белова, институт регионального управления, каразинский университетПрактически перед стартом вступительной кампании состоялось несколько слияний среди вузов Харьковской области. С руководителем одного из них, директором Института государственного управления Людмилой Беловой, мы поговорили о последствиях и возможностях присоединения вуза к Харьковскому национальному университету имени В.Н. Каразина.

- Людмила Александровна, на слуху сейчас тема сокращения количества вузов в Украине, их объединений, реформирования. Что несет в себе для Вас и вашего коллектива это событие?  

- Безусловно, перспективы. Та форма подготовки руководителей для органов государственной власти, которая существовала,  уже не отвечает современным требованиям. Сегодня руководитель должен быть иным, и это правильно. Он должен более оперативно реагировать на те вызовы, которые существуют в обществе и в нашем глобальном мире. Поэтому, естественно, нужно менять систему подготовки. Я думаю, что в этом контексте объединение наших возможностей и возможностей Каразинского университета – просто неоценимо, это шанс объединить наши таланты, особенности, традиции и практический опыт. У нас есть все основания для осуществления задуманного. Мы продолжим готовить специалистов по таким направлениям, как управление персоналом и экономика труда, организация и экономика предпринимательской деятельности, международный бизнес и корпоративный  менеджмент, публичное управление и администрирование.  Ныне только  в Харьковской области 40% глав вновь избранных территориальных громад закончили наш институт, выпускники работают в органах управления всех уровней – от успешных приватных бизнес структур до государственных органов власти. Ежегодно более 400 тыс. государственных служащих и представителей органов местного самоуправления совершенствуют свои профессиональные навыки на курсах и тренингах в Институте. Это также новое направление для дальнейшего сотрудничества и развития – будем вместе учить управлять государством. Уверенна что, это новый шанс, который получает сегодня система подготовки эффективных управленцев. Отдавая себе отчет в том, что нам только 25 лет, а Каразинскому 216 лет, мы постараемся привнести свои традиции, свой опыт и новое направление в деятельность Каразинского университета.

- Что может поменяться в кадровой политике в Вашем институте?

- Я думаю, что будет меняться многое – это требование времени. Переход в университет предусматривает изменение нашего статуса и даже образа жизни каждого из нас, он происходит максимально толерантно в первую очередь  благодаря Вилю Савбановичу Бакирову, многолетнему руководителю университета а ныне председателю Ученого совета, который бережно и мудро пытается смягчить для нас «удары судьбы». Каразинский университет – единственный вуз в Украине из всех четырех, к которым присоединили вузы нашей системы, который взаимодействует с коллективом Института с первого дня, который слушает нас, принимает наши предложения и видят перспективы синергии наших ресурсов. И это не комплимент или ритуальная благодарность. Естественно, переформатировать кадровую политику мы будем  с учетом расширения наших возможностей, целесообразно сохранить наших преподавателей. Они имеют высокую квалификацию, признанные авторитеты в научном мире, работают как сертифицированные тренеры и работают с громадами. Количество профессоров, докторов высокое – 30 для нашего небольшого коллектива, больше 70 кандидатов наук, доцентов. Формально потенциал хороший, неформально тоже. Не буду скрывать, были определенные опасения среди сотрудников по поводу присоединения. Многие из них стояли у истоков становления Института, и это их детище. Они создавали специальность "государственное управление", эту отрасль науки и не хотели бы "раствориться" в связи со слиянием с лучшим университетом Украины. Я полагаю,  мы сохранимся и усилимся, если действительно будем работать, имея общую цель и реализуя наши возможности.

- Если говорить о ключевых преимуществах, которые понадобятся сегодня коллективу Института в новых условиях, какое Вы бы могли выделить в первую очередь?

- На мой взгляд, это опыт работы с органами публичного управления и постоянная коммуникация с ними.  В первую очередь, это опыт эффективной работы с органами власти, постоянный. Мы в постоянном контакте: стажировки и практики, которые там проходят, обучение у нас представителей органов власти, совместная выработка новых идей. Связь со стейкхолдерами у нас постоянная и оперативная, они же зачастую наши слушатели. Мы получаем из первых уст оценки эффективности законодательной базы, живые комментарии о том, почему работают или не работают те или иные нововведения, «не идут» реформы.  Кроме того, в процессе обучения наши слушатели часто подбирают себе лучшие кадры. Ведь наш институт единственный, в котором на стационаре обучаются и студенты и мотивированные, опытные управленцы, которые для себя сделали выбор. К нам приходят те, кто хотят научиться грамотно управлять любой сферой экономической активности. Студент может определиться раньше, чем он начнет свою профессиональную карьеру. А потенциальные работодатели могут выбирать лучшие кадры.

У нас был случай во время выездной  защиты квалификационной работы одной из сотрудниц областной администрации, когда ее непосредственный руководитель восхищенно сказал – какая она талантливая, ее же надо повышать…

- Система, которая занималась подготовкой специалистов для органов государственного управления, значительно поменялась. Какие основные изменения коснулись вас?

- Раньше мы были региональным институтом, в основном к нам приезжали учиться жители  Харьковской, Сумской, Полтавской и Луганской областей. Сегодня мы ничем не ограничены. Университет включил нас во все информационные проекты, позволяющие предлагать образовательные услуги по всей стране. И сегодня уже раздаются звонки от абитуриентов и их родителей со всей Украины.

Современную систему подготовки руководящих кадров, в нашей стране надо создавать, базируясь на опыте Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и лучших зарубежных практиках. Мне нравится концепция социальных лифтов для управленцев, которая открывает большие возможности для молодежи. Но на некоторых этажах надо обязательно останавливаться. Проанализируйте ситуацию, оцените себя, оцените результат, оцените то, чем вы управляете и дальше принимайте решения, планируйте стратегии дальнейшего поведения. Двигаться ли дальше, овладевать новыми знаниями и компетенциями, а может выйти, что это не "ваше". Сейчас существенно уменьшен госзаказ на подготовку госслужащих именно в сфере публичного управления.  Мы теряем часть финансирования, но с точки зрения государства – это правильный подход. Если у человека достойное первое или второе высшее образование, ему надо предлагать сертифицированную, а может и индивидуальную программу обучения, но обязательно на базе высшего учебного заведения. Чем выше уровень ответственности руководителя, тем больше он должен тяготеть и к науке, и к таким научно-образовательным и культурным центрам как университеты. Глобальное понимание процессов и закономерностей  управленческой деятельности без науки невозможно.

Я отслеживаю статистику центров занятости.  Например, по Харькову, выше 70% людей с высшим образованием ищут работу в центре занятости. Это тревожный показатель. Того что выпуск специалистов больше, чем спрос на них. Поэтому, с моей точки зрения, такие проекты присоединения вузов, как наш,  должны повысить качество образования, но они должны сопровождаться государственными программами социальной поддержки участников образовательного процесса. Механическим слиянием вузов мы потенциально можем создать проблему социального недовольства. Благодаря тому, что коллектив Каразинского отнесся к нам очень благожелательно, мы пытаемся решать вопросы, возникшие при объединении вузов, толерантно, и ищем положительные моменты. Например, раньше мы не участвовали в конкурсах Министерства образования и науки, по различным научным программам, так как мы в этой системе не работали. Теперь открывать возможности,  участвовать в таких конкурсах могут наши специалисты и ученые в проектах Каразинского университета. Но и поработать придется, безусловно больше.

- Каждый вуз пытается сформировать портрет своего абитуриента. Кто сегодня ваш абитуриент? 

- У нас есть две категории абитуриентов, это выпускники школ прошлых лет и этого года. Это те, которые пока еще может быть не до конца определились с выбором своего жизненного пути, они могу его еще менять, например, после бакалаврата изменить направление в магистратуре. Ведь не каждый может избрать уже на первом курсе свою профессиональную траекторию. Вторая категория – это люди с высшим образованием, и даже не с одним. Есть такие, которые имеют и два, и три. Здесь есть люди, которые работают в органах государственной власти и местного самоуправления.  Они для себя уже определили профессиональный путь. Но есть управленцы, которые приходят к нам из разных сфер экономики. Они хотят карьерного роста в приватном секторе. Был один такой слушатель, который благополучно закончил уже обучение, который сказал нам, что как бизнесмен хочет взаимодействовать с властью и делать это грамотно, профессионально,  понимая принципы и особенности управленческой сферы. 

Условия приема в институт те же, но и в системе МОН есть новый момент, и это можно отнести также к преимуществам объединения. До нынешнего года мы не имели госзаказа для студентов, только контракт. А теперь мы надеемся, что в следующем году у нас будут и места госзаказа.  

 Своим слушателям я говорю, что как чиновник в прошлом, я знаю у нас чиновников не любят, и возможно, есть за что.  Не нравится, как они работают, какие решения принимают или не принимают. Но если вам что-то не нравится – у вас есть прекрасный шанс пойти работать в органы власти и все исправить:  вы либо поймете, что они делают правильно, либо вы поймете, что надо делать по-другому и сделаете это по-новому.

- Если мы говорим о дипломах, которые получают ваши выпускники. Какой диплом получит ваш выпускник?

- Выпускники будут получать диплом Харьковского института государственного управления Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. У нас есть бакалавры и магистры, у нас есть доктора философии, работает специализированный совет по защите кандидатских и докторских  диссертаций по публичному управлению и администрированию. В Каразинском университете нет докторского совета по публичному управлению, но есть хорошие специалисты. И мы надеемся, что продолжим эту работу, и представители Каразинского войдут в совет и его усилят.

Определены перспективы, знаем куда двигаться. В Каразинском университете, мы чувствуем поддержку и понимание. У ректора университета Татьяны Евгеньевны Кагановской есть видение точек соприкосновения, траектории развития нашего научно-образовательного направления ведь ее научные интересы относятся, в том числе к сфере государственного управления. Мы также готовы разрабатывать концепцию   подготовки управленческих кадров на базе классических университетов и предлагать ее Министерству образования и науки, Кабинету министров Украины.

- И напоследок. Что лично для Вас означает учить государственному управлению?

- На самом деле для меня управления - это искусство. Научить управлять – значит раскрыть талант любви к людям, терпения, выдержки, жертвенности, высочайшей ответственности и еще неистощимого оптимизма. Управление коллективом, областью, городом, страной  требует высокого профессионализма и высоких моральных качеств. Уверена, что сегодня, именно моральные качества для тех, кто связывает свою судьбу с управленческой профессией, должны быть приоритетными.