"Мы недостаточно подготовлены, чтобы решить проблему бесплатной выдачи актов на землю своими силами",заявил 8 сентября на собрании Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области начальник Главного управления земельных ресурсов в Харьковской области Анатолий Вовк. По его словам, речь идет о постановлениях Кабмина №844 и №901 (которое вышло в продолжении первого постановления) о дополнительных мерах по урегулированию земельных вопросов.

Как отметил А.Вовк, по постановлениям, которые действуют только в 2009 г., нужно выдать земельные акты на право собственности на землю тем, кто с 1992 г. имеет приусадебные участки, а также тем, кто получил решения о передаче им земельных участков в частную собственность для садоводства, но не оформил госакты на право собственности на землю. По словам А.Вовка, в рамках программы выдачи актов Кабмин принял решение ликвидировать Государственную земельную инспекцию как отдельный орган и включить ее в Государственный комитет земельных ресурсов. Инспекция работала в составе Госкомзема до 2003 г. "Как расформирование инспекции связано с необходимостью выдачи актов, я не могут сказать. Для местных органов власти это лучше, так как нужно обращаться к одному человеку с проблемами (к начальнику местного Госкомзема), а для меня это хуже, потому что нужно будет заниматься своей работой и самому себя контролировать", - отметил А.Вовк.

По его словам, еще одно новшество в том, что Госкомзем перестает подчиняться Министерству экологии и природных ресурсов и переходит в подчинение Кабмина, "как я понял, первого вице-премьера".

А.Вовк сообщил, что постановлениями утвержден порядок получения гражданами актов и порядок финансирования программы из стабилизационного фонда. Профинансировать нужно увеличение штатов Госкомзема в полтора раза (до 14 тыс. госслужащих по Украине), а также приобретение автомобилей и землеустроительной техники. В постановлении сказано, что гражданин приносит заявление (в двух экземплярах), копию идентификационного кода и паспорта, а также решение местного совета о передаче земли ему в частную собственность. Через месяц гражданин имеет право получить акт на землю в том же сельсовете, куда он подал заявление.

По словам А.Вовка, Кабмин в постановлении №901 очень аккуратно обозначил, что рекомендует принимать положительные решения и в тех случаях, когда окончательное решение о приватизации еще не принято. В Харькове около 20 тыс. земельных участков (садовых и приусадебных хозяйств), которые еще не приватизированы, и есть люди, которые даже не подавали заявление на приватизацию. "Обращений от таких граждан не было, и когда они появятся, тогда и будем решать эту проблему, а пока будем говорить о тех случаях, когда решения местных советов уже приняты", - заявил А.Вовк.

По его словам, в Харьковской области около 207 тыс. граждан, которые имеют право на получение акта на землю. Работы по выдаче актов начались 1 сентября. Основная тяжесть работы ляжет на органы Госкомзема и на госпредприятия, ему подчиненные (Харьковский институт землеустройства, Харьковский областной филиал Центра государственного земельного кадастра и еще ряд госпредприятий по землеустройству). Частные структуры к этой работе не допускаются. "Но даже в Харьковской области, которая лучше всех других областей обеспечена ресурсами по землеустройству, не справляются с поставленной задачей. Например, сейчас кадастровый центр печатает 5 тыс. бланков госактов по Харьковской области, а нужно будет печатать по 77-78 тыс., чтобы выполнить задание Кабмина. А еще нужно проводить полевые работы и регистрационные мероприятия, и ресурса, который в области есть, недостаточно, чтобы задание выполнить", - заявил А.Вовк.

"Но самое главное - это тот вопрос, который мы себе задаем, даже не будучи финансистами: как использовать средства стабилизационного фонда на выплату заработной платы работникам Госкомзема? Пока не известно, как проводить эти средства через бухгалтерию. Я не могу заключить с землеустроительными организациями договоры на выполнение работ", - отметил А.Вовк.