мегабанка"?

- "Мегабанк" буквально сегодня оплатил счет на сумму, эквивалентную приблизительно 60 тыс. евро.

- И что это за счет?

- Это тоже оборудование из того же списка, который составили харьковские медики. И наша честь и долг оказать в этом им помощь. 

- Планируете ли вы помогать и дальше медицине Харькова?

- Если потребуется - то безусловно. Конечно, я понимаю, что помощь медицине требуется всегда. И, по большому счету, именно коронавирус поднял вопрос жизнеобеспечения медицины как таковой. Мы понимаем, конечно же, что финансирование на сегодня недостаточное.  

- А получает ли бизнес поддержку от органов власти?

- Да, конечно. В частности, на последней сессии горсовета завод освободили от налогов на землю, на недвижимость.

- О какой сумме идет речь?

- 4 млн. 800 тысяч грн.

- Сегодня утром на комиссии по ЧС Харьковского горсовета принято решение открыть пункты приема платежей "Мегабанка" в переходах метрополитена. Это как-то связано с вашей помощью городу?

- Я акционер "Мегабанка", поэтому не занимаюсь его ежедневной работой, не вмешиваюсь в его оперативное управление. Я знаю, что было обращение городской власти к "Мегабанку" с предложением скоординировать усилия по взаимодействию с коммунальными службами по обеспечению оплаты за коммунальные услуги в городе. "Мегабанк" в этом направлении сделал все необходимое, чтобы обеспечить жизнедеятельность коммунальных предприятий.

- Интересует ваше мнение. На своем сайте, на страницах в соцсетях Министерство соцполитики призывает всех отказаться от платежей в отделениях банков и производить платежи в онлайн-режиме, чтобы ограничить контакты между людьми и сохранять социальную дистанцию. И у нас есть видео, где видна очередь в переходе метро к пункту приема платежей. И там большинство - это люди в возрасте. Как вы думаете, удастся ли в таком случае сберечь эту социальную дистанцию?

- Ответственность за работу коммунальных служб и предприятия несет городской исполком. И если он считает необходимым и просит нас точечно открыть точки приема платежей, чтобы эти же пожилые люди не ехали оплачивать коммунальные услуги в трамваях, троллейбусах, а смогли сделать это ближе к дому, - то мы не можем не отреагировать на просьбу городской власти.

- Но есть призыв министерства помогать пожилым людям оплачивать онлайн...

- Я вам советую пригласить в эту студию председателя правления "Мегабанка" Алексея Яценко, и он вам расскажет о масштабной программе "Мегабанка" по онлайн-оплатам, которая сейчас активно воплощается в жизнь. Он вам более подробно расскажет о работе банка в этом направлении.