Харьковский центр женских исследований провел круглый стол "Проблема предупреждения насилия в семье и ее законодательное урегулирование в Украине". Цель проведения мероприятия стали оценка и определение перспективы применения Закона Украины "О предупреждении насилия в семье" (15 ноября 2001 г.). В заседании круглого стола приняли участие члены авторского коллектива по разработке закона, представители руководства Харькова и области, правоохранительных органов, политических и общественных организаций.
Президент Харьковского центра женских исследований, руководитель авторского коллектива Академии правовых наук Украины по разработке проекта закона Александра Руднева напомнила, что 15 ноября закон был принят парламентом, а 14 декабря - подписан Президентом Украины. Украина, по словам А.Рудневой, оказалась первым в Восточной Европе государством, где принят такой закон. И что особенно приятно харьковчанам, принятый закон - харьковская инициатива.
Заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов власти, глава Координационного совета по предупреждению насилия в семье Владимир Кийко отметил значительную роль в разработке и принятии закона харьковских женских общественных организаций. В.Кийко отметил, что общество еще не готово принять этот закон, поэтому нужны значительные усилия органов местного самоуправления, милиции и общественных организаций в деле пропаганды и реализации положений закона. Координировать действия этих организаций - основная задача Совета. Закон потребует привлечения значительных материальных ресурсов, например по созданию медицинских центров, что также должна обеспечить власть. В.Кийко сообщил, что благодаря проведению тренингов, организованных при содействии побратимов из Цинцинати, создан отряд специалистов, которые могут оказывать жертвам насилия в семье медицинскую, правовую и психологическую помощь.
Харьковский центр женских исследований. Президент Руднева Александра Николаевна. Тел. 15-72-85.

На сайт

Доктор юридических наук, завкафедрой криминологии и исправительно-трудового права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого Александр Голина отметил, что принятый закон - первый шаг в модернизации государственной политики взаимоотношений в семье. Впервые насилию противостоит не жертва, а государственная система. Особенность закона в том, что он носит, в основном, предупредительный характер. Его цель не наказать, а сохранить семью.
Старший инспектор отдела участковых инспекторов Харьковского городского управления внутренних дел Сергей Шадрин отметил, что этот закон имеет больше политическое значение, чем практическое. Ведь 80% тех обязанностей, которые возлагает на участковых инспекторов Закон, они исполняют и сейчас. Есть порядок обращения граждан, оговариваемый процессуально-уголовным кодексом, где указано, какие заявления в какие сроки должны быть рассмотрены. Этот механизм отработан. Кроме того, выделять заявления от жертв насилия в семье или от пострадавших от насилия не в семье, а, например, на улице неправильно, считает С.Шадрин. Ведь все граждане равны. Все заявления рассматриваются в установленном порядке, открывается уголовное или административное дело. Рекомендуется обратиться в суд, если дело имеет гражданско-правовой аспект или выносится официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения. Кроме того, одним из видов насилия, выделенного в Законе как сексуальное насилие, занимается уголовный розыск. А в Законе выделили только две службы милиции - участковые инспектора и криминальная милиция по делам несовершеннолетних. Единственное новшество, которое есть в новом законе, считает С.Шадрин, это защитное предписание, которое может оказаться неэффективным, а других конкретных мер по предупреждению насилия в семье в Законе не видно. Жертва должна искать защиту в судебном порядке, считает С.Шадрин, как и до принятия закона о предупреждению насилия в семье.
Аспирантка кафедры теории государства и права НЮАУ им. Ярослава Мудрого, вице-президент Харьковской ассоциации молодых юристов Анна Христова, член авторского коллектива по разработке проекта Закона, пояснила, что основной причиной трудностей в реализации его положений будет то обстоятельство, что Верховная Рада постаралась максимально снизить возможные бюджетные затраты. Поэтому исполнение Закона возложено на уже существующие структуры, которые и так перегружены. Например, новшество Закона - защитное предписание, будут вручать участковые инспектора, а не суд, как того требует мировая практика.