Воркшоп на тему повышения качества предоставления образовательных услуг в ОТГ провели Харьковское ОП Учреждения "Центр развития местного самоуправления" совместно с областной администрацией (ХОГА). Об этом сообщили в пресс-службе ХОГА.
Участие в мероприятии приняли представители различных уровней оказания образовательных услуг на Харьковщине: районных отделов образования, отделов образования объединенных громад и тех, которые готовятся к объединению.
"Образование - один из важнейших показателей, по которому население оценивает эффективность работы власти. Учитывая, что в большинстве громад финансирование образования составляет 55-60% бюджета, а уровень предоставления образовательных услуг беспокоит всех жителей, эта сфера требует особого внимания", - отметила директор Харьковского ОП Учреждения "Центр развития местного самоуправления" Диана Баринова.
Она рассказала, что в Харьковской области созданы и работают 12 объединенных территориальных громад. Четыре из них, которые с 1 января этого года перешли на прямые взаимоотношения с Государственным бюджетом Украины (Старосалтовская, Чкаловская, Роганская поселковые и Мерефянская городская), приняли управление образованием на уровень громады. Нововодолажская громада, в которой прошли выборы в апреле этого года, также начала этот процесс.
"Семь громад - Зачепиловская, Оскольская, Малоданиловская, Малиновская, Золочевская, Наталинская и Коломакская, которые ожидают постановление ЦИК о назначении первых выборов, уже сегодня должны активно готовиться к процессу принятия управления образованием на свой уровень, потому что он достаточно непростой", - подчеркнула Баринова.
Заместитель директора Департамента образования и науки ХОГА Елена Байназарова отметила, что по результатам ВНО в этом году выпускники школ в объединенных громадах Харьковщины показали лучшие результаты, чем были в этих же школах в предыдущем году, когда управление образованием было на районном уровне.
"Динамика результатов подтверждает, что приближение школ к центру принятия решений, которым является совет объединенной громады, достаточно эффективно", - сказала Елена Байназарова.
Она рассказала, что департамент совместно с Центром развития местного самоуправления будет продолжать оказывать системную поддержку по созданию и функционированию отделов образования на базе объединенных громад, осуществлять организационную поддержку по формированию эффективной модели управления образованием.
Практическим опытом работы во время воркшопа поделилась с коллегами начальник отдела образования, молодежи и спорта Старосалтовской ОТГ Волчанского района Ирина Глазунова. Она подчеркнула, что учителя в объединенной громаде уже чувствуют себя более престижно. Объединенная громада начала направлять на это соответствующие средства: в размере 20% платится надбавка за престижность профессии, выплачивается премирование за подготовленных победителей олимпиад и медалистов. К тому же в этом году ОТГ приняла решение и создала опорную школу, а это - дополнительное финансирование и возможности.
О процессе создания отдела образования при объединенной громаде также рассказал начальник Волчанского районного управления образования Андрей Бережной. Он отметил, что именно на начальном этапе требуется конструктивное взаимодействие между районным отделом образования и ОТГ.
"Когда громада еще не совсем понимает весь объем работы, необходимо предусмотреть некоторые моменты и подстраховать ОТГ, чтобы не сорвать как учебный процесс, так и основные хозяйственные процессы, такие как проведение тендерных процедур на закупку топлива, поставки газа и тому подобное", - рассказал Андрей Бережной.
Своими намерениями по формированию образовательного пространства в ходе воркшопа поделилась первый заместитель председателя Нововодолажской ОТГ Лилия Иващенко.
Подытоживая мероприятие, эксперт по вопросам децентрализации Виктор Нестеренко отметил, что децентрализация дает возможность построить новую украинскую школу.
"Образование в селе должно быть конкурентным. С одной стороны, мы должны обеспечить высокое качество образования в сельской школе, а с другой - создать условия для дальнейшего достойного трудоустройства и социализации сельской молодежи, чтобы деньги громады, вложенные в воспитание, в дальнейшем продолжали работать на эту территорию", - подчеркнул Нестеренко.